Совет мусульманке, которой семья не разрешает молиться и носить хиджаб
Вопрос: Я 16-летняя мусульманка из семьи «несоблюдающих мусульман». Из всей семьи я единственная, кто молится и пытается следовать исламу. Моя семья против того, чтобы я молилась и была соблюдающей мусульманкой. Мама не хочет, чтобы и читала ночную и утреннюю молитвы, потому что одна – слишком поздно, а другая – слишком рано.
Но я все равно молюсь и скрываю это насколько возможно. Когда она спрашивает меня, молилась ли я, я обманываю ее и говорю что нет. Могу ли я лгать в подобной ситуации? Я также бросила работу, потому что работала в пиццерии и продавала пиццу из свинины. Мама еще не знает об этом и я решила солгать, сказав, что меня уволили. Допустимо ли лгать в этой ситуации?
Еще один вопрос: в следующем месяце мы собираемся ехать в другую страну и я пропущу молитвы зухр и аср, потому что мне не разрешают молиться в поезде во время поездки. Я боюсь, что когда мы приедем, мне не разрешат прочитать молитвы иша и фаджр. Я не знаю, что мне делать. Я читала, что можно совмещать две молитвы, но я не знаю как это делается. Следует ли читать молитвы зухр и аср вместе, т.е. читать зухр в положенное время, а сразу же после нее аср? Или это делается как то по-другому?
И если я пропустила больше одной молитвы, в каком порядке их нужно возмещать? Мне также не разрешают носить хиджаб, но я стараюсь одеваться скромно. Сейчас лето и мама хочет, чтобы я носила футболки и шорты. Я ни за что не соглашаюсь надеть шорты, но иногда надеваю футболки. Мама жалуется на мою кожу, потому что я бледная и она думает, что солнце полезно для меня. Но я ненавижу ослушание Аллаха, просто я очень расстраиваюсь, когда она кричит на меня и говорит, что переживает за меня. Мне становится очень грустно, потому что я хочу видеть ее счастливой. Но я не хочу грешить.
Ответ:
Хвала Аллаху
Мы были очень счастливы получить ваше сообщение и мы восхваляем Пречистого Аллаха за то, что Он дал вам возможность старательно следовать вашей религии, выполнять повеления вашего Господа и терпеливо сносить все трудности, с которыми вы сталкиваетесь. Пречистый Аллах приказал своим рабам быть терпеливыми и стойкими, и беспрекословно подчиняться Ему, не смотря ни на какие беды. Великий Аллах говорит:
«О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете» (Семейство Имрана 3:200)
«А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах – с творящими добро!» (Паук 29:69)
Вы должны понимать, что с какими бы проблемами и злом вы ни сталкивались, выполняя приказы Аллаха касательно поклонения, неукоснительных обязательств и ношения хиджаба, все это вы делаете ради Аллаха. И стойкость в преодолении этих трудностей – это лучший вид смирения, который Аллах предписал своим рабам: смирение в подчинении Аллаху и смирение в преодолении трудностей ради своей религии и приверженности ей.
Пречистый Аллах сказал нам, что Его Посланники объявляли своим народам, что они останутся непреклонными на пути, по которому их направил Господь, несмотря на притеснения людей:
«Отчего же нам не уповать на Аллаха, если Он повел нас нашими путями? Мы непременно стерпим причиняемые вами мучения. Пусть же уповающие уповают только на Аллаха!» (Ибрахим 14:12)
Передается в хадисе, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Впереди вас ждут дни, в которые терпение будет подобно сжиманию в руке тлеющего угля, и награда человека, совершившего благое дело в эти времена, будет подобна награде пятидесяти человек, совершивших дело, подобное этому вашему делу». Люди сказали: «О, Посланник Аллаха! Награде пятидесяти человек из нас или из них?». Он сказал: «Награде пятидесяти человек из вас». Передано Абу Даудом, 4343; аль-Альбани классифицировал хадис как сильный (кави).
Подумайте о прошлых поколениях, их рвении подчиняться Господу Миров, и о том, как они сносили лишения и страх, стремясь к этому.
Передается, что Хаббаб ибн аль-Аратт, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, находился в тени Каабы, положив себе под голову свой плащ, мы стали жаловаться ему, говоря: «Не попросишь ли ты помощи для нас?
Не обратишься ли к Аллаху с мольбой за нас?» (В ответ на это) он сказал: «Среди живших до вас бывало так, что человека хватали, вырывали для него в земле яму, помещали туда, а потом приносили пилу, клали ее ему на голову и распиливали его надвое, а его плоть раздирали железными гребнями, проникавшими глубже костей, (однако) и это не (могло заставить) его отречься от своей религии!». Передано аль-Бухари, 3612.
Что касается вашей матери, то ситуация очень печальна. Вместо того, чтобы твердо придерживаться религии, быть примером и учителем для дочери, она ведет себя так, как вы описываете. Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение. Мы просим Аллаха направить ее на путь религии, открыть ее сердце для ислама и защитить вас от ее зла.
Во-вторых:
Будьте осторожны и не позволяйте своей матери и ее упрямству помешать вам следовать религии Аллаха, Пречист Он, или отклонить вас от прямого пути. Не имеет значения, что она гневается на вас из-за того, что вы подчиняетесь Аллаху, потому что подчинение Аллаху важнее подчинения кому бы то ни было.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не может быть покорности кому бы то ни было в том, что является ослушанием Аллаха. Поистине, послушание только в благом [одобренном Шариатом]». Передано аль-Бухари, 7257; Муслим, 1840. Он (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Нет подчинения творению в том, что является ослушанием Творца, Преславен Он и Пречист». Передал Ахмад, 1098.
В-третьих:
Если вы вынуждены соврать матери для того, чтобы помолиться, или исполнить один из приказов Аллаха, или отстраниться от того, что Он запретил, то, иншаАллах, нет на вас вины за эту ложь. Хотя лучше для вас говорить двойными смыслами, т.е. говорить ей приятные вещи, не уточняя, что именно вы имели ввиду. Например, если она спрашивает вас «Ты молилась?», вы можете ответить «Нет», хотя в вашем намерении вы имели ввиду, что, например, не читали молитву Таравих или не выстаивали ночную молитву (кийям аль-лейл), или не читали ничего, кроме обязательных молитв и т.п.
Что касается хиджаба, то постарайтесь убедить ее, что это приказ вашего Господа и ваш собственный выбор, и изо всех сил старайтесь избежать зла, которое она может вам причинить. Просите помощи у Аллаха и просите Его, чтобы Он направил ее на путь истинный и оградил вас от ее зла.
В-четвертых:
Путник может воспользоваться послаблениями, которые даются для путешествующих, такие как сокращение молитв из 4-х ракаатов (зухр, аср, иша) до 2-х ракаатов. Так вам будет легче молиться, когда вы будете со своей матерью, потому что молитва из 2-х ракаатов короче, чем из 4-х.
Еще одно из облегчений, данных путешествующему, это возможность объединить две молитвы, например, зухр и аср, прочитав 2 ракаата зухра и, сразу же после этого, 2 ракаата асра. Вы можете сделать это, как прочитав две молитвы во время зухра, не дожидаясь времени асра, так и дождавшись время асра, и прочитав объединенные молитвы в это время.
Точно также можно объединять молитвы магриб и иша, но нужно знать, что молитву магриб нельзя сокращаться, и она должна читаться в 3 ракаата как обычно.
Молитва фаджр должна совершаться в установленное время в 2 ракаата, до того, как взойдет солнце.
Совмещение молитв поможет вам, потому что вы сможете выбрать время, когда мать не обращает на вас внимания, или занята, или вы можете сделать вид, что идете в ванную и т.п. Вы можете молиться, когда останавливаетесь на перерыв, вдали от нее, или после того, как прибудете в пункт назначения, если вы успеете сделать это до окончания второй молитвы и т.п.
В заключении, мы советуем вам сохранять стойкость в повиновении своему Господу и стремиться к Его довольству. Всегда поминайте своего Господа и читайте Его Книгу, тогда ваш разум и сердце будут спокойны и вы будете на верном пути. Усердно изучайте законы своей религии и придерживайтесь их как только можете, пока Аллах не даст вам облегчение и выход из сложившейся ситуации.
И Аллах знает лучше.
шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид фатва № 172446