Это интересно!

Укрепление таухида в сердцах детей

 

3712Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение наилучшему из пророков и посланников – нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам…

Поскольку именно таухид является величайшим предписанием и самой главной основой, ради его установления Всевышний направил пророков и ниспослал Писания, а от исполнении таухида зависит успех как в ближнем мире, так и в загробной жизни, в том числе – в Судный день… Поскольку значение таухида столь велико, божьи посланники всегда уделяли ему максимальное внимание и возвеличивали его степень на протяжении всей жизни. Именно поэтому пророки разъясняли величие Аллаха (свят Он и велик), указывали на важность имен и атрибутов Всевышнего, посвящали свои обряды поклонения одному лишь Аллаху как прилюдно, так и наедине. Также они постоянно предостерегали от ширка, удерживали людей от него и возвещали о наказании для тех, кто обращает свои мольбы к кому-то, помимо Аллаха или наряду с Ним, принижая тем самым значение Аллаха.

К сожалению, многие люди не уделяют необходимого внимания вопросу важности укрепления таухида и возвеличивания Аллаха в сердцах детей и подростков. Более того, даже те, кто призван заниматься воспитанием подрастающего поколения, либо полностью игнорируют тему единобожия в своих занятиях с детьми, либо упоминают ее очень кратко, отдавая свое время таким темам как адабы, правила поведения, как вести себя на улицах, в мечетях, дома, много рассказывают об отношениях к разным людям – родителям, родственникам, окружающим… Бесспорно, все это тоже важно и содержит благо, но когда при таком подходе занижается важность возвеличивания Аллаха в сердцах детей и молодежи, всё приобретенное ими на уроках может пойти насмарку, а порой вообще не оставит и следа в их воспитании, ибо мировоззренческие принципы окажутся слишком слабы в их сердцах. Те самые принципы, которые воспитывают в человеке любовь к Аллаху, а также страх перед Его недовольством или наказанием.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), будучи учителем и примером для всех людей, уделял огромное внимание подрастающему поколению, а укреплению таухида в сердцах детей отводилось много времени в его воспитательной деятельности.

Примеры укрепления таухида в сердцах детей

В качестве примера мы можем вспомнить завет, который Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал юному Ибн Аббасу, возраст которого в тот момент не превышал десяти лет. Обратите внимание, что завет Пророка (мир ему и благословение Аллаха) был посвящен разъяснению важных основ таухида и отношения ко Всевышнему.

Со слов Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, передается, что он рассказал следующее: «Как-то я находился позади посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и вот он сказал мне: «О мальчик! Я научу тебя нескольким словам: храни Аллаха, и Он будет хранить тебя! Храни Аллаха, и ты обнаружишь Его перед собой. Если (захочешь) попросить (о чём-либо), то проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, то обращайся за ней к Аллаху. Знай, что если (все остальные) соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли” (ат-Тирмизи).

В другом риваяте приводятся такие слова:

“Храни Аллаха, и ты обнаружишь Его перед собой, стремись к познанию Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде, знай, что обошедшее тебя стороной, не должно было постичь тебя, а постигшее тебя не должно было обойти тебя стороной, и знай, что терпение (приводит) к победе, радость (приходит на смену) скорби, а облегчение (приходит на смену) затруднению”

Это очень важный хадис для разъяснения таухида детям. Внимательно вчитавшись в слова этого хадиса, вы увидите, сколь много блага они содержат в себе – и в самом тексте, и в вытекающих из него значениях, и в  содержащихся в нем уроках. Так, в хадисе мы находим завет верно оберегать все, что Аллах предписал, выполняя установления Всевышнего, а также остерегаться от всего, что Аллах запретил. Хадис разъясняет, что тот человек, который сохранит это требование, выполнив его, того будет хранить и Всевышний. Хранение от Аллаха по отношению к человеку – это наставление и ведение к тому, в чем содержится благо в мирской и загробной жизни, а также в Судный день.

Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал ребенку обращаться лишь к Аллаху со своими мольбами и просьбами, а также искать лишь у Всевышнего помощи при выполнении своих дел и при решении каких-либо нужд. Также в своих словах Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил и заложил в сердце ребенка крепкую основу о том, что судьба всех творений зависит лишь от Аллаха, и ничто не принесет тебе ни вреда, ни пользы, не будучи предписанным для тебя, без предопределения Аллаха! Даже если все творения Господа объединятся и пожелают о чем-либо для тебя (или против тебя), то ничто тебе не грозит, кроме того, что предписал тебе Всевышний.

Кроме того, завет Пророка (мир ему и благословение Аллаха) содержал еще и важную мысль о том, что того человека, который постоянно находится в покорности Аллаху во время благоденствия и легкости, Аллах ни за что не покинет и не оставит без Своей поддержки во время беды и трудности, и тот, кто проявляет терпение, обязательно получит помощь от Аллаха, ведь на смену несчастьям такому человеку, несомненно, придет и радость, а на смену трудностям – легкость. Всё это происходит с дозволения Всевышнего Аллаха.

Следующий хадис приводит имам ат-Тирмизи со слов Абу Рафи’: «Я видел, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произнес азан в ухо аль-Хасана, сына Али, когда тот родился у Фатымы» (ат-Тирмизи, 1514, с оценкой «хасан сахих»).

В своих комментариях имам Ибн аль-Кайим упоминает: «Причина произнесения азана заключается в том, чтобы первыми словами, услышанными новорожденным, были слова возвеличивания Аллаха, слова свидетельства, посредством которого человек входит в Ислам. Это словно внушение новорожденному главного слова в Исламе в тот момент, когда он приходит в этот мир, подобно тому, как внушаются те же слова человеку, уходящему из жизни» (Тухфат аль-маудуд фи ахкам аль-маулюд, 22).

Следующий пример о возвеличивании таухида в сердцах детей — это хадис о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил своего внука аль-Хасана ибн Али совершать мольбу во время витр-намаза. Он велел ему произносить следующие слова:

«Аллахумма-хдини фи-ман хадайта, ва ‘афини фиман ‘афайта, ва тавалляни фиман тавалляйта, ва барик ли фима а’тайта, ва кыни шарра ма кадайта, фа-инна-кя такды ва ля юкда ‘аляй-кя, инна-ху, ля йазыллю ман валяйта ва ля я’иззу ман ‘адайта! Табаракта Раббана, ва та’аляйта»

Перевод: «О Аллах, выведи меня на правильный путь среди тех, кому Ты указал его, и избавь меня (от всего дурного) в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать! Господь наш, Ты – Благословенный и Всевышний» (приводит Абу Дауд, 1425; Ат-Тирмизи, 464, с оценкой «хасан»).

Вспомним, что аль-Хасан родился в третьем году по хиджре, следовательно, даже к моменту смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ему было всего лишь СЕМЬ лет! Несмотря на столь юный возраст, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил его этой мольбе, а ее смысл – это прославление и возвеличивание Аллаха, упоминание, что лишь Он один заслуживает нашего поклонения, и лишь к Нему мы обращаемся, ведь никто не принесет никакой пользы, кроме Всевышнего, и не отведет от нас зла, кроме Него. Слова этой мольбы напоминают, что предопределение Аллаха обязательно свершится, что добьется славы лишь тот, кто на стороне Аллаха, а унижение постигнет того, кто враждует со Всевышним. Кроме того, мольба учит, что человек нуждается в Аллахе…

Имам аль-Бухари приводит в своем сборнике хадис со слов Ибн Аббаса о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обучал своих внуков аль-Хасана и аль-Хусайна мольбе-истиаза. Он говорил им: «Воистину, ваш праотец обучал мольбе-истиаза своих сыновей Исмаиля и Исхака и велел им произносить следующие слова:

«А’узу би-кялимати Лляхи-ттаммати мин кулли шайтанин, ва хамматин, ва мин купли ‘айнин лямматин!»

Перевод: Прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы они защитили вас от любого шайтана, и насекомого, и от всякого дурного глаза! (аль-Бухари, 3191)

Этот хадис дает много пользы мусульманину, он учит историям пророков (да пребудет им мир!), воспитывает в сердцах любовь к пророкам, а также разъясняет, что за защитой необходимо обращаться именно к Аллаху, ибо Он является хранителем (одно из Его имен – аль-Хафиз, хранитель), защищающим от всякого зла. Из этого же хадиса мы узнаём о зле, исходящем от Шайтана, а также вреде насекомых и дурного глаза.

Также приводится со слов Рубаййи бинт Муаввиз, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) зашел к ней в дом в день ее свадьбы, сел на подстилку, и в это время несколько девушек начали бить в дуфф (бубен), декламируя стихи о моих предках, погибших в битве при Бадре. Одна из них произнесла такую фразу: «…и есть среди нас посланник, он знает, что будет завтра». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сразу же ответил ей: «Оставь это! Говори лишь так, как говорила вначале» (приводит аль-Бухари, 4852).

Так Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уделял внимание воспитанию в детях основ таухида, дабы вся их жизнь строилась именно на этой крепкой основе.  Что же тогда сказать о тех, кто игнорирует обучение таухиду, либо принижает его значение, либо вместо таухида преподает то, что является менее важным…

Тем, кто взял на себя ответственность воспитывать подрастающее поколение мусульман, следует постоянно укреплять в сердцах детей величие Аллаха, говорить им о широте Его милости к покорившимся Ему людям и тяжком наказании ослушавшимся. Также пусть воспитатели возвеличивают для детей значение степени «ихсан» (совершенство в религии), и подчеркивают, что Аллах видит их, знает все тайное и явное, и ничто от Него не скроется.

Когда в душе ребенка место Аллаха велико, то ему несложно быть праведным и любить совершать богоугодные дела, а также легко оставлять запретное. Чем взрослее он становится, тем сильнее он сможет держать себя на праведности. Так что, чем сильнее будет таухид в сердцах, тем больше он отразится на делах и поступках человека, и ребенок станет радостью своим родителям, показывая себя с хорошей стороны.

В связи с тем, что многими родителями, а также и преподавателями религии допускаются сильные упущения в разъяснении таухида детям, было бы уместным указать на некоторые техники, предназначенные для укрепления таухида в сердцах детей. Мы покажем, как они связаны с поклонением одному Аллаху, ибо именно в этом поклонении и состоит цель призыва к единобожию.

Среди методов воспитания таухида в сердцах детей (вдобавок к той фитре, которая уже заложена в них Аллахом) – укрепление вероубеждения о награде и наказании Аллаха. Следует постоянно напоминать, что Аллах видит и слышит их, ничто из секретов не скроется от Аллаха, и если человек совершает добро, то будет награжден, а если зло, то наказан. При этом рекомендуется приводить в пример доказательства из Корана, подтверждающие сказанное. Чем больше будете повторять им эти аяты в легкой форме в сочетании с добротой, милостью и наставлением, тем сильнее окажется их влияние. Закрепив эти аяты, даже в момент, когда они подумают о совершении чего-то плохого, они вспомнят эти слова Всевышнего, и возможно, остановятся от задуманного. Среди таких аятов, например:

«Воистину, Он – Слышащий, Видящий» (17:1).

«Ему все равно известно тайное и сокрытое» (20:7)

«Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (55:60)

«Знайте, что Аллах суров в наказании и что Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:98)

Здесь хотелось бы обратить особое внимание на распространенную ошибку многих родителей и воспитателей – это то, что они припугивают детей чем-то вымышленным, когда ребенок ведет себя плохо. Например, говорят детям, что за их проступок к ним придет некое чудовище, или что у них выпадут волосы, или они превратятся в животное… Таких примеров много, и они НЕ являются правильным методом воспитания: ребенок не закрепляет в сердце ничего доброго, наоборот, однажды убедившись в ложности этих угроз, он может еще сильнее погрязнуть в совершении плохого. В такой ситуации, если бы родители или воспитатели укрепляли связь ребенка с его Господом, напоминали бы ему о награде или наказании Аллаха, это стало бы намного полезнее и для них, и для ребенка.

Нужно напоминать, что только Аллах по праву заслуживает поклонения, и никто более, кроме него, не имеет никакого права на поклонение. В то же время нужно разъяснять и противоположную сторону: о неправильности и заблуждении, если поклонение посвящается не Аллаху. Например, когда люди молят кого-то, помимо Аллаха, или заблуждаются, как колдуны или предсказатели, ибо они – лжецы, шарлатаны, заблудшие и вводящие в заблуждение других.

Никогда не следует пренебрегать или умалять важность разъяснения детям сущности колдунов и их «колдовской» деятельности. Особенно это касается нашего времени, когда эти заблудшие всеми способами распространяют свое заблуждение, в том числе открыли собственные каналы на телевидении, принимают звонки, отвечают на вопросы зрителей…

Вместе с этим обязательно нужно приводить доказательства из Корана, более того – их нужно повторять постоянно, ведь повторение услышанного для ребенка позволяет ему усвоиться и закрепиться, позволит ему быть уверенным в своей правоте при виде колдунов и колдовства. Среди таких аятов:

«…а колдун не преуспеет, куда бы он ни пришел» (20:69).

«Воистину, колдуны не преуспеют» (10:77).

«Сказал им Муса: «Вы явили колдовство. Воистину, Аллах сделает его тщетным. Аллах не исправляет деяний распространяющих нечестие» (10:81).

Также следует научить хадису: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то пойдет к колдуну или к предсказателю, то его намаз не примется в течение сорока дней».

И еще хадис: «Если кто-то придет к колдуну и ПОВЕРИТ в то, что он говорит, тот проявит неверие в то, что ниспослано Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха)».

Важно разъяснить, что все эти слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказаны о том человеке, кто идет к колдуну, а задумайтесь теперь, что станет с самим колдуном!

Среди методов воспитания таухида – постоянное напоминание и разъяснение того, что все творения нуждаются в Аллахе и Его милости, все они – Его рабы, постоянно от Него зависящие. Зато сам Аллах – Самодостаточный, Достохвальный. В качестве примера потребности людей в Аллахе можно привести детям то, что люди собираются на намазы в мечетях, чтобы обратиться к Аллаху и вознести к Нему свои просьбы. Также можно показать это на примере хаджа, как много людей прибывает в священные места, чтобы обратить к Всевышнему свои мольбы. А Всевышний Аллах слышит всех людей одновременно, видит их молитвы и знает об их нуждах. Этими и подобными примерами нужно указывать на то, что творения нуждаются в Аллахе.

Среди методов воспитания таухида также – разъяснение связи между природными явлениями, которые очевидны каждому ребенку, с Аллахом. Например, солнечные и лунные затмения, возникновение ураганов, появление росы на почве и выпадение дождей – все это подходящие примеры. Детям нужно разъяснять, что Всевышний способен сотворить всё, что пожелает, Он делает то, что желает, а творения не в силах остановить волю Всевышнего или внести изменения в то, что Он пожелал.

Среди способов укрепления таухида в сердцах детей – прививать детям любовь к Аллаху. Приводится, что Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Прививайте людям любовь к Аллаху!».

При воспитании детей на это нужно обращать внимание вдвойне, ведь ребенок впитывает именно те качества, которые вкладывает в него воспитатель.

Прививать детям любовь к Аллаху несложно. Для этого нужно напоминать, что именно Аллах в действительности даровал им те или иные блага. Так, когда ребенок надевает новую одежду и радуется ей, пусть родители напомнят ему поблагодарить Аллаха за этот дар и научат его, как произносятся слова благодарения Всевышнего. Также когда ребенок садится пить или есть, пусть его научат произносить слова «Бисмиллях» в начале и «Альхамдулиллях» в конце, указав, что если бы не милость Аллаха, не было бы ни еды, ни питья. Таким же образом следует поступать и в остальных ситуациях как при появлении новой милости от Всевышнего, так и при повторении предыдущих. У детей фитра еще чиста и не искажена, впитывает все, особенно то, что повторяется регулярно.

Среди способов укрепления таухида и прививания любви к Аллаху – уделение особого внимания Корану. Важно читать и заучивать отдельные суры из Корана, объясняя их смысл самым легким способом. Также нужно обучать детей хадисам – словам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), раскрывая их смысл. Вместе с этим детей нужно стремиться обучать зикрам – словам поминания Аллаха, произносимым по утрам, по вечерам и перед сном, эти зикры нужно заучивать наизусть и побуждать детей самостоятельно произносить их в положенные времена. Слова поминания Аллаха воспитывают человека, укрепляют его, а поминание Аллаха становится постоянным для него.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на распространившееся явление. Некоторые родители и воспитатели стремятся занять своих детей разными нашидами, порой в большом количестве. В итоге ребенок помнит наизусть десятки песен, кассет, имен исполнителей, следит за появлением новой продукции. В таком виде это вредит ребенку и никак не приносит ему пользу. Обязательно нужно контролировать, что слушают дети.

Пусть же родители помогают детям закрепить знание сур Корана, а также молитв, известных из Сунны, особенно важными из которых являются те, которые нужно произносить по утрам и вечерам, перед сном и при входе домой, при приеме еды и при посещении туалетов, а также и в других случаях.

Что же касается нашидов, то нельзя позволять ребенку привязываться к ним. Порой, некоторые даже жалуются на то, что у них из-за этого ухудшилась память, а что еще хуже – пропадает желание слушать Коран.

Об этом упоминал шейх-уль-Ислам Ибн Таймия: «…Поэтому можно заметить, что когда человек часто слушает касыды (поэмы), стремясь исправить свое сердце, его желание слушать Коран только уменьшается, а иногда вообще становится неприятным» (Иктида сырат аль-мустакым, 217).

И если таким является положение того, кто слушал лишь касыды, так что можно сказать о том, кто прослушивал их ради развлечения, когда они облечены в форму песни и имеют множество подпевающих голосов? А ведь именно таким становится положение многих детей.

Таким образом, родителям и воспитателям необходимо контролировать, что слушают дети и что они читают. А что касается нашидов, то нужно запрещать слушать те, которые содержат мелодии и напевы, наподобие того, как напевают суфии свои стихи и касыды.

Прошу Аллаха сделать нас поминающими Его постоянно, даровать нам блага, больше, чем мы того заслуживаем.

«О Аллах, даруй нам в наших женах и детях усладу глаз…»

О Аллах, позволь нам быть благочестивыми к родителям и позволь нашим детям быть благочестивыми по отношению к нам.

О Аллах, сделай веру желанной как для нас, так и для наших детей, укрась ее в сердцах наших и сделай ненавистными для всех нас неверие, пороки и грехи. О Аллах, наставь всех нас на верный путь.

Аминь.

Источник: сайт “Почему Ислам?”

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика