Учение Ислама и наставления проявлять довольство и терпение заставляет тебя забыть о невзгодах и переносит тебя из сферы отчаяния и потери надежды в сферу оптимизма и хорошего мнения. Всевышний сказал в священном хадисе:
«Я буду таким, каким считает Меня раб Мой. Так пусть же он думает обо Мне, как пожелает».
На это стоит особо обратить внимание. Потому что Ислам не призывает к монашеству и отречению от этой жизни, а использует её для получения настоящего счастья. Кто обладает властью – использует ее ради Аллаха, для распространения своей религии и достижения счастья своей паствы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству: правитель является пастырем, несущим ответственность за свою паству, и мужчина в своей семье является пастырем, несущим ответственность за свою паству, и женщина является пастырем, присматривающим за домом своего мужа и несущим ответственность за свою паству, и слуга является пастырем, присматривающим за имуществом своего господина и несущим ответственность за свою паству. Итак, каждый из вас является пастырем и несет ответственность за свою паству»[1].
Кто занимает какую-то должность и обладает влиянием, пусть использует его ради Аллаха для распространения своей религии и исполнения потребностей своих братьев-мусульман. Всевышний Аллах говорит:
«Кто будет ходатайствовать хорошим заступничеством, тому оно станет уделом. А кто будет ходатайствовать дурным заступничеством, тому оно станет ношей. Аллах наблюдает за всякой вещью»
(Коран, 4:85)
Кто обладает имуществом, пусть расходует его на Пути Аллаха для оказания помощи своим братьям и решения их проблем. Ибо счастье собирания имущества заключается в расходовании, а не в удерживании. Всевышний Аллах говорит:
«Которые выделяют известную долю своего имущества»
(Коран,70:24)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, разъясняя конечную участь имущества:
«Сын Адама говорит: «Мое богатство, мое богатство!». Нет у тебя ничего из богатства, кроме того, что ты съел и истратил, или того, что одел и износил, или того, что ты дал в милостыню и, тем самым, сохранил ее»[2].
Это – Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), пример для всех мусульман. Каждому мусульманину нужно сделать его жизнь (да благословит его Аллах и приветствует) путем для себя. Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота с гору Ухуд, если бы на третий год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга»[3].
Поистине, путь, который начертил Ислам для того, кто его исповедует – это божественный путь, ведущий к настоящему счастью, как сейчас, так и потом. Это достигается с помощью его наставлений, которые представлены в приказах и запретах. Эти приказы и запреты не ставят своей целью притеснение или ограничение свободы, а лишь помогают человеку достичь счастья. Все это происходит посредством осознания человеком своего места в этой вселенной и его связи с ней. Эти приказы и запреты содержат в себе либо сиюминутные пользы, либо будущие. Давай посмотрим на них через призму того, кто хочет убедиться и лично увидеть, являются ли они пользой или нет? Рассмотрим следующие примеры:
- Ростовщичество
О нём Аллах сказал так:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими»
(Коран, 2:278)
Очевидно для каждого размышляющего человека, что ростовщичество – это пожирание имущества людей не по праву. Так же оно является одним из самых отвратительных видов алчности, потому что пользуется нуждами людей. Говоря с экономической точки зрения, оно ведет к концентрации имущества в руках одной конкретной группы населения и к образованию классовости общества. Многие немусульмане также начали предостерегать от ростовщичества.
- Прелюбодеяние
Любое общество, в котором распространилось прелюбодеяние, обречено на плохой конец: распространение венерических болезней и нравственный упадок, который беспокоит разумных людей. Всевышний Аллах говорит:
«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем»
(Коран, 17:32)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мерзость никогда не появлялась среди людей, пока они не начинали рассказывать о ней. После чего среди них распространялись чума и страдания, которых не было среди их предшественников, которые были до них…»[4]
- Употребление спиртных напитков
Их губительное воздействие на здоровье организма подтверждает современная медицина. А что уже говорить об их экономических и социальных последствиях! Всевышний Аллах говорит:
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?»
(Коран, 5:90-91)
- Употребление в пищу свинины
Современная медицина подтвердила пагубное влияние на того, кто есть свинину, которая является переносчиком множества болезней. Всевышний Аллах говорит:
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный»
(Коран, 5:3)
Говорит доктор Филипп Томас, специалист по болезням крови из Лондона (и он не является мусульманином): «Свинина передает свои качества тому, кто употребляет её. С течением времени она становится причиной психологических и физических болезней. В частности, губительных наследственных заболеваний».
- Неисполнение возмездия (шариатских наказаний)
Всевышний Аллах говорит:
«Возмездие спасает вам жизнь, о обладатели разума! Быть может, вы будете богобоязненны»
(Коран, 2:179)
Всемогущий Аллах сказал правду. Ибо, поистине, в применении законов наказания заключается сохранение жизни людей, а также сохранение общества, политики и экономики. С применением законов наказания оберегаются души, честь и имущество. К любой системе, у которой нет поддерживающей, укрепляющей и следящей за её исполнением силы, относятся пренебрежительно. Например, нарушающий правила дорожного движения и далее будет их нарушать если будет знать, что останется безнаказанным. Также вор будет продолжать воровать, если будет знать, что его не накажут. Далее можно приводить много примеров. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Поистине, Аллах устраняет правителем то, что не устраняет Кораном».
Поэтому необходимо наличие исполнительной силы, которая бы поддерживала, сохраняла и гарантировала порядок. Но если таковой силы не будет, то может распространиться анархия и порочность. Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднял Коран одной рукой, а меч – другой рукой, и сказал:
«Я был послан с этим, чтобы исправить того, кто отклонится от этого».
Применение системы наказаний не является чем-то новым. Напротив, оно имело место в учениях прошлых религий. Всевышний Аллах говорит, разъясняя некоторые принципы Торы:
«Мы предписали им в нем: душа — за душу, око — за око, нос — за нос, ухо — за ухо, зуб — за зуб, а за раны — возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками»
(Коран, 5:45)
Пусть каждый спросит сам себя и посмотрит, какие виды наказания более эффективны и успешны в искоренении преступности и снижении ёё уровня: те, которые утвердил Ислам или те, которые придумал человек? Человеческие наказания лишь помогли распространению преступности: выдуманные законы ставят права преступника выше и уменьшают права пострадавшего. Также они не удерживают от совершения преступления, ибо чаще всего за него предусматриваются легкие виды наказания, с которыми можно просто поиграть, в результате чего, общественная система – будь то новая, или старая – не может утвердиться. Эффективность законов в искоренении преступности и снижении её уровня можно увидеть на примере применения системы наказаний в Исламе.
Таким образом, Ислам помогает достичь счастья своим последователям посредством основополагающих столпов веры.
[1] Аль-Бухари.
[2] Муслим.
[3] Аль-Бухари, Муслим.
[4] Ибн Маджа.