Как приумножить багаж благих деяний в Рамадан и после него?
Добрый совет и искреннее отношение к людям также приносят очень большую пользу обществу, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Религия это – искреннее отношение (или совет)»
В чем же выражается искреннее и сердечное отношение к людям? Это огромная масса дел, к которым относятся следующие дела:
— Разъяснение людям того, что служит их интересам в этом мире и в Следующем.
— Обучение их тем знаниям, в которых они нуждаются, как в вопросах Религии, так и в мирских.
— Сокрытие людских недостатков и отказ от их оглашения, с одновременным принятием мер по их исправлению.
— Защита людей от того, что может им навредить.
— Способствование всему, что приносит им пользу.
— Уважение к старшим и почтенным людям.
— Сострадание младшим и слабым.
— Наставление людей на добрые дела.
— Отказ от обмана.
— Желание им блага, отказ от зависти.
— Защита их жизни, чести, здоровья и имущества.
Это лишь некоторые примеры, но существует множество других проявлений искреннего и сердечного отношения к людям.
Когда мы обращаемся к Аллаху с мольбой за умершего мусульманина или за своего отсутствующего товарища, то говорим: «О Аллах! Прости наших живых и мёртвых, близких и далёких, присутствующих и отсутствующих, мусульман и мусульманок, пожилых и малых». Этим самым мы приносим им большую пользу, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если кто-либо помолится за своего брата в его отсутствии, то ангел, которому поручено [следить за ним] скажет: «Амин, и тебе того же».
Также общественной пользой является оказание помощи как притеснённому, так и притеснителю. Если с первым всё понятно, то чем же мы должны помочь притеснителю? Помощь ему заключается в том, чтобы остановить его, помешать ему дурно поступать в отношении других людей и заставить его вернуться к достойному поведению. Например, запретить сплетнику продолжать свои скверные разговоры, потому что распространение пересудов о ком-либо является одним из худших видов несправедливости по отношению к другим людям, ведь жертва сплетен наиболее беззащитна, так как человек из-за своего отсутствия не может дать отпор самостоятельно. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто защитит честь своего брата, лик того человека будет защищён Аллахом от адского Пламени в День Воскрешения».
Поэтому если вы слышите, что кто-то в собрании плохо отзывается об отсутствующем человеке, то должны сказать ему: «Замолчи, мы знаем о нём только хорошее». Если же у обсуждаемого человека действительно есть известные недостатки, то все равно следует призвать своих собеседников к удержанию своих языков от сплетен и не говорить у человека за спиной.
Также большую пользу людям приносит тот, кто примиряет между собой две препирающиеся стороны.
«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» (Коран, 4: 114).
Великий учёный шейх Абдуррахман ас-Саади (да одарит его Аллах своей милостью), комментируя данный аят в своём известном тафсире, сказал: «Нет никакого блага во многих приватных разговорах и частных беседах, которые люди ведут между собой. Если в них нет блага, то в них нет и пользы. Либо в этих словах просто нет пользы, что само по себе является дозволенным (мубах), либо это является злом и явным вредом, в том случает, если это запретные речи. В таких приватных беседах нет блага, при этом Всевышний Аллах сделал исключение и сказал: «Если только они не призывают раздавать милостыню», т.е. расходовать своё имущество, передавать знания, и приносить людям любую другую пользу. «Совершать одобряемое», т.е. совершать благодеяния и другие дела, в которых проявляется повиновение приказам Аллаха, все, что одобряется Шариатом и здравым разумом. «Или примирять людей», — примирение необходимо тогда, когда люди вступают в конфликты и препирательства. Споры, препирательства и взаимная ненависть непременно порождает столько зла и раздоров, что счесть его невозможно. Поэтому Великий Законодатель побуждает нас примирять людей, во всех вопросах связанных с кровью, имуществом, честью и Религией».
Всевышний Аллах сказал:
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (Коран, 3: 103).
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (Коран, 49: 9).
«Примирение – это благо» (Коран, 4: 128).
Поэтому Аллах делает успешными дела тех, кто примиряет и улучшает, и не даёт успеха тем, кто портит и нарушает.
Мусульманину следует примирять отношения между человеком, который завещает кому-либо долю своего имущества после смерти, и между его прямыми наследниками в случае возникших разногласий. Аллах сказал:
«Если же кто-либо опасается, что завещатель поступит несправедливо или совершит грех, и установит мир между сторонами, то на нем не будет греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (Коран, 2: 182).
Если же речь идёт о вопросах, связанных с возможным пролитием крови, то принимать участие в примирении в данной ситуации очень важно. Разногласие между мусульманами противоречит их Веру, приводит к вражде, взаимной ненависти, попранию законных прав, беспорядку и раздорам. Стремление к улаживанию и примирению (в случае появления разногласий) лучше, чем соблюдение добровольных молитв, поста и раздачи милостыни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не указать ли мне вам на нечто лучшее, чем степень поста, молитвы и милостыни?»Сподвижники сказали: «Да [укажи нам на это], о, Посланник Аллаха». Пророк сказал: «Это примирение людей. А внесение порчи между ними [, напротив,] сбривает Веру»[1].
В другом хадисе говорится:
«Лучшая милостыня – это примирение между людьми».
Дорогой брат мусульманин, даже если ты поклялся Аллахом о том, что не будешь примирять каких-то конкретных людей и не станешь вмешиваться в их дела, но затем тебе неожиданно представилась хорошая возможность вмешаться и решить их проблему наилучшим образом, то сделай это, а затем соверши искупление клятвы, ведь Всевышний Аллах сказал:
«Пусть клятва именем Аллаха не мешает вам творить добро, быть богобоязненным и примирять людей. Аллах – Слышащий, Знающий» (Коран, 2: 224).
Также пользу для общества приносят люди, которые честно и без страха приносят необходимое свидетельство, когда от них этого требуют. Аллах сказал:
«Свидетели не должны отказываться, если их приглашают» (Коран, 2: 282).
Существует великое множество полезных дел, давайте немного углубимся в этот вопрос и спросим себя: что мы делаем для того, чтобы людям было удобно поклоняться Аллаху? Что делаем, чтобы помочь им совершать веления своего Господа и быть покорными Ему? К таким делам относится строительство и уход за мечетями, особенно в месяц Рамадан, когда в мечети неотлучно находятся люди, соблюдающие игтикаф. Вспомните, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был обеспокоен тем, что не прочитал заупокойную молитву (джаназа) за человека, который убирался в мечети. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал, что этот человек умер, то прочитал по нему молитву, несмотря на то, что уже прошёл месяц со дня его смерти. Почему он так сделал? Потому что этот сподвижник делал важное дело, он оказывал услугу людям, наводя порядок в месте, в котором они поклонялись Всевышнему Аллаху. Возможно, человек, который помогает постящимся в пути или в других трудных делах, превосходит по достоинству и награде самих постящихся. Деяние этого человека приносит пользу не только ему самому, но и другим людям. В одном из военных походов сподвижники, которые не держали пост, помогали постившимся, чтобы те меньше себя утруждали. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел это, то сказал:
«Сегодня те, кто не держал пост, забрали всю награду»[2].
Эти сподвижники выполняли обычную работу воина во время перехода, они устанавливали палатки, разбивали лагерь, поили верблюдов, но, несмотря на это, заслужили большую награду, чем постящиеся. Об этом засвидетельствовал сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Сегодня те, кто не держал пост, забрали всю награду». Почему? Потому что их дело приносило пользу не только им, но и их товарищам, которым они помогали поклоняться Аллаху.
Какую большую награду получают люди, которые строят мечети и оборудуют места поклонения с чистым намерением заслужить довольство своего Господа?! Это даёт другим людям возможность совершать коллективную молитву, поминать Аллаха, уединяться в мечети во время последней декады месяца Рамадан, совершая игтикаф. Мечети – это места, где мусульмане собираются в кружках получения знаний и совместно изучают Коран. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто построит мечеть ради Аллаха, тому Аллах построит дом в Раю».
При этом люди могут принимать совместное участие в возведении мечети, будь то мужчины или женщины, каждый может внести свою лепту, и все они войдут в Рай благодаря своему участию и той доле, которую они внесли в это благое дело, надеясь на награду Аллаха.
Мусульманин старается приносить пользу, где бы он ни находился, находясь дома или на улице. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил мусульманам сидеть у дорог, по которым ходят люди, однако некоторые сподвижники в силу своей деятельности нуждались в этом и оповестили его, что им необходимо находиться у дорог, по которым ходят люди. Обращаясь к тем, кто по каким-то причинам не может выполнить этот наказ, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Предоставьте дороге её права». Сподвижники спросили: «А какие права есть у дороги?» Он сказал:
«[Вы должны] опускать взоры, воздерживаться от доставления неприятностей, отвечать на приветствие, побуждать к благому, удерживать от скверного, помогать тому, кто попал в беду, и указывать дорогу заблудившемуся».
По материалам статьи «Будь полезным, где бы ты ни был», опубликованной на сайте www.whyislam.ru
[1] Хадис привёл Абу Дауд с достоверным иснадом.
[2] Это не значит, что постящиеся не получили награды. Эти слова указывают на преувеличение, что значит, что люди, которые не соблюдали в этот день пост и помогали постящимся, получили намного большую награду, чем сами постящиеся.