Основы в правах и обязанностях братьев и сестер друг к другу в Исламе
Лекция шейха Салиха Али Шшейх,
министра Исламских дел Королевства Саудовская аравия.
Эта лекция под названием какие обязанности должны выполнять братья к своим братьям в Исламе из уаджибов, (т.е. обязательного) и мустахаба (желательного)и здесь будет разъяснено в общем об обязанностях и правах, какие должны выполнять братья друг к другу в Исламе. И всё это занимает очень великое место в Исламе, которое утверждено Кураном и Сунной.
А охранять эти обязанности, т.е. обязанности братства — это входит в раздел поклонения, потому что поклонение — это всё то, что любит Аллах и доволен, из слов и дел, скрытых и явных. А из слов и дел, которые любит Аллах и доволен — это обязанности и права братьев друг к другу в исламе в общем.А конкретней из этого — если между этими братьями связи личные, особые (т.е. один другого полюбил ради Аллаха и признался ему в этом) или они друзья, или они знают друг друга. То есть, как известно, у всех мусульман друг на друга есть права, даже если они не знают друг друга, например из другого города, страны, а если они ещё и знают друг друга и дружат, то взаимные права и обязанности еще больше и существенней.
И это — обязанности общего (`ам) и конкретного (хос) характера. Также, нет сомнения, что это положение касается как мужчин, так и женщин, как старых, так и молодых. Аллах, Свят Он и Велик, в Куране говорит: “И стали вы по милости Аллаха братьями“. Cказали учёные по поводу слов:“И стали вы по милости Аллаха братьями“. — Т.е. братство ваше стало только по милости Аллаха, потому что в другом аяте говорится: ”И если бы ты потратил все то, что на земле, не смог бы ты так связать их сердца, но поистине Аллах связал ваши сердца”. — Т.е. все эти разные сердца, разные в воспитание, разные в понимание, разные по менталитету и Аллах Свят Он и Велик, связал на одном деле: на любви к Аллаху, к Его религии.
И то, что вы стали братьями, всё это только по милости Аллаха. «Скажи по милости Аллаха и благосклонности Его. И поэтому пусть радуются верующие, ведь это лучше для них того, что они собирают». Аят.И самое великое из милости и благ, от чего радуется верующий — это Куран и Сунна. Как передаёт Ибн Аби Хатим в тафсире к этому аяту: “Когда привезли садака в Медину, вышел Умар ибн аль-Хаттаб со своим вольноотпущенником на то место, где собрались люди по причине этого садака и людей было очень много, т.к. всё это раздавали, и сказал Умару (да будет доволен им Аллах) этот мальчик: «Это и есть благо Аллаха и милость Его о Правитель Правоверных». Ответил ему Умар (да будет доволен им Аллах) “Ты лжёшь, благо Аллаха и милость Его – Это Коран”.
И прочитал этот аят. “Скажи по милости Аллаха и благосклонности Его. И поэтому пусть радуются верующие, ведь это лучше для них того, что они собирают”. И самое лучшее для мусульман — это держаться за Коран, выполняя то, что Аллах повелел выполнять и, оставляя то, что Аллах приказал оставлять. И пришло очень много аятов и хадисов, указывающих на то, что мусульмане должны жить в согласии и любви друг к другу, а посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, побуждал, чтоб мусульмане любили друг друга ради Аллаха.“Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил, то что верующий дружит с братьями и примеряет их между собой”. (Передал имам Ахмад достоверный хадис) И верующий в верующих, видит только благо.
Посланник Аллаха с.а.с. сказал:«Верующий — это тот, кто сам дружит и других примеряет, и нет благо в том, кто не дружится и не примеряет других”. Также Аллах, Свят Он и Велик, в общем аяте приказал: «И говорите людям благо». Так же пришло в сборнике достоверных хадисов у имама Муслима, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Аллах, Свят Он и Велик, в Судный День скажет: «Где те, которые любили друг друга из-за моего Величия? Для них будет тень от Моей тени, когда не будет никакой тени, только та тень, которую Я дам”.Т.е. только те, которые были братьями ради Аллаха, желая любви Аллаха, и не разделяло их любовь, ни имущества, ни происхождения.
И не любили они друг друга из-за этой ближайшей жизни, а только связывало их любовь ради Великого Аллаха. И все эти доказательства указывают на то, что любовь и братство ради Аллаха из великих дел. Отсюда следует, что если есть на всё это указание в Коране и Сунне, то обязательно есть объяснение, как выполнять эти обязанности и права.А Аллах, Свят Он и Велик, сказал в священном писании — Куране (смысл): «Верующие, будь он мужчина или женщина, являются помощниками друг другу, велят совершать одобряемое и запрещают порицаемое». И у любви верующих друг к другу есть виды и степени.1) И первое из этих обязанностей, это чтобы мусульмане любили друг друга только ради Аллаха, а не из-за чего-то приходящего из этой ближней жизни. И здесь обязательно нужна искренность.
Ведь как мы говорили ранее — это поклонение, а в поклонении одним из условий является искренность. Т.е. чтобы ты дружил с братом своим только ради Аллаха, ведь такая дружба и любовь останется, а если она была не ради Аллаха, а ради чего-то другого, например, ради этой жизни (дунья), то обязательно исчезнет.
Как говорил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Те люди, у которых будут три качества — они обязательно вкусят сладость веры. А это: чтобы Аллах и Посланник Его были любимее всего остального, чтобы человек любил другого только ради Всевышнего Аллаха, и чтобы человек боялся вернуться в неверие после того, как Аллах вывел его оттуда, так же, как он боится огня”.
Эти люди, у которых есть эти качества, обязательно вкусят сладость веры, а из них те которые любят друг друга ради Аллаха. И не в том дело, чтобы ты любил брата из-за него самого, а в том, что ты в этом поклонении подчиняешься Всевышнему Аллаху в том, что Он повелел тебе любить братьев в Исламе только ради Него, Свят Он и Велик, а не ради чего-либо из этой дунья.
Ты любишь братьев своих из-за того, что у них в сердце из Единобожия, из-за того, что у них есть от любви к Аллаху и Его Посланнику, за то, что они совершают из приказанного и т.д. Вот это и есть истинность любви ради Аллаха. И также ты не должен обманывать в этом никого, т.к. если ты любишь брата, то он думает что всё это ради Аллаха, а не из-за чего-то другого.
Потому что, если ты любишь брата ради чего-то другого, а не ради Аллаха, то ты обманываешь его. И отсюда следует, что у братьев в Исламе, должна быть любовь и дружба только ради Всевышнего Аллаха. И если это любовь была искренней, то она обязательно оставит след в душе человека, и он будет выполнять эти обязанности и права, которые на него наложены, и станут явными величайшие плоды этой дружбы и любви.2) Второе из этих обязанностей. Это то, что брат брату своему помогает собой и имуществом.
Ведь Аллах всех людей сделал разными. Этот бедный, тот богатый. Богатый помогает бедному в чём-то, бедный помогает богатому в чём-то. Тот, у кого власть помогает тому, у кого её нет, или наоборот. А Аллах в Коране сказал: «Чтобы одни других взяли помощниками, а милость Аллаха лучше того, что вы собираете”. И это проявление воли Аллаха к бытию Его творений и распределение Им благ и обязанностей.
И если это так (то, что творения различны), то, значит, есть те, кто в чем-то нуждается. И, значит, необходимо кому-то помочь имуществом или чем-то другим, тому кто в этом нуждается. И из обязанностей в братстве, это то, что брат отдаёт предпочтение своему брату — и этот вид поклонения мустахаб, т.е. желателен. Как Аллах в Коране говорит про ансаров (сподвижников из Медины, принявших к себе пророка, мир ему и благословение Аллаха и сподвижников, переселившихся с ним из Мекки): “Они отдают предпочтение перед собой, хотя они сами нуждаются. А те, кто уберёгся от собственной скупости, являются преуспевшими”.
И из этих обязанностей то, что брат смотрит на состояние своих братьев, а не ждёт пока они подойдут и спросят у него помощи. Особенно тех братьев, у которых с тобой братство конкретное, т.е. вы дружите, и ты их любишь ради Аллаха. Как говорится в хадисе у имама Муслима, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказывал некоторым Сахабам, чтоб они посмотрели обмундирование в некоторых военных походах и чтоб у одного перед другим не было преимущество в доспехах.
И это положение — нет сомнения — из великих, т.е. когда ты сам ищешь, чем помочь твоим братьям. А у этого положения есть степени.И так, если у тебя есть преимущество перед твоим братом в имуществе, то дай брату твоему садака, если он нуждается в нём. Ведь давать садака первым, не дожидаясь, когда тебя спросят нуждающиеся — из величайших дел в Исламе. Узнал, что брат в нужде, страдает, нет у него помощи, и он в незавидном положение, а Аллах дал тебе свою милость, и может быть, Он проверяет тебя им — дай ему, не дожидаясь пока брат у тебя спросит.
Ведь это из твоих обязанностей к брату. Как Аллах сказал в Коране описывая верующих: «Суровы с неверными, милостивы между собой». И слова «милостивы между собой»указывают так же на то, что они дают из милости одни другим то, в чём нуждаются нуждающиеся: из помощи материальной, или какой-либо другой. Еще более это действительно, если они любят друг друга ради Аллаха, или они дружат друг с другом, или они живут в одном городе, мечети, т.е. они близки друг к другу, то здесь нет сомнения, должно быть ещё сильнее стремление в помощи. Но всё равно все верующие они братья, близки они или нет. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Мусульманин в отношении к мусульманину — это как одно тело, если у этого тела какой-то орган болит, то всё тело отзывается на эту боль».
Так же посланник, мир ему и благословение Аллаха, говорил в другом Хадисе:«Верующий для верующего как единое строение, где один кирпичик подкрепляет другой». И из всего этого понимается то, что помощь брату своему в Исламе собой или своим временем или некоторым своим имуществом необходима. Также если ты тратишь некоторое имущество для брата в исламе, то Аллах убирает скупость, жадность из сердца твоего: «А те, кто уберёгся от собственной скупости, являются преуспевшими».
И где тогда вообще истинность братства, если там нет помощи?! Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Кто помогает брату своему, Аллах будет помогать ему». И если ты помогаешь всем перечисленным своим братьям, то ты выполняешь одну из обязанностей к братьям. Тем более, если ты всё это делаешь до просьбы, то тогда ты делаешь великое из дел, ведь это — из благородных поступков.
И как приводится от праведных предков то, что они искали нужды своих братьев, чтоб помочь им: Однажды Раби`а сказал семье своей, чтобы они сделали самое любимое его блюдо, и когда сделали они, он взял его и отнёс брату мусульманину которого Аллах испытал тем, что забрал у него слух, зрение и речь и кормил его этой пищей кусочек за кусочком. После этого люди спросили у Раби`а: «Зачем ты накормил человека, которого не знаешь?» И он им ответил: «Но ведь Аллах его знает, даже если я не знаю».
И очень много историй приводилось от праведных предков о том, что они первыми искали проблемы братьев, для того чтоб им помочь. И некоторые из них постоянно проведывали семьи умерших братьев своих, помогая им около 40 лет, пока сами не умирали. И дети из этих семей говорили: «У нас было такое ощущение, как будто мы вовсе не потеряли своих родителей”. Говорилось также о Шейхе уль-Ислам Ибн Теймие то, что когда умирали некоторые из его учителей, то он помогал их семьям всем, чем мог. Вот это и есть послушание Аллаху, которое стоит выше желаний (нафса) души.
Но также здесь необходимо упомянуть то, что некоторые братья, помогая братьям своим чем-нибудь из имущества или ещё чем то, чувствуют какие-то преимущества перед братом своим за свою помощь. Это из больших ошибок. Потому что истинность братства состоит в том, что ты всё делаешь только ради Аллаха. Ведь того брата, которому ты помогаешь, Аллах сделал причиной блага.
Тем, посредством чего ты приближаешься к Аллаху, Свят Он и Велик. И то, что ты был причиной того, что Аллах дал своему рабу через тебя. И из рабов Аллаха есть такие, которыми открывается благо и закрывается зло. Ведь люди должны делать все свои дела только ради Аллаха, приближаясь к Лику Аллаха, искренне в том, что Аллах повелел, и отстранятся, от чего запретил. И из-за этого пусть тот брат, который помогает другому, ждёт награды только от Аллаха Свят Он и Велик.
3) Третья обязанность — это охранение чести брата. И не будет истинности братства, если ты не охраняешь честь своих братьев. Как говорил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в своём прощальном паломничестве: “Кровь, имущество и честь мусульманина — харам (запретны)”. Честь мусульман в общем харам, а как же если там братство основанное на близких отношениях. То там ещё больше нужно сохранять честь братьев. Ведь Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал защищать честь всех братьев в общем, которые далеко от тебя и нет никакой связи с ними у тебя. А как же о тех, у которых братство конкретное, которые с одного города или дружат друг с другом?! И как говорится в аяте: «Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности». Значит охрана чести братьев конкретных и общих ваджиб.
И здесь есть некоторые положения.
И из них это то, что ты молчишь о недостатках братьев. Ведь братство, тем более, если вы дружите, побуждает молчать и охранять недостатки брата в том, что ты видел или услышал. Ведь не будет братства, если не будут охраняться эти права, а будет только вражда и ненависть. И нет разницы в том, что ты говоришь о недостатках его людям при нём или за его спиной (гайба), т.к. охрана чести брата — это из обязанностей братства, но когда говоришь за спиной, это ещё хуже.
И так же из этих обязанностей это то, что ты не допытываешь его вопросами. Например, что-то ты увидел, что тебя не касается и начал ты его допытывать назойливыми вопросами «где?», «когда?», «почему?». Ведь, если он захочет, то он тебе обязательно скажет, а если нет, то так надо. Ведь Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Из прекрасных качеств у человека в Исламе, это то, что он оставляет то, что его не касается”.
Разве брат твой всё должен сообщать тебе? Разве у него не может быть секретов?
И так же из этих обязанностей это то, что ты охраняешь его секреты, его мнения которыми он поделился с тобой. Например, ты спросил у него совета о каком-то человеке, с которым ты хочешь работать, он же сказал тебе своё мнение о нём. Тебе нужно молчать об этом мнение, даже если он был не прав в нём. Основа в том, что ты хранишь секреты своего брата. И как сказано в хадисе: «Если один человек другому что-то сказал, то это уже амана (доверенное на хранение)».
А Аллах приказал нам охранять амана (доверенное), и так же честь. Ведь если ты будешь рассказывать мнения братьев своих, кто-то может и не понять, к чему это вообще говорилось, и зачем, и что там было, что он имел ввиду, и может быть так же от этого вражда. Потому что непонимания приводят к догадкам, догадки к подозрениям и до вражды остаётся один шаг. А брат твой даже и не думает, что ты направо и налево говоришь о его секретах. Ведь это уже не братство. «А кому Аллах дал мудрость, то тому дано великое благо». Аят.
И так же сюда входит то, что ты не распространяешь то, что увидел в семье своего брата. Например, придя в гости, увидел ты или услышал что-то, а потом распространяешь среди всех. Этим самым ты не выполняешь обязанности братство, а наоборот. Как сказано в аяте: «А те, которые хотят, чтоб среди мусульман распространялось нечестие, то для них мучительное наказание». И как говорил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в достоверном хадисе: «Не разузнавайте друг о друге, не следите, друг за другом, не рвите отношения друг с другом, не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о рабы Аллаха, братьями». И смотрите то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал — «не разузнавайте и не следите» — вроде бы как одинаковое, но здесь небольшая разница. А первое то, что ты разузнаешь, спрашивая у кого-то, а второе ты следишь сам. И первое, и второе запрещено.
4) Обязанность четвертая. То, что ты не думаешь, о своём брате плохо, и отстраняешься от этого. Т.к. плохие мысли о брате противоречат обязанностям братства. Потому что обязанность брата к братьям — думать о брате хорошо. А основа в мусульманине это правдивость, добро, благо и всё хорошее, и то, что он слушается Аллаха. И если там конкретное братство, т.е. мы уже говорили что такое конкретное братство. То там выходит два права, а это общее и исключительное, и из исключительного права то, что ты отстраняешься от плохих мыслей о своём брате. Аллах, свят Он и Велик, сказал в Коране: “О те, которые уверовали!
Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом”.А учёные сказали по поводу этого аята, что из предположений есть, похвальные, и есть порицаемые. И что касается предположений похвальных, то это те, которые решаются судьями. Т.е. Судья выносит какое-то постановление на расследование, а расследование, как известно, состоит из улик, а это в основном строится на догадках, предположениях и из этого выстраивается цепь преступления. И уляма (ученые) говорят, что такие предположения похвальны, т.к. здесь хотят блага. А что касается порицаемых предположений, то это то, что ты думаешь, о брате плохо и подозреваешь его в чём то, сделав вывод из своих предположений.
А как сказано в хадисе: “Опасайтесь подозрений, (предположений), ведь они — самые лживые из речей (делают лживыми речи)”. Т.е., если у тебя есть к брату что-то в сердце из предположений или догадок, то это сделает ложным все его речи и дела. Ты ему не веришь из-за сомнений в твоём сердце, основанных на обычных догадках. И отсюда выходит то, что из обязанностей братьев друг к другу, что они думают о них благое. Как приводит имам Ахмад в работе под названием “ Зухд” от ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что говорил он, когда давал наставление:”Не думай о брате своём основываясь на том слове или деле, которое вышло от него плохим, когда ты находишь то, что оно несёт за собой хорошее”. Т.е. иногда слово или дело может нести, что-то такое, что некоторые думают в нём плохое. Например, искренний брат, порицая что-то плохое, увидев его, скажет или сделает что-то, что на самом деле не очень хорошее из слов или дел, сказав жёстко или сделав, пресекая зло.
То тебе нельзя сказать, что он плохой ведь в своей основе он хотел благо, а это вырвалось у него из чувств. И как сказал имам Абдулла ибн Мубарак: «Верующий ищет оправдание верующим, а лицемер ищет только ошибки за ними”. — Или сказал подобное этому.
А иногда брат или сестра что-то скажут, а шайтан, приукрашивает это дело так, что эти братья становятся заклятыми врагами. И есть у учёных в усулю фикхе (основы законов понимания религии) то, что в каждой речи есть далиль (указание). У учёных по основам законов указания речи бывают разных видов. Из этого такой вид, как указание с сопровождением, т.е. если одно слово вырвешь из контекста, то смысл может показаться чем-то плохим, но если сопроводишь со всем предложением, то будет указание совсем на другое, или станет явным и понятным.
Значит, если от брата твоего исходит какое-то слово, то пусть туда не зайдёт шайтан и не сделает так, чтоб ты это слово отнёс в плохое место, а тебе же, наоборот, следует сделать так, как побуждает тебя Ислам. И пусть не заходит шайтан между тобой и твоими братьями. А указание речи очень важно у обладающих знанием и так же у праведных, т.к. они смотрят на цель самой речи или поступка. Ведь у людей есть слова (муташабих) не очень ясные, и ты не положи их туда, куда хочет шайтан, а вспомни об обязанностях братства и сделай так, как они тебе велят.
И не только это относится к словам, но также и к делам. Например, ты что-то сказал, и один брат на тебя посмотрел взглядом, который тебе не понравился, и тут приходит шайтан и говорит тебе: «Он посмотрел на тебя так, только из-за того, что ему не понравились твои слова”. Или он (шайтан) говорит, что тот тебя не любит или ненавидит тебя. И ты остаёшься с тем, что бросил тебе шайтан, и ты становишься злейшим врагом тому брату, хотя тот даже не подозревает из-за чего. Ведь в делах открыть дверь подозрений или плохих мыслей еще легче. Но кто из братьев подошел к другому и спросил, а что дало тебе сделать так-то или так, или наподобие этого? Ведь несколько слов могли бы решить все проблемы, которые происходят. И как говорилось раньше, то, что в твои обязанности к братьям входит то, что ты думаешь о них хорошо. Или, по крайней мере, если у тебя начинаются какие-то нехорошие мысли, ты должен спросить, что там имелось ввиду, чтобы закрыть дверь шайтану.
5) Пятая обязанность это то, что ты отстраняешься от споров со своими братьями. Т.к. спор портит отношения с братьями и приводит к ненависти и вражде. А спор, это когда два человека спорят между собой чтобы отстоять свою точку зрения и неважно правильная она или нет, в арабском языке это называется (мироа), т.е. спор. А есть дискуссии, дебаты, и это называется в арабском языке (мунакаша), т.е. если по какому-то определённому шариатскому вопросу ведут дискуссию те, которые знают шариат, то это сюда уже не заходит. Т.к. этим самым ты отстаиваешь истину.
Но если какая-то дискуссия заходит в спор, то её необходимо оставить, т.е., если ты видишь, что действительно твой брат прав, или у него сильнее доводы, или ты что-то упустил в этом вопросе, то тебе нужно остановиться или принять, или вернуться к источникам и проверить, но никак не заходить в спор и любым путём доказывать своё мнение. Посланник Аллаха с.а.с. сказал: «Кто оставит спор, когда он не прав, Аллах построит ему дом в окрестностях рая, а тот, кто оставит спор и он прав, Аллах построит для него дом, в самой вышей степени рая”.
И из обязанностей братства то, что ты оставляешь спор, чтоб он далеко не зашёл, и не порвалось их братство. Сколько учёных ошиблись в вопросах иджтихада (юридически-богословские вопросы), и сколько их вернулось от ошибке к правильному! Ведь оставить ошибку и взяться за правильное — не порок, вот остаться на ошибке — это порок. И это указывает на то, что человек выбрал поклонение Аллаху выше своих страстей.
И у причин спора есть некоторые виды, а это один хочет показаться умнее других, или хочет возвеличиться.
Так же из видов спора это то, что человек не может остановить свой язык, а как известно то, что Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, во многих местах порицает пустословие, и сколько раз было сказано, чтоб верующие держали свои языки. Как приходит в хадисе от Муаза ибн Джабаля, что он спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «А разве мы будем спрошены за наши языки?» Ответил ему Посланник, мир ему и благословение Аллаха: “А разве не за языки будут людей волочить лицами по земле, чтобы бросать в огонь?!”
И также спор, портит хороший нрав человека, а мусульманам было приказано улучшать свой нрав, как в Коране, так и в Сунне.
6) Шестая обязанность братьев в исламе — это обращаться к ним хорошими речами. Не будь же скуп в речах для брата своего. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: “Если ты полюбил брата своего, то скажи ему об этом”. И там тоже есть обязанность, а это ответить ему: ”Да полюбит тебя Тот, ради Которого ты меня полюбил”. И это, нет сомнения в том, взращивает в сердцах любовь. И есть некоторые из братьев, которые говорят о любви, но они не правдивы в этом, или не понимают смысла этого. Потому что, если ты говоришь брату, что ты его любишь, значит в твоем сердце к этому брату любовь только ради Аллаха и в Аллахе. И оттуда выходит то, что ты охраняешь к нему все его права, которые он имеет на тебя. И какая там вообще цена любви, если ты не охраняешь права к тому брату, которого любишь. Ведь если ты сказал, что любишь его ради Аллаха, то у вас уже специальная любовь.
Первое: это то, что ты говоришь ему языком о любви и говоришь слова те, что лучше. Как Аллах в Коране сказал: «Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова, ведь шайтан вносит между ними раздор. Воистину, шайтан для человека — явный враг”. И Аллах, Свят Он и Велик, не просто приказывает говорить хорошо, а говорить то, что лучше. Значит, говори то, что лучше мусульманам, особенно если у вас братство, которое конкретное.
Второе: Что ты показываешь своим поведением свою любовь к брату, т.к. если ты делаешь какому-то человеку добро, то остаёшься в душе другого человека хорошим. А ведь что-то хорошее может быть как словом, так и делом. И пусть если кого-то хвалят, не обольщается, а пусть благодарит Аллаха за то, что ему в этой уже жизни дал милость в том что его хвалят. И, так же, если тебе какой-то из братьев сделал хорошее, то поблагодари его. Ведь тот, кто не благодарит людей, тот не благодарит Аллаха. Хадис. Если кто-то сделал тебе хорошее, так сделай такое же, но если нет возможности сделать такое же, то поблагодари и сделай за своего брата ду`а.
7) Седьмая обязанность — это то, что ты не завидуешь своему брату или сестре в том, что им дал по своей милости Аллах. Т.к. это не совместимо с истинным братством. Кому то Аллах, Свят Он и Велик, дал от своей милости то, что тебе не дал по своей мудрости. Тебе нельзя завидовать ему и думать например «как Аллах мог дать ему, хотя он не достоин этого» и т.п., и всё это происходит из-за зависти. А ведь верующему нужно очищать своё сердце от зависти, ведь на самом деле ты должен радоваться тому, что Аллах дал что-то твоему брату в исламе. И как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не уверуете вы пока, не пожелаете брату то, что желаете себе”.
И учёные сказали по поводу слов «не уверуете вы» т.е. полной верой. Значит если ты хочешь, чтобы у тебя было имущество, то так же желай, чтоб у твоего брата тоже было имущество. Если ты хочешь, чтобы у тебя было знание, то желай того же и своему брату и т.д. И необходимо мусульманам лечить свою зависть тем, что ты радуешься милостям, которые дал им Аллах.
И тогда, ин ша Аллах, (если будет угодно Аллаху) Он поведёт тебя к этому. И если тебе Аллах не дал имущество, и ты знаешь тех, у которых много имущества, то ты должен радоваться тому, что Аллах, Свят Он и Велик, дал им, как будто дал это тебе. И так же это обстоит и со знанием, но есть некоторые из людей — они не могут радоваться тому, что Аллах некоторым из братьев дал знания. Например, кому то из братьев Аллах дал хорошее понимание, кому то красноречие, и он может доносить до людей проповеди, или он среди людей упоминается как знающий.
И нельзя ни одному из братьев завидовать чёрной завистью кому-либо и быть от этого недовольным. А на самом деле нужно радоваться этому так, как будто Аллах всё это дал тебе. Т.к. это права, которые ты должен выполнять к своему брату. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил в хадисе: «Бойтесь зависти, потому что зависть пожирает благо, так же как огонь поедает дрова”. И зависть в таких проявлениях запрещена.
8) Восьмая обязанность братьев друг к другу — это давать насыха (наставление, совет). Но опять-таки, насыха нужно давать правильно, со знанием и в прекрасной форме. И не грубо и жёстко, т.к. это входит в права братьев друг к другу. Аллах в Куране говорит Мусе, мир ему и благословение Аллаха, когда посылает его и брата его Харуна, мир ему и благословение Аллаха, к фараону: «И скажите ему слово мягкое, может он вспомнит и устрашится”. Это то, что касается проклятого фараона, а что касается верующего, то здесь нет сомнений в том, что ещё сильнее должно сохранятся мягкое отношение в наставлении и исправлении.
А наставлять, исправлять, побуждать братьев и сестёр нужно обязательно. Ведь исламская община отличается от других общин тем, что она призывает к одобряемому, и удерживают от порицаемого. Как Аллах сказал в Коране: «Вы являетесь лучшей из общин, появившаяся на благо человечества, вы приказывали одобряемое и удерживали от порицаемого и веруете Аллаха”.