Ахляк (нрав)

Гнев как источник неблагополучия

Когда человек оказывается в трудной жизненной ситуации, ему бывает нелегко найти единственно правильное решение. Кто-то, озлобившись на всех и вся, пытается доказать своё превосходство и свою силу (нанося тем самым боль и обиду всем окружающим), а кто-то, осознавая своё бессилие, прощает своего обидчика, уповая лишь на Аллаха.

Всевышний, напоминая о Себе, посылает эти испытания, тем самым давая нам возможность осмыслить свои поступки и проявить себя наилучшим образом. И тут человек показывает своё истинное лицо. Конечно же, ситуации бывают разные: кто-то не может забыть кем-то давно сказанные обидные слова; кто-то не смог приобрести долгожданное жильё из-за чьих-то козней; кто-то дал хорошему человеку деньги в долг, а забрать никак не может в силу каких-то обстоятельств; кто-то женится в надежде создать хорошую прочную семью, а заканчивается эта женитьба разводом и враждой… Эмоции начинают преобладать над разумом! «Ненавижу!!! Не прощу!!! Отомщу!!!» Какие ужасные мысли! Гнев – одно из мерзких чувств, которые испытывает человек в своём сердце. Как же важно сдержать свой гнев и не выплеснуть его на окружающих!

Один человек попросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сделать ему наставление и получил такой ответ: «Не гневайся». Тогда это человек повторил свою просьбу ещё несколько раз и каждый раз получал ответ: «Не гневайся»[1].

В другом хадисе сообщается, что ’Абдулла ибн ’Амр спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о таком качестве характера, которое позволит ему избежать гнева Всевышнего Аллаха, на что Пророк ответил:«Не гневайся»[2].

Сообщается со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَيْسَ الشَّدِيدُ بِالصُرَعَة   إِنَّمَا الشَّدِيدُ مَنْ يَمْلِكُ نَفْسَهُ عِنْدَ الغَضَبِ

«Силён не тот, кто может повергнуть других, силён тот, кто владеет собой во время гнева»[3].

Проглотить обиду, проглотить несправедливые обвинения в свой адрес очень трудно! Но ещё труднее исправить последствия тех действий, которые совершаются в гневе. Только по истечении какого-то времени человек понимает, что, погасив свой гнев, он сохраняет своё сердце от чёрствости и грязи. И это ощущение душевной чистоты приходит к тому, кто может, пересилив себя и свой нафс, удержаться от грубости.

Увы! Есть и такие невежды, которые позволяют себе быть грубыми и несдержанными, объясняя это тем, что они не желают ничего и никого понимать. Если бы они знали, каких благ они тем самым лишают себя!

Аллах Знающий! Только Он знает, где мы найдём, где потеряем. Не бывает безвыходных ситуаций. Даже если не устраивает ни один из имеющихся вариантов, остаётся самый главный и беспроигрышный: ПРОСТИТЬ. Казалось бы, невозможно простить: обида не даёт покоя ни днём, ни ночью, и на сердце очень тяжело. Но! Если сделать над собой усилие и успокоить своё сердце, то можно духовно возвыситься и достичь довольства Всевышнего!

Иногда люди в отчаянии спрашивают: почему Аллах создал таких плохих и безжалостных людей, ведь от них столько проблем и горя? Всевышний создал добро и зло и предоставил человеку самому выбирать, по какому пути следовать. И чтобы мы, видя плохих людей, не уподоблялись им, стремились совершить ещё больше благого. Об этом ведает только Всевышний! Хотя неизвестно, кто из нас придёт к довольству Аллаха наилучшим путём! Звучит как будто бы обидно: ведь злой человек несправедлив с теми, кто с ним мягок и терпелив. И всё же даже он может заслужить и Рай, и довольство Аллаха, но только искренне раскаявшись за совершённые им поступки!

Неужели человек, у которого жестокое сердце, может искренне раскаяться?! По воле Аллаха может произойти любое чудо! Жизнь непредсказуема. Милость Аллаха безгранична. Пусть Всевышний смягчит эти жестокие сердца, очистит их от злости и ненависти! У того, кто мягок и терпелив, сердце большое и доброе, поэтому он делает хорошее дуа тому, кто неправ. Это лучшее, что можно сделать в этой ситуации, ведь дуа, сделанное искренне и в надежде на чудо Аллаха, обязательно сбывается!

К сожалению, не всегда у нас хватает терпения, если происходит какая-нибудь несправедливость по отношению к нам. Хвала Всевышнему! Он даёт силы! Простив своего обидчика, мы обретаем в своём сердце кусочек счастья. Ведь умение прощать нам необходимо как воздух, это как награда от Всевышнего, а иначе невозможно жить полноценной жизнью, чтобы заслужить довольство Аллаха!

Говоря о богобоязненных людях и отмечая их благородные качества, Всевышний Аллах сказал:

وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ *  الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاء وَالضَّرَّاء وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (Коран, 3: 133-134).

Аллах перечислил в этом аяте несколько самых ярких качеств, свойственных богобоязненным людям, в числе которых назвал их способность сдерживать свой гнев и прощать людей.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ كَظَمَ غَيْظًا وَ هُوَ قَادِرٌ عَلَى أَنْ يُنْفِذَهُ ، دَعَاهُ اللهُ عَلَى رُؤُوسِ الخَلَائِقِ حَتَّى يُخَيِّرهُ مِنْ أَيِّ حُورٍ شَاءَ

«Кто сдержит свой гнев, когда имеет возможность дать ему волю, того Аллах призовёт [в день Суда] в присутствии всех творений и даст ему выбрать ту из райских жён, какую пожелает»[4].

Сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Кто боится Аллаха, тот не выплёскивает своего гнева. Кто страшится Аллаха, тот не делает всего, что ему хочется. И если бы не Судный День, то не происходило бы то, что вы видите[5]».[6]

Лишь обратившись к Всевышнему, человек находит покой и единственно правильный выход из любой ситуации. Счастлив тот, кто умеет прощать обиды, оставаясь при этом благодарным своему Создателю за всё, что с ним происходит. Да наставит Аллах нас всех на путь истины, чтобы ни один из наших поступков не принёс боль и обиду ни одному из творений Аллаха. АМИН!

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

  • [1] Хадис привёл аль-Бухари (6116), ат-Тирмизи (1644/2020).
  • [2] Хадис привёл Ахмад (2/175) (6632).
  • [3] Хадис привели аль-Бухари (6114) и Муслим (2609).
  • [4] Хадис привели Ахмад (15615), Абу Дауд («Сахих» 3997/4777), ат-Тирмизи («Сахих» 1645/2021 и 2026/2493) и Ибн Маджа («Сахих» 3375/4186) со слов Му’аза ибн Анаса. Также хадис упомянут в сборнике «сахих аль-Джами’» (6118).
  • [5] То есть если бы не было Судного Дня, то не было бы необходимости и в испытаниях, ведь именно реакция на те или иные события и образ действий во время испытаний будет приниматься в расчет во время Великого Суда. При этом гнев или его подавление является наиболее явным и наиболее показательным признаком состояния души человека, его довольства или, напротив, негодования  по поводу божественного Предопределения.
  • [6] Хильятуль Аулия, 8/57.

По материалам сети Интернет

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх