Знания

Итикаф

salah-itikafЕго предписание

1.   Итикаф   (оставаться   в   мечети)   является рекомендуемым действием в месяце рамадан, а также в другие   дни   года.   Основанием   для   этого   является высказывание Аллаха: «…когда вы совершаете итикаф в   мечетях».   Существует   также   много   достоверных хадисов о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал итикаф, и сообщений салафов об этом, которые  приведены в Мусаннафах Ибн  Аби Шейбы и Абдур-Раззага. [1]

Достоверно   сообщается,   что   Пророк   (да благословит   его   Аллах   и   приветствует)   совершал итикаф в последние десять дней месяца шаввал [2] и, что Умар (да будет доволен им Аллах) сказал Пророку (да благословит   его   Аллах   и   приветствует):   «В   дни невежества я поклялся (Аллахом), что совершу итикаф в течение одной ночи в заповедной мечети (следует ли мне это сделать)?» Пророк ответил: «Выполни свою клятву». И он совершил итикаф в течение одной ночи.[3]

2. Совершение итикафа в месяце рамадан установлено в хадисе  Абу   Хурейры:  «Посланник  Аллаха   совершал итикаф   в   течение   десяти   дней   в   каждом   месяце рамадан. Но в год, когда он умер, он совершил итикаф в течение двадцати дней».[4]

3. Последняя часть месяца рамадан является лучшим временем для совершения итикафа, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал итикаф в течение последних десяти дней рамадана пока Аллах не взял его душу (до смерти).[5]

Его условия

1.   Итикаф   можно   совершать   только   в   мечетях, основываясь на высказывании Аллаха: «и не вступайте с ними (т.е. вашими жёнами) в интимную связь, когда вы совершаете итикаф в мечетях». (Сура Аль-Багара: 187)[6]

Аиша   сказала:   «Тому,   кто   совершает   итикаф является сунной не выходить (из мечети) если это не по нужде.  Он не  должен  присутствовать  на  похоронах, прикасаться   к   своей   жене,   или   вступать   с   ней   в интимную связь. Итикаф можно совершать лишь в той мечети, где совершается джамаат (намаз). И тому, кто совершает итикаф, является сунной поститься (в день, когда он совершает итикаф)».[7]

2.   В   мечети   также   должны  совершаться  пятничные намазы,   чтобы   тому,   кто   совершает   итикаф,   не пришлось покидать мечеть для совершения пятничного намаза.   Потому   что   это   является   обязательством, основываясь на  словах Аиши в одном из сообщений предыдущего  хадиса:  «…и итикаф  можно  совершать только   в   той   мечети,   где   совершается   пятничный намаз».[8]

Более того, я обнаружил достоверный хадис, ясно определяющий «мечети», упомянутые в  предыдущем аяте, которыми являются:  Заповедная мечеть, мечеть Пророка и  мечеть аль-Агса.  Этот  хадис следующий: «Итикаф совершается только в трёх мечетях».[9]

Согласно   тому,   что   я  обнаружил  среди  салафов, которые придерживались этого мнения, были Хузейфа Ибн Аль-Яман, Са’ид Ибн Аль-Мусайиб и ‘Ата. Однако он   (‘Ата)   не   упомянул   мечеть   Аль-Агса.   другие придерживались того мнения, что речь идёт о любой без   ограничения   мечети   (в   которой   совершается пятничный   намаз).   Но   всё   же   некоторые   были несогласны,  говоря,   что   это   можно   было   совершать даже в мечети чьего-либо дома. И нет сомнения в том, что лучшим является придерживаться хадиса по этому поводу. И Аллах, Субханаху ва Та’аля, знает лучше.

3.   Тому,   кто   совершает   итикаф   является   сунной поститься, как было сказано Аишей (да будет доволен ею Аллах).[10]

[1] В предыдущем издании этой книги здесь был приведён хадис о пользе того, что «Если кто-то совершит итикаф один день…», но затем я убрал этот хадис после того, как мне стало ясно, что это слабый хадис. Это случилось после того, как я привёл и проанализировал цепочки этого хадиса в «Силсилят-уль-Ахадис ад-Даифа» (5247). В результате этого я обнаружил незамеченный ранее дефект этого хадиса, который не был известен мне и Аль-Хайсами до меня.

[2] Это часть хадиса Аиши, который привели Аль-Бухари, Муслим и Ибн Хузейма в своих Сахихах. Я привёл этот хадис в «Сахих Сунан Абу Давуд» (2127).

[3] Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим и Ибн Хузейма. Дополнение принадлежит Аль-Бухари, которое приведено в одном из сообщений, как указано в моём сокращении к этому (995). Этот хадис также приведён в «Сахих Сунан Абу Давуд» (2136-2137).

[4] Это часть хадиса Аиши, который привели Аль-Бухари и Ибн Хузейма в своих Сахихах, и это приведено в ранее упомянутом источнике (2126-2130).

[5] Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим и Ибн Хузейма и он приведён в «Аль-Ирва» (966) и «Сахих Абу Давуд» (2125).

[6] Имам Аль-Бухари использовал это в качестве доказательства того, что мы указали выше. Аль-Хафиз Ибн Хаджр сказал: «Доказательством, содержащемся в этом хадисе является то, что если бы итикаф можно было совершать в каком-либо другом месте помимо мечети, то запрещение вступления в интимную связь не было бы указано в особенности, потому что согласно единому мнению учёных интимная связь запрещена во время итикафа. Таким образом, использование слова «мечети» означает, что  итикаф можно совершать только в мечетях».

[7] Этот хадис привёл Аль-Бейхаки с достоверным иснадом и Абу Давуд с хорошим иснадом. Следующее за этим сообщение Аиши также приведено Абу Давудом, и оно приведено в «Сахих Абу Давуд» (2135) и «Аль-Ирва» (966).

[8] Аль-Бейхаки сообщил от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Воистину наиболее ненавистным для Аллаха являются нововведения. И воистину одним из нововведений является совершение итикафа в мечетях, которые расположены в домах».

[9] Этот хадис с достоверным иснадом привели Ат-Тахави, Аль-Исмаили и Аль-Бейхаки от Хузейфы ибн Аль-Ямана. Этот хадис приведён в «Ас-Сахиха» (№ 2786) наряду с сообщениями сподвижников, которые согласуются с этим хадисом и все они достоверны.

[10] Это привёл Аль-Бейхаки с достоверным иснадом и Абу Давуд с хорошим иснадом. Имам Ибн Аль-Гайим сказал: «Нет сообщений о том, что Пророк совершал итикаф, не соблюдая пост. Наоборот Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Нет итикафа без поста”. Более того, Аллах не упоминал итикаф без поста. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал это помимо как, соблюдая пост. Таким образом, правильное мнение содержится в доказательстве, которому придерживается большинство учёных – пост  является  условием  для  итикафа.  И это  мнение  предпочитал  Шейх-уль-Ислам  Абул-Аббас  Ибн Теймия». Он к этому также добавляет, что в религии не установлено, чтобы тот, кто идёт в мечеть для намаза или чего-либо другого, имел намерение для периода времени, которое он проведёт в итикафе. Это тоже было указано Шейх-уль-Исламом в его книге «Ихтиярат».

Имам Мухаммад Насир-уд-Дин Аль-Албани. Ночной  намаз в месяце  рамадан

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика