Ахляк (нрав)

Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его

Тот,  кто  отказывается  от  выбора  и  распоряжения  в  надежде   на   увеличение,   из   страха   перед  уменьшением, или  из  стремления  к  здоровью, или  в стремлении  уберечься  от  болезни, и  при  этом  знает, что Аллах может всё, и что только Он выбирает и распоряжается, и  что  Его  распоряжение  лучше  для  раба  его  собственного распоряжения, и  что  Он  лучше  знает, в  чём  польза  для  Его раба, и  обладает  большей  способностью  принести  ему  эту пользу и  извлечь её и желает  рабу Своему больше блага, чем желает  он  самому  себе, и  более милосерден  к  нему, чем  он сам, и  если  вместе  с  этим  он  знает, что  не  способен совершить  и  одного  шага, опережая  Его  распоряжение  или отступая  назад  от  него, и  никто  не  способен  опередить  Его предопределение  и  решение  или  отступить  от  Него, и падает  ниц  пред  Ним  и  вверяет  себя  воле  Его  и  склоняется перед  ним  так, как  склоняется  слабый  невольник  перед могущественным  и  грозным  царём, который  распоряжается рабом  своим, как  пожелает, тогда  как  раб  не  способен распоряжаться  им  каким  бы  то  ни  было  способом — сделав это, человек отдохнёт от забот, тревог, тягот и печалей, и его бремя и заботу о его нуждах и интересах возьмёт на Себя Тот, Кому нетрудно нести эту ношу и она не обременяет Его. Он возьмёт  на  Себя  всё это  вместо  Своего  раба  и  покажет    ему Свою доброту, заботу, милость и благодеяние, причём раб не будет уставать и утомляться из-за этого и не будет заботиться об этом, потому  что  всё  своё  внимание  он  направил  на  Него  и сделал Его своей единственной заботой, и Он избавил его от забот  об  удовлетворении  мирских  потребностей  и  нужд, освободив от них сердце его. Как же прекрасна его жизнь! И как наслаждается сердце его и как радуется он!..

Если  же  раб  настаивает  на  собственном  распоряжении  и   выборе   и  желает  заботиться  о  своей  доле,  а  не  о  соблюдении  прав  Господа  своего, то  Он  предоставляет  ему самостоятельно  делать  выбор  для  себя  и  направляет  его  туда, куда он сам себя направил, и к нему приходят тревоги, скорби, печали, тяготы, страх, утомление, помутнение  рассудка,  и  он впадает  в  скверное  состояние. И  сердце  его  не  становится чистым, и  дела  его  не  будут  благодатными, и  надежды  его  не осуществятся, и отдохновения он не обретёт, и не будет у него блаженства,  которым  он  мог  бы  наслаждаться. Он  окажется отделённым  от  радости  своей  и  того, что  приносит  ему умиротворение. Он трудится в этом мире, как зверь, но при этом надежды  его  не  воплощаются  и  он  не  запасается  для  Дня воскрешения.

Всевышний Аллах дал рабу веления и гарантии, и если он станет  исполнять  Его  веления  с  чистосердечием, правдивостью, искренностью и усердием, то Всевышний Аллах дарует  ему  то, что  гарантировал  ему, то  есть  удел, достаток, помощь  и  удовлетворение  потребностей. Ибо, поистине, Всевышний  Аллах  гарантировал  удел  тому, кто  поклоняется Ему, помощь тому, кто уповает на Него и просит Его о помощи, и  достаток  тому, кто  сделал  Его  своей  главной  заботой  и объектом  своих  стремлений, и  прощение  тому, кто  просит  у Него прощения, и удовлетворение потребностей тому, кто был  усерден, верил в  Него, надеялся  на Него  и  стремился  к  Его милости  и  щедрости. Благоразумный  человек  уделяет внимание Его велениям, исполнению их и Его содействию, а не гарантиям, которые Он дал, ведь Аллах — Исполняющий обещания, Правдивый. Кто исполняет свои обещания лучше Аллаха? К признакам того, что данный человек относится к числу  счастливых, относится  его  внимание  к  велениям Аллаха, а  не  к  Его  гарантиям, а  к  признакам  того, что  раб лишён [помощи  Всевышнего], относится  отсутствие  в  его сердце внимания к Его велениям, любви к Нему, страха перед Ним, причём он уделяет большое внимание Его гарантиям.

А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.

Бишр ибн аль-Харис сказал: «Обитатели мира вечного — трое: поклоняющийся [Аллаху], равнодушный  к  мирским благам  и  правдивейший. Поклоняющийся  поклоняется Аллаху, сохраняя связь с мирскими благами, равнодушный к мирским  благам  поклоняется  Аллаху, отказываясь  от  этих связей, а правдивейший поклоняется Аллаху, ставя  во главу угла Его довольство и содействие: если Он велит ему взять мирское, он  берёт  его, а  если  Он  велит  ему  отказаться  от него, он отказывается».

Если Аллах и его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует)  — в одной стороне, то остерегайся  оказаться  в  другой, потому  что  это  приведёт  к противоречию  и  противостоянию.

Такова  основа  двух понятий.  Мушакка — это  когда  ты  находишься  в  одной стороне, а  противоречащий  тебе — в  другой, а мухадда — это когда ты находишься с одной стороны от черты, а он — с другой.

Не  думай, что это нечто незначительное, ибо начальные проявления этого влекут человека к конечному пределу его, и ничтожные его проявления влекут за собой серьёзные.

Будь в той стороне, в которой Аллах и его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует),  даже  если  все  люди  окажутся  в  противоположной стороне,  ибо поистине  это  приведёт  к  самым  благим  и  прекрасным последствиям, и нет ничего более полезного для раба в мире этом прежде мира вечного.

Большинство  людей  находятся  в  противоположной стороне, особенно  когда  усиливаются  стремление  и  страх: после этого трудно найти тех, кто остался в той же стороне, что  и  Аллах  и  Его  Посланник. Более  того, такого  человека люди  считают чуть  ли  не  слабоумным, сделавшим  для  себя скверный выбор , а могут дойти и до того, что назовут его умалишённым. Это  наследие  врагов  посланников: в  своё время  они  считали  самих  посланников  умалишёнными, потому  что  они  были  в  одной  стороне,  тогда  как большинство людей — в другой стороне.

Однако тот, кто приучает к этому душу свою, нуждается в глубоком знании  того, что принёс  Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) — таком, которое рождает твёрдую убеждённость в истинности этого и отсутствие  сомнений  в  этом, а  также  в  совершенном терпении, которое  придётся  проявить  в  ответ  на враждебность  одних  и  порицания  других. А  достичь  этого можно только с помощью сильного стремления к Аллаху и миру вечному, так, чтобы мир вечный он любил больше мира этого,  и  предпочитал  мир вечный  миру  этому,  и  любил  Аллаха и Его Посланника  (да благословит его Аллах и приветствует) больше всего остального.

Для  человека  нет  ничего  более  сложного  в  начале,  потому что душа его, страсти,   натура,   шайтан,   его  братья  и те,  с  кем  он  общается,  находящиеся  в  противоположной  стороне,  призывают  его  предпочесть  жизнь  ближнюю,  и  если   он  противоречит   им,  они   поднимаются,  чтобы   бороться   с   ним.  И   если   он   проявит   терпение   и  стойкость,  то  к  нему  придёт  помощь  от  Аллаха,  и  тогда  трудное  станет  для  него  лёгким, а  на  смену  боли  придёт  наслаждение.  Ведь  поистине, Господь — Благодарный, и Он непременно даст ему вкусить блаженство, которое  поможет  ему  приблизиться  к  Аллаху  и  Его Посланнику, и покажет ему почёт, приносимый пребыванием в  этой  стороне. И  тогда  радость  его  усилится, и сердце  его преисполнится  радостью  и обретёт  силу  и  отраду, а  те, кто боролся  с  ним  прежде, будут  либо  испытывать благоговейный страх перед ним, либо поспешат заключить  с ним мирный договор, станут помогать ему или оставят его в покое. Воинство его обретёт  силу, тогда  как воинство его врага ослабеет.

Не считай трудным противоречие людям и пребывание в той стороне, где Аллах и Его Посланник, даже если ты один, ибо поистине Аллах — с тобой, и Ты — под Его надзором, и Он заботится о тебе и оберегает тебя, и Он лишь испытывает силу твоей убеждённости и терпения.

И лучший  помощник в этом деле после помощи  Аллаха — освобождение от алчного стремления [к  мирским благам] и страха [потерять их]. И когда ты освобождаешься от них, то тебе легко будет пребывать в той стороне, в которой Аллах и Его Посланник, и  ты постоянно будешь  пребывать в этой  стороне. А если тебя одолевает это стремление и сожаление, то даже не думай об этом.

Ты можешь спросить: что поможет мне освободиться от этого  стремления  и  от  этого  сожаления?  Я  отвечу: единобожие, упование  на  Аллаха, надежда  на  Него, знание того, что никто не приносит благие дела, кроме Него, и никто не  стирает  скверные  дела, кроме  Него, и  что  распоряжение целиком  принадлежит  Аллаху  и  никто  не  может  ничего сделать против воли Его.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх