История

О халиф! Люди подумают, что халифом являюсь я!

-UAqexzfj04Во время правления благородного ‘Умара (радыйАллаху анху) к халифату были присоединены Сирия, Палестина, Египет и Иран. Богатства Византии и Ирана потекли в лучезарную Медину. Уровень благосостояния уммы повысился, но правитель халифата благородный ‘Умар (радыйАллаху анху) не пользовался этим богатством и роскошью, довольствуясь самым малым. Как и прежде, читал хутбу в залатанной одежде. Благородный ’Умар (радыйАллаху анху), как правитель, должен был въехать в Шам верхом на верблюде, но очередь ехать верхом подошла его слуге:

«Теперь настал твой черед ехать верхом, садись на верблюда!»
Слуга возразил:
«О халиф! Люди подумают, что халифом являюсь я!»
Однако благородный ‘Умар (радыйАллаху анху) посадил слугу на верблюда, а сам вошел в Дамаск пешком.

Этот пример Исламского братства и жертвенности вошел в золотой фонд истории Ислама. Халиф ‘Умар (радыйАллахху анху) жил в бедности и стеснении, временами входя в долги. Он согласился брать из казны лишь столько, сколько считал необходимым, поэтому пребывал в постоянной нужде. Из-за его более чем скромного образа жизни люди, не знакомые с ним, часто не догадывались, что он халиф.

Его приближенные сахабы, которые не могли мириться с таким бедственным положением своего халифа, желали увеличить его жалование. Но, так как стеснялись предложить это ему лично, то обратились к его дочери, благочесстивой Хафсе (радыйАллаху анха), которая была женою Пророка (саллАллаху алейхи ва саллям). Хафса (радыйАллаху анха) рассказала о предложении сахабов отцу. И ‘Умар (радыйаАллаху анху)(1), которому приходилось быть свидетелем нередкого положения Посланника Аллаха (саллАллаху алейхи ва саллям), когда у него не было в доме ничего, чтобы утолить голод, сказал своей дочери:

– Дочь моя! Помнишь ли ты, как питался и одевался Посланник Аллаха?
– Да, не более того, что необходимо, – ответила она. Благородный ‘Умар (радыйАллаху анху) продолжил:
– Два моих близких друга (Пророк -саллАллаху алейхи ва саллям- и Абу Бакр -радыйАллаху анху) и я были путниками на одной дороге. Первый из нас (Пророк -саллАллаху алейхи ва саллям) достиг места назначения. Другой Абу Бакр -радыйАллаху анху), следуя по тому же пути, присоединился к первому. Я хочу стать третьим, догнав друзей своих. Если я буду с ношей большей, чем мне нужно, боюсь не поспеть за ними. Или ты не хочешь, чтобы я был третьим на этом пути?
(2)

Единственной целью ‘Умара (радыйАллаху анху) было достижение довольства Аллаха. Он стремился к этой цели с такой решимостью, что никакие препятствия и тяготы на этом пути не имели для него никакого значения. Во имя этой цели он, проявляя терпение и смирение, преодолевал все лишения. Несмотря на то, что Пророк Аллаха (саллАллаху алейхи ва саллям) не раз сообщал ему благую весть о том, что ему уготовано место в раю, благородный ‘Умар (радыйаАллаху анху) вел крайне аскетичный образ жизни.

(1) — Муслим, Зухд, 36
(2) — Шахбендерзаде Ахмед Хильми, Тарих-и Ислам, том 1, стр. 367 Осман Нури Топбаш «Созвездие праведных халифов».

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика