На пятом уроке мы отметили, что награда в Будущей Жизни обещана тем верующим, которые не только читают Священный Коран, но и следуют его предписаниям и живут по его заповедям. Для этого человек обязан верить во все, что сказано в писании Аллаха, выполнять его повеления и не нарушать его запреты. Именно в этом состоит важнейшая цель ниспослания Корана.
Всевышний сказал: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Сад, 29).
Ранние мусульмане изучали Коран, твердо верили в истинность Откровения и исправно выполняли ниспосланные в нем предписания. Абу Абд ар-Рахман ас-Сулами сказал: «Усман б. Аффан, Абдуллах б. Масуд и другие чтецы, обучавшие нас Корану, рассказывали, что если они обучались у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, десяти аятам, то не приступали к изучению следующих аятов до тех пор, пока не постигали содержащихся в них знаний и не выполняли их на практике. Они говорили: «Мы изучали Коран в теории и на практике одновременно».
От того, насколько внимательно раб Божий относится к выполнению коранических заповедей, и зависит его счастье и преуспеяние как в этом мире, так и в Последней Жизни.
В Коране сказано: «Аллах сказал: «Низвергнитесь отсюда вместе, и одни из вас будут врагами других. Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». И скажет он: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?» Аллах скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению». Так Мы воздаем тем, кто излишествовал и не уверовал в знамения своего Господа. А мучения в Последней жизни будут еще более тяжкими и длительными» (Та ха, 123-127).
В этих прекрасных аятах Аллах поведал о награде, уготованной для тех, кто руководствуется заповедями, ниспосланными Божьим посланникам. Самые мудрые и совершенные из них собраны в Священном Коране – последнем небесном послании, которое было отправлено ко всему человечеству, чтобы предостеречь грешников от мучительного наказания и чтобы обрадовать праведников вестью о милости Божьей. Кто уверовал в этот Коран и выполняет его предписания, тот никогда не собьется с прямого пути и не будет несчастен. А это значит, что он будет ведом Самим Аллахом и обретет счастье как при жизни на земле, так и после смерти.
Тот же, кто отворачивается от этого Корана и надменно отказывается повиноваться Аллаху, обрекает себя на вечное заблуждение и несчастье. В этом мире он лишен душевного спокойствия и блуждает во мраке заблуждения, не имея здоровых воззрений и не совершая праведных поступков.
Всевышний сказал: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них – сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но они – еще большие заблудшие. Они – беспечные невежды» (аль-Араф, 179).
В могиле они испытывают страдания и тяжкие мучения, ибо земля сжимает их так, что их ребра входят одно в другое. А когда наступит День воскресения, они будут собраны перед Аллахом слепыми.
В Коране сказано: «Тот, кого Аллах ведет прямым путем, следует прямым путем. А для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты не найдешь покровителей вместо Него. В День воскресения Мы соберем их лежащими ничком, слепыми, немыми, глухими. Их пристанищем будет Геенна. Как только она утихает, Мы добавляем им пламени» (аль-Исра, 97).
Они были слепы, глухи и немы еще в мирской жизни, когда отказывались узреть истину, не желали слушать назидания и упрямо отказывались произносить свидетельство богобоязненности. Они говорили: «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой – завеса. Трудись же, и мы будем трудиться» (Фуссылат, 5).
Их воздаяние в Будущей Жизни будет соответствовать тем злодеяниям, которые они совершили. Всемогущий Судия предаст их забвению так же, как они предали забвению Его законы. Всевышний сказал: «Тот, который предстанет с добрым деянием, получит нечто лучшее. А если кто предстанет со злым деянием, то ведь творящие зло получат воздаяние только за то, что они совершали» (аль-Касас, 84). Он также сказал: «Они пробудут там долгие годы, не вкушая ни прохлады, ни питья, а только кипяток и гной. Это будет подобающим возмездием» (ан-Наба, 23-26).
Каждый получит подобающее возмездие, и Всемилостивый Господь ни с кем не поступит несправедливо. Он предостерег рабов от того, что ожидает их после смерти, отправил к ним посланников с ясными знамениями и доказательствами, разъяснил им истину самым убедительным образом, и поэтому те, до кого дошли истинные знания, будут отвечать за каждый совершенный поступок, за каждое вымолвленное слово.
Передают, что Самура б. Джундаб рассказывал: «После завершения намаза Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поворачивался к нам лицом и спрашивал: «Кто из вас видел сон этой ночью?» И если кто-нибудь видел что-то, он рассказывал свой сон, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Вот как пожелал Аллах!» Однажды он снова спросил нас: «Видел ли кто-нибудь из вас сон?» Мы ответили: «Нет». Тогда он сказал: «А я этой ночью видел во сне двух человек, которые пришли ко мне, взяли меня за руки и доставили на священную землю. Там я увидел двух людей: один из них сидел, а другой стоял с железным крюком в руке, которым он захватывал угол рта сидящего и раздирал ему щеку до самого затылка. Потом он проделывал то же самое с другим углом рта, а тем временем разорванная щека срасталась, после чего он снова возвращался к ней и проделывал то же самое. Я спросил: «Что это?» – а они сказали: «Ступай!»
Мы продолжили путь, пока не дошли до человека, который лежал на спине. У его головы стоял другой человек, державший в руке камень или кусок скалы и разбивавший им голову лежащего. И после того, как он наносил ему удар, камень откатывался в сторону, и он направлялся к камню, чтобы взять его, но не успевал он вернуться к лежащему, как голова того уже срасталась, принимая свой прежний вид, и он снова наносил ему удар. Я спросил: «Кто это?» – а они сказали: «Ступай!»
Мы продолжили путь, пока не дошли до отверстия, подобного печи, верхняя часть которой была узкой, а нижняя – широкой. Внизу пылал огонь, и когда он приближался к ним, они поднимались так высоко, что чуть не выскакивали наружу, когда же огонь стихал, они возвращались обратно, а находились там обнаженные мужчины и женщины. Я спросил: «Кто это?» – а они сказали: «Ступай!»
Мы продолжили путь, пока не добрались до кровавой реки. Посреди нее стоял человек, а на берегу находился другой человек, перед которым лежали камни. Когда тот, кто был в реке, хотел выбраться из нее, он бросал камень прямо ему в рот, возвращая его обратно. Каждый раз, когда тот пытался выбраться, он бросал ему камень в рот, и он возвращался на прежнее место. Я спросил: «Что это?» – а они сказали: «Ступай!»
Мы опять продолжили путь, пока не добрались до зеленого сада, где росло огромное дерево, у подножия которого сидел старец с детьми, а рядом с деревом я увидел другого человека, поддерживавшего горевший перед ним огонь. Затем они подняли меня на это дерево и ввели меня в дом, прекраснее которого я никогда не видел. В нем были старцы, молодые люди, женщины и дети. Потом они вывели меня оттуда, подняли по дереву выше и ввели в другой дом, который был еще красивее и лучше, и в нем были старцы и молодые люди. Потом я сказал: «Вы уже довольно долго водили меня с собой этой ночью, а теперь расскажите мне о том, что я видел».
Они сказали: «Да. Тот, кому на твоих глазах разрывали рот, был лжецом и говорил лживые слова, которые распространялись от него по свету, и теперь с ним будут поступать так до самого Дня воскресения. Того, кому на твоих глазах разбивали голову, Аллах научил Корану, однако он спал по ночам и не придерживался его предписаний днем, и теперь с ним будут поступать так до самого Дня воскресения. Те, кого ты видел в отверстии, были прелюбодеями, а те, кого ты видел в реке, – ростовщиками. Сидевший у подножия дерева старец – это Ибрахим, мир ему, дети вокруг него – это дети людей, а человек, поддерживавший огонь, – это Малик, хранитель Ада. Первый дом, в который ты вошел, предназначен для обычных верующих, что же касается второго дома, то это – обитель павших мучеников. Я – Джибрил, это – Микаил, а теперь подними голову».
Подняв голову, я увидел над собой нечто вроде облака, а они сказали: «Вот твое место». Я сказал: «Позвольте же мне занять его!» – однако они сказали: «Поистине, жизнь твоя еще не завершена, а когда она закончится, ты займешь свое место». i
Передают со слов Ибн Аббаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время прощального паломничества обратился к людям с проповедью и сказал: «Поистине, сатана уже потерял надежду на то, что ему будут поклоняться на вашей земле, но он удовлетворится тем, что ему будут повиноваться во всех остальных делах, которые вы считаете незначительными. Остерегайтесь же этого! Поистине, я оставляю вам то, с чем вы никогда не впадете в заблуждение, если будете придерживаться его. Это – писание Аллаха и Сунна Его пророка». ii
Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения Коран воплотится в человека, и когда приведут того, кто взялся нести его, но ослушался его велений, он будет препираться с ним. Он скажет: «Господи, ты велел ему нести меня, но он плохо справился с этим. Он нарушал мои ограничения, пренебрегал велениями, нарушал запреты и отказывался повиноваться». Он будет обвинять его до тех пор, пока ему не скажут: «Расправься с ним!» Тогда он схватит его за руку и не отпустит, пока не сбросит его в Ад». iii
Передают со слов Абу Малика аль-Ашари, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Чистота – это половина веры, восхваление Аллаха заполняет Весы, а прославление и восхваление Его заполняют все, что между небесами и землей. Намаз – это свет, милостыня – это доказательство, терпение – это сияние, а Коран – это довод за или против тебя. Все люди утром просыпаются и продают свою душу: одни освобождают ее, а другие – губят». iv
Выдающийся сподвижник Ибн Масуд же говорил: «Коран будет заступаться, и ему будет позволено это. Того, кто нес его перед собой, он приведет в Рай, а того, кто оставил его позади себя, он потащит в Ад». v
Горе же тем, чьи заступники станут препираться с ними! Кто заступится за них после этого?! Неужели они не прислушиваются к назиданиям? Неужели их глаза не наполняются слезами при чтении Откровения? Неужели их сердца не переполняются трепетным страхом и желанием покориться Корану, чтобы заслужить его благоволение и заступничество?
Всевышний сказал: «Если бы Мы ниспослали этот Коран горе, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» (аль-Хашр, 21).
Но их сердца лишены богобоязненности, и в них не осталось места для добра. Пелена грехов окутала их настолько, что они уже ничего не видят и не слышат. До их ушей доходит чтение священных аятов, но свет истины уже не проникает в их окаменевшие сердца.
Всевышний сказал: «После этого ваши сердца ожесточились и стали, как камни, или даже еще жестче. Воистину, среди камней есть такие, из которых бьют родники. Среди них есть такие, которые раскалываются и изливают воду. Среди них есть такие, которые падают от страха перед Аллахом» (аль-Бакара, 74).
Сколько же есть среди нас таких, которые даже в рамадане не отличаются от тех, кто обречен на несчастье! Юноши и девушки не желают расставаться с увлечениями молодости, а пожилые люди не раскаиваются в своих грехах, словно они созданы только для этого мира и никогда не покинут его. Как же далеки они от тех, которые отвечают на призыв Аллаха, как только слышат его, и смиряются перед Ним, когда им читают Его мудрые аяты! Это – те, кому Аллах оказал великую милость, кто познал истину и отдал ей предпочтение.
Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Чтеца Корана должны узнавать по тому, как он проводит ночь, когда люди спят, и по тому, что он делает днем, когда они разговляются. Его должны узнавать по плачу, когда люди смеются, и по набожности, когда они берутся за все без разбору. Его должны узнавать по молчанию, когда люди болтают, и по смирению, когда они важничают, и по печали, когда они ликуют».
И для того чтобы обрести такие качества, верующий должен заполнить свою душу Кораном, прежде чем истечет отведенный для него срок. Он должен соблюдать его ограничения и выполнять его повеления без излишества и упущений, ведь этот Коран будет свидетельствовать за или против него перед Всемогущим Властелином. Нельзя отвечать на многочисленные милости Господа неблагодарностью, предавая забвению Его аяты и наставления. Нельзя пренебрегать Его запретами и велениями, принимая их в шутку. У всего есть свой срок, и когда этот срок настанет, никто уже не сможет задержать его или ускорить.
«В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня». Воистину, дьявол оставляет человека без поддержки. Посланник сказал: «Господи! Мой народ забросил этот Коран». Так для каждого пророка Мы создали врагов из числа грешников, но довольно того, что твой Господь наставляет на прямой путь и помогает» (аль-Фуркан, 27-31).
Уроки благословенного месяца. Э.Кулиев, Абаскулиев Р.Ф.
Комментарии
i Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари.
ii Этот хадис передал аль-Хаким, назвав цепочку его рассказчиков достоверной. Первое предложение этого хадиса также передал Ахмад со слов Абу Хурейры.
iii Цепочка рассказчиков этого хадиса слабая, но Ибн Хаджар назвал его хорошим. В любом случае, из этого хадиса не следует, что Коран является творением, которое может воплотиться в другое творение. Коран – несотворенное Слово Аллаха, которое Он произнес так, как это подобало Его величию и совершенству. Однако творениями являются чтение Корана людьми и воздаяние за это. А лучше всего об этом известно Аллаху!
iv Этот хадис передали Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.
v Некоторые знатоки хадисов передавали восходящую версию этого хадиса.