Ахляк (нрав)

Побуждение отдавать и расходовать. Путь счастья: наставления (продолжение).

Ибо счастье заключается в отдаче, а не во взятии. Спроси сам себя после совершения хорошего поступка, когда ты накормил голодного, одел нагого или облегчил трудность: «Душа, что же ты чувствуешь?» Всевышний Аллах говорит:

«Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут великодушны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный»

(Коран, 24:22)

Но Ислам предостерег мусульманина от упрека, который может последовать после расходования. Так как упрек стирает награду за хороший поступок и отдаляет счастье, потому что дающий становится довольным собой. Всевышний Аллах говорит:

«О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день. Притчей о нем является притча о гладкой скале, покрытой слоем земли. Но вот выпал ливень и оставил скалу голой. Они не властны ни над чем из того, что приобрели. Аллах не ведет прямым путем неверующих людей»

(Коран, 2:264)

Если же тебе нечего расходовать, то ты можешь проявить мягкость в речи, сделать приветливым свое лицо. И это будет намного лучше, чем данная милостыня, за которой следует упрек. Всевышний Аллах говорит:

«Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек. Аллах – Богатый, Выдержанный»

(Коран, 2:263)

Таким образом, мусульманину подобает во всех его делах быть щедрым, основываясь на наставлениях его религии, которая побуждает его к тому, что бы:

Отдавать любовь окружающим. Любовь побуждает его совершать то, что они любят: говоря, поступая и отдаляясь от всего, что может причинить им вред. Все это должно основываться на правилах Шариата. Всевышний Аллах говорит:

«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими»

(Коран, 59:9)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«О Язид ибн Асад, любишь ли ты Рай?». Я ответил: «Да». Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тогда полюби для своего брата то, что полюбил для себя»[1].

Делать искреннее наставление людям. Ислам указывает им на добро и предостерегает их от зла, чтобы люди жили счастливо. Всевышний Аллах говорит:

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими»

(Коран, 3:104)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?». Он сказал: «По отношению к Аллаху, и к его Книге, и к Его посланнику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще»[2].

 

Расходовать имущество на нуждающихся и на различные виды блага. Всевышний Аллах говорит:

«Которые проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, совершают намаз, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована Последняя обитель»

(Коран, 13:22)

Расходовать свое влияние, осуществляя благое заступничества за людей, чтобы исполнить их нужды. Всевышний Аллах говорит:

«Кто будет ходатайствовать хорошим заступничеством, тому оно станет уделом. А кто будет ходатайствовать дурным заступничеством, тому оно станет ношей. Аллах наблюдает за всякой вещью»

(Коран, 4:85)

Когда к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приходил просящий или у него просили исполнения какой-то нужды, он говорил:

«Просите моего заступничества (заступайтесь передо мной) – будете вознаграждены. И Аллах повелевает языком Своего Пророка что пожелает»[3].

 

Расходовать благодеяния и добро на людей. В различных его проявлениях. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Самые любимые для Аллаха люди – это самые полезные. Самые любимые для Аллаха дела, Свят Он и Велик – это радость, которую ты приносишь мусульманину; трудность, которую отводишь от него; долг, который отдаешь за него; или голод, от которого помогаешь избавиться ему. Пойти с братом-мусульманином для решения его нужды любимее для меня, чем месяц беспрерывного пребывания в мечети. Кто удержит свой гнев, того покроет Аллах. Кто подавит свой гнев, даже желая его проявить, сердце того Аллах наполнит довольством в Судный День. Кто пойдет со своим братом-мусульманином, пока не решит его нужду, стопы того укрепит Аллах в тот День, когда поскользнутся стопы. Поистине, скверный нрав портит дела так же, как уксус портит мед»[4].

 

Такой человек стремится принести благо окружающим, донести Послание Ислама другим людям, чтобы они ощутили счастье, которое ощутил он; чтобы почувствовали спокойствие, которое почувствовал он; чтобы спасти их от неверия, которое ведет их в огонь. Вот один из сподвижников (да будет доволен им Аллах) сказал Рустуму – царю римлян – когда тот спросил его о причине их прихода в их земли. Сподвижник сказал:

«Мы пришли, чтобы вывести рабов из поклонения рабам к поклонению Господу рабов; чтобы вывести их из тесноты этой жизни к широте жизни вечной; чтобы вывести их из произвола религий к справедливости Ислама». Всевышний Аллах говорит:

«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху. Если же они прекратят, то ведь Аллах видит то, что они совершают»

(Коран, 8:39)

Следует отметить, что подаяние не ограничивается только мусульманином. Эта жизнь является средством для достижения цели, а не целью самой по себе. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал, что о чем бы ни попросили Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) за принятие Ислама, он давал. Он сказал: «Как-то раз к нему (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и попросил. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел, чтобы ему дали много овец из овец милостыни, которые паслись между двумя горами». Он сказал: «Затем этот человек вернулся к своему народу и сказал: «О, люди! Принимайте Ислам, ибо, поистине, Мухаммад дает подаяние и не боится бедности»[5].

Также Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки, а если постигнет тебя что-либо, не говори: «Если бы сделал я то-то и то-то, получилось бы так-то и так-то!» – но говори: «Это было предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал», ибо эти «если» открывают шайтану путь к делам его»[6].

Путь счастья. Др. Абдул Рахман б. Абдул-Карим аш-Шеха. Перевод: EUROPEAN ISLAMIC RESEARCH CENTER (E.I.R.C) & Андрей Шистеров. Проверка: Мухаммада аль-Гарби



[1] Аль-Мустадрак аля ас-Сахихейн.

[2] Ибн Хиббан.

[3] Аль-Бухари.

[4] Ат-Табарани, Абу ад-Дунья. Достоверность этого хадиса подтвердил аль-Албани.

[5] Сахих Ибн Хузейма.

[6] Муслим.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх