Хиджаб свободы, или Женщина в исламе
Женщина в хиджабе (каноническая одежда мусульманки, которая покрывает все тело, кроме лица, кистей рук и ступней) вызывает у большинства украинцев либо неприязнь, либо чувство жалости. Действительно, в постсоветских странах, как и на Западе, ислам считается символом жесткой субординации женщины по отношению к мужчине. Справедливо ли такое суждение?
Мусульманское общество из покон веков было патриархальным, как, впрочем, и христианское: мужчины возглавляли государства и были во главе семьи. Главенство мужчины над женщиной обосновывалось принципами исповедуемой религии, причем как в исламе, так и в христианстве. Тем не менее, это главенство не должно было означать ущемления прав и возможностей женщины, согласно, опять-таки, религиозным догматам.
Положение представительниц прекрасного пола в современном мусульманском обществе довольно противоречиво: в арабских странах существуют некоторые законодательные и общепринятые запреты для женщин на вещи, доступные мужчинам. Социальные роли и функции женщин и мужчин тоже различаются. Так ли это на самом деле и если так, то насколько правильно с точки зрения ислама — одной из трех мировых религий?
Взгляд славянской мусульманки
Анна Васильева приняла ислам восемь лет назад, когда ей было семнадцать. Украинка по происхождению, Анна родилась в Казахстане. Жила там недолго, но успела заинтересоваться культурой и религией мусульман. Во время учебы в университете (Анна лингвист по образованию) интерес к исламу усиливался по мере того, как она все больше узнавала об этой религии: «В какой-то момент я поняла, что ислам — это то, что мне нужно, то, что я искала всю жизнь».
Сейчас Анна в счастливом замужестве, имеет сына и ждет еще одного ребенка. Живет, как сама говорит, «на две страны» — в Украине и на родине мужа в Египте.
— Я живу в мусульманской среде и вижу истинное отношение к женщине: она никак не ущемлена в своих правах и возможностях. Есть, правда, некоторые арабские страны, где закон не разрешает женщине, например, водить машину, — рассказывает Анна. Подобные явления, по ее мнению, происходят от неправильного понимания религии. — Ведь сейчас нельзя, к сожалению, сказать, что какая-то страна является образцом исламской державы: везде есть свои отклонения от шариата (мусульманского права), культурные отличия.
Позиция ислама
Разъяснить особенности положения женщины в исламе согласился имам Исламского общественного культурного центра г. Киева, аспирант исламских наук, эксперт по исламским богословским вопросам Имад Абу Аль-Рубб.
— Имад, как изменилась роль женщины в обществе с приходом ислама?
— Изначально Бог создал мужчину и женщину равными, они жили во взаимоуважении, рожали детей. Все пророки, еще до Мухаммеда, уважали женщин. Зато в Древней Греции, Риме, Индии и других государствах к ним относились как к рабам. В средневековой Европе велись богословские споры о том, есть у женщины душа или нет.
В доисламские времена в арабских странах к женщине относились уважительно, мужчины были ответственны за свою семью. Но в силу особенностей исторической эпохи, обстоятельств того времени (мужчины были кочевниками, охотниками, мало времени проводили дома) они не хотели, чтобы в семье рождались девочки. Нередко девочек хоронили живьем в возрасте пяти лет — очень жестокое явление. Так было до ислама. Когда пришел пророк Мухаммед, он сказал, что убийство девочек — очень большой грех. Не должно быть разницы между юношами и девушками.
— Как пророк Мухаммед, который является примером для всех мусульман, относился к женщинам?
— Пророк, который рос без матери (она умерла, когда Мухаммеду было шесть лет), очень уважительно относился к своей первой жене Хадидже и их детям — они вырастили трех дочерей. Их семья была образцовой: вместе занимались хозяйством, вместе выполняли работу по дому и вели дела. Пророк Мухаммед сказал золотые слова, свидетельствующие о том, как надо уважать женщину. Он провозгласил, что нет человека лучше того, кто хорошо относится к своей семье. Женщина, по словам пророка, — как стекло, которое можно легко разбить, поэтому к ней надо относиться очень бережно. А тот, кто родит и достойно воспитает трех дочерей, согласно Корану, войдет в рай.
— Какой правовой статус имеет женщина в современном исламском обществе?
— Женщина в исламе занимает важное место по отношению к Богу и обществу в целом. Она рассматривается как драгоценность, требующая заботы и бережного отношения. Мужчина и женщина, согласно исламу, равны, что дает им все соответствующие права — это защита жизни, чести, имущества и достоинства. Эти права неприкосновенны, не ущемляются и не оспариваются. Но исламом установлены определенные различия между мужчиной и женщиной по некоторым правам и обязанностям. Мужчина — глава и кормилец семьи, он отвечает за ее финансовое и материальное обеспечение. Женщина — хранительница домашнего очага, заботливая мать и жена.
— Может ли мусульманская женщина работать и сама выбирать для себя вид деятельности?
— Да, женщина сама выбирает, работать ей или нет: ведь муж обязан ее обеспечить всем необходимым, а заниматься любимым делом она может для собственного удовольствия и личностного развития. Но самой главной для женщины должна быть роль матери и жены. Есть сферы деятельности, которые ей непозволительны — это мужские виды работ, связанные с физическими нагрузками, то есть вредные для тела, и работа в местах, которые могут навредить душе, например, увеселительные заведения наподобие казино. Согласно исламу, женщина — человек, а не товар. В современных странах, в том числе и европейских, мы наблюдаем совершенно неправильное восприятие женщины, которое не соответствует принципам ни одной религии.
— Почему мусульманские женщины обязаны носить хиджаб?
— Во-первых, хиджаб — это одежда не только мусульманок. Мария, мать Иисуса, также носила хиджаб (покрывало), то же касается христианских монахинь нашего времени. Поэтому удивительно, что о хиджабе всегда спрашивают только у мусульман, в то время как он является канонической традицией также иудаизма и христианства. Во-вторых, согласно исламу, носить хиджаб женщин обязал Бог. Вы спросите, почему же мужчине не сказано носить хиджаб? Дело в том, что Бог создал женщину красивее, чем мужчину. А мужчина, когда смотрит на женщину, должен видеть не только ее внешнюю красоту, но и красоту ее души, характера. Именно так он должен выбирать себе жену. Ислам утверждает, что женщины заслуживают уважения, независимо от внешности и возраста, но в зависимости от ее личных качеств, внутренней красоты.
— Чем отличается жизнь мусульманок в Украине и в арабских странах?
— И в арабском мире, и в украинской среде есть свои позитивные и негативные явления. Конечно, мусульманке легче жить, соблюдая все предписания веры, в исламском обществе. Но, с другой стороны, в арабских странах есть большая проблема с соблюдением социальных прав женщин: многие родители, мужья считают, что женщина должна сидеть дома, не беспокоясь о своем образовании и работе. Это народные традиции, которые не имеют отношения к исламу. Потому женщины-мусульманки лучше себя чувствуют в европейских странах (в том числе и в Украине), где они могут учиться и работать себе во благо. Но и тут есть вещи, которые могут навредить женщине: это акцент на ее внешности и материальной обеспеченности, а не на душевных и умственных качествах. Европа говорит о гендерном равенстве, но я был очень удивлен тем, что в общественном транспорте мужчины не уступают места женщинам. В исламских государствах даже самый пожилой мужчина уступит свое место молодой девушке, это показатель общей культуры. Кроме того, в арабских странах женщина с возрастом пользуется все большим уважением, в отличие от западных, где ценят молодость и красивую внешность.
— В нескольких мусульманских странах закон запрещает женщине некоторые вещи, которые позволены мужчинам. Например, в Саудовской Аравии она не может водить авто. Правильно ли это, согласно исламу?
— Как мы уже сказали, ислам утверждает равенство мужчин и женщин. Но дело в том, что среди мусульман есть те, кто понимает ислам и соблюдает все его законы (в том числе уважительное отношение к женщине. — Авт.), и те, кто отошел от ислама. Ущемление прав женщин происходит от неправильного понимания ислама.
— Чем объясняется то, что ислам одобряет полигамию (мусульманин может иметь четыре жены)?
— Прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу заметить, что в мусульманском мире меньше десяти процентов мужчин имеют больше одной жены. Причем первая жена сама решает, позволять своему мужу брать вторую или нет: если она не согласна с его решением жениться во второй раз, то может подать на развод. Почему ислам разрешает полигамные браки? Есть несколько причин. Женские сексуальные и физиологические особенности отличаются от мужских, вследствие чего могут возникать определенные проблемы в отношениях между представителями двух полов в браке. В большинстве стран количество женского населения превышает мужское — от этого возникают демографические проблемы, ведь часть женского населения просто не сможет создать семью. Это лишь несколько логических доводов в защиту полигамии. Но, как я уже сказал, это явление не так широко распространено в исламском мире, как многие себе представляют.
— Каким является идеал женщины-мусульманки?
— Исповедуя ислам, она должна правильно понимать его и соблюдать все законы своей веры.
«Проблема состоит в том, что мы далеки от истинного понимания, основанного на первоисточниках ислама — Священном Коране и чистой сунне пророка. Некоторые книги содержат массу суждений, иногда выходящих за пределы достоверного и цепляющихся за шаткое и необоснованное, в целях обоснования тех точек зрения, которые устраивают их авторов в контексте определенной эпохи или же общества, — пишет Мустафа Мухаммад Ат-Таххан в своей книге «Женщина на пути Призыва». — Все это привело к значительным отхождениям, причем как в сторону усложнения, так и в сторону упрощения предписанного исламом».
Если и возникает в мусульманском обществе неправильное отношение мужчины к женщине, то это проблема не ислама, а неправильного понимания ислама. Об этом надо помнить тем, кто составляет свое мнение об этой религии и, конечно же, тем, кто ее исповедует.
«Зеркало недели», № 33