Вопрос: У меня очень плохая привычка – зависть. Я хочу, чтобы лишь я был успешным, и если кто-то в университете получает такие же оценки, как и я, я сожалею об этом. Я знаю, что это благословение Аллаха, Который дарит Свою милость тем, кому захочет, и я не вправе противиться этому. Но я все равно завидую. Пожалуйста, помогите мне избавиться от этой привычки.
Отвечает Шейх Ахмад Кутти: Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Дорогой брат! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
Хасад (зависть) является одним из больших грехов в исламе. Ее осудил Аллах в Коране, и об ее (пагубности) нас также предупредил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах говорит:
«Или иудеи завидуют арабам за то, что даровал им Аллах по щедрости Своей? Ведь Мы прежде даровали роду Ибрахима Писание и мудрость, а также великую власть» (Коран: 4: 54).
«После того как прояснилась им истина, многие из обладателей Писания из зависти, присущей им, хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее. Простите их и отвернитесь от них, пока не явит Аллах свое повеление . Воистину, властен Аллах над всем сущим» (Коран: 2: 109).
Пророк сказал: «Остерегайтесь зависти, ибо зависть сжигает благодеяния как огонь сжигает древесину».
Будечи грехом сама по себе, зависть может приводить к другим грехам. Ведь именно зависть принудила сына Адама убить своего брата. И именно зависть принудила многих из числа людей Писания отвергнуть пророчество Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), хотя они признали его тем, о ком были пророчества в их писаниях. Зависть приводит к кровопролитию и агрессии. И даже если завистник подумает, что он причиняет своей жертве боль, однако зависть причиняет преступнику больше боли, чем жертве.
Имам Газали в своей уважаемой работе «Ихйа» отметил: «Зависть – это одна из болезней сердца, и как все другие болезни, мы должны избавиться от них ради здоровья наших духовных сердец. Как и при всех проблемах, мы здесь должны применять и познавательные, и практические методы [решения]. Первый [метод] здесь подразумевает признание чудовищности греха и его отрицательных воздействий на душу. Другими словами, если мы глубже задумаемся над пороком зависти, то поймем, что человек не только не способен извлечь из зависти пользу, но страдает от нее еще больше и в этом, и в будущем мире. И в итоге он лишь принесет своему врагу пользу, а никак не вред, ибо из-за его зависти благословения [последнему] не уменьшатся, коль того не пожелает Аллах. Размышление над этим является достаточной причиной для мыслящего человека, чтобы избавиться от зависти. А те, кто верит в будущую жизнь, получают предостережение о ненадобности навлекать на себя гнев и наказание Аллаха из-за совершения такого отвратительного греха.
Если мы хорошо обдумаем вышеупомянутый пункт, то, конечно же, поймем, что завистник является врагом самому себе. Он не отличается от человека, который бросает камень, чтобы поразить определенную цель, но брошенный им камень не поражает ее, а разворачивается и ударяет его в правый глаз, выбивая его. Он еще больше сердится, берет больший камень, чтобы совершить еще более тяжелое нападение. Но, увы, снова камень разворачивается и на сей раз ударяет его в левый глаз, вновь выбивая его.
Это познавательный метод решения проблемы, который в сущности предполагает выяснение порочной природы зависти и ее жутких последствий, после чего [завистник] сможет убедиться в тщетности [зависти] и почувствовать ту боль, которую он причиняет себе посредством ее, что побудит его к полному избавлению от подобных пороков.
Практический метод лечения зависти состоит в совершении поступков, противоположных тем, которых требует зависть. Так, если зависть вынуждает кого-то плохо говорить о ком-то другом, он должен заставить себя говорить о нем хорошо. Если зависть вынуждает его проявлять к этому другому гордыню, он должен заставить себя проявить к нему кротость. Если он склонен отказать этому другому в благодеяниях, он должен заставить себя приумножить их [для него].
Всевышний Аллах знает лучше.
«Ислам для всех!»