Феминизм или сохранение женственности?
Сегодня хотелось бы затронуть тему феминизма и роль хиджаба в связи с ним.
Не уверена, что под феминизмом все понимают одно и то же, поэтому определимся с дефинициями. Феминизм представляет собой общественно-политическое движение, целью которого является предоставление всем женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса, всей полноты социальных прав.
Феминизм имеет продолжительную историю. Зародился он в 18 веке, а пиком его активности становятся 1960 – на волне борьбы за права чернокожих и т.п Место действия – США, Европа. И до последнего времени считалось, что женские движения это исключительно западное веяние.
Считалось небезосновательно, ибо было с чем бороться — в иудеохристианской традиции женщина была причиной падения Адама, ей вменялась в вину сама ее сущность, а богословы долгое время рассуждали, имеется ли у неё душа, собственно. Такие разговорчики женский пол терпел, но как только появилась возможность высказаться открыто, без горячих костровых последствий, тут же веско и громко заявил – требуем прав, самых что ни на есть равных. Сегодня борьба (я не имею в виду теоретические выкладки и многочисленные труды), выразившаяся в митингах обнажённых бесноватых барышень, приобрела примитивные формы. Интересно, что феминизм ратует за искоренение восприятия женщины как сексуального объекта. Ратует. Голый. Чудаки, однако.
В Исламе перед женщинами не стоит задачи оправдать своё право называться человеком, не виновным в первородном грехе. Но проблемы, всё же, существуют, отрицать их – значит закапывать голову в песок. Существует и семейное насилие и дискриминация и прочие явления порочной джахилии. Именно джахилии, ведь Ислам наделяет женщину, по сути, равными правами, и предписывает самое доброе отношение к ней. Предписывает и образование, и активную работу на благо Уммы. Главные примеры в этом для нас – благородные жёны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, бывшие алимами, советниками Пророка, да пребудет с ним мир и молитва, в политических делах.
Несмотря на это, представление о женщине как о неразумном, беспомощном, слабом существе бытует в исламском мире сплошь и рядом.
Фактический, более высокий социальный статус мужчин мы также видим. Исламский феминизм использует возможности Ислама, отстаивая права, дарованные Господом.
Этот термин распространился в 1990-х годах. Согласно исследованиям иранских ученых и писательниц Афсанех Нажмабадех и Зибы Мир-Хоссайни, он использовался в созданном в Тегеране обществом «Shahla», в 1992-м году женском журнале «Занан». И закрепился в 1996году в книге «Феминизм и Ислам» Маи Йамани из Саудовской Аравии. Турецкие деятели Йешим Арат и Фериде Аджар установили первое употребление термина «феминизм» в книге «Современный махрам» Нилюфера Голе.
Примерно тогда же в свет вышел журнал «Mektup» («Письмо»). Его лозунгом было «и для мужчин, и для женщин о личности женщины из-под пера женщин». На этой интеллектуальной площадке велись дискуссии, обсуждались вопросы потребительского отношения к женскому телу, выражавшегося в превращении женского тела в эксплуатируемый товар. Здесь обращались практике женщин в самую лучшую эпоху Ислама – времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), праве женщины избирать и быть избранными. Все это и создало основу такого явления, как исламский феминизм.
Важнейший вопрос, против которого выступают западные феминистки – прекратить использование женского тела в качестве рекламного объекта, прекратить сексуальные домогательства на работе и улице. И мы с этими требованиями безусловны согласны.
Чтобы избежать посягательств на свою сексуальность европейские феминистки стремятся стать похожими на мужчин, подчёркивая своё равенство и недоступность. Да, они добиваются того, что бы мужчины перестали воспринимать их как женщин и смотрели как на сугубо коллег, играли с ними по мужским правилам, как с мужчинами. Тем самым феминистки отказываются от своего естественного женского начала, подавляя его в себе. Фактически, переставая внешне быть женщинами. А, как известно, куда тело, туда и дух. Последствия такого явления разъяснять нет необходимости, мы его видим – демографический кризис, гомосексуализм, трансгендеры и т.п.
У мусульманок же есть невероятно эффективный инструмент, ставящий точку в этом вопросе. Хиджаб. Сохраняя естественную женственность, не ломая природные черты тела и характера, хиджаб запрещает воспринимать мусульманку как сексуальный объект посторонним мужчинам. Он является преградой для похотливого взгляда и одним только наличием освобождает мусульманку от предвзятого восприятия мужчинами как игрушки, средства рекламы и удовлетворения собственных потребностей. Мужчина уже не может смотреть на неё так. Между тем, демонстрируя свою полную неприкосновенность, она остаётся женщиной, такой, какой создал её Господь, она сохраняет свою женственность, раскрываясь в этом смысле лишь перед мужем.
Что ж, может быть, предложить западным феминисткам решение проблемы, которое они уже долгое время не могут найти?