Сердце верующего в молитве Наставление от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усеймина
Мудрость земного поклона в том, что в нем поклонение Аллаху и униженное положение перед Ним достигает совершенства. Ведь человек склоняет и кладет на пол самое высокое и почетное, что у него есть — его лоб — на один уровень с самым низким у него — его ступнями.
Он кладет свой лоб на то место, по которому ступали ногами, и все это он делает поклоняясь Аллаху, чтобы приблизиться к Нему. Поэтому смиренное склонение, которое он делает ради Всевышнего Аллаха, становится (тем, о чем сказано): «Ближе всего человек к своему Господу тогда, когда он в земном поклоне»1, — хотя если бы он встал, то был бы выше и ближе, однако ближе к Аллаху он становится склонившись ради Великого и Могущественного Аллаха. «Кто бы из вас не проявил кротость ради Аллаха — Аллах его возвысит»2.
Это — мудрость и тайна великого земного поклона. Поэтому следует нашим сердцам совершить земной поклон прежде, чем совершат его наши тела… Чтобы почувствовал человек свое униженное положение, смиренность склонения, кротость перед Аллахом, Великим и Возвышенным. Чтобы он ощутил прелесть и сладость земного поклона и знал, что в этом положении он ближе всего к Аллаху.
Те, кто увлечен внешней стороной дел, могут быть небрежны к значению этого. Они желают украсить внешнюю сторону поклонения, и они достойны похвалы за это, ведь нет сомнений, что нам приказано совершать поклонение так, чтобы это выглядело прекраснейшим образом за счет полного и совершенного следования в этом (тому, что пришло в Сунне). Однако здесь присутствует еще и другой аспект, к которому проявляют небрежность многие люди, и которым озабочены те, кто занят воспитанием своего нрава.
Этот аспект — внутреннее совершенствование, чтобы возвышалось сердце прежде, чем поднимется тело, и совершало земной поклон сердце прежде, чем совершит земной поклон тело. И те, кто занят воспитанием своего нрава, при том, что они озабочены внутренним совершенствованием, иногда делают упущения в исправлении внешней стороны поклонения. И ты видишь, как они делают упущения во многом, что касается внешней стороны поклонения. А совершенство — в исправлении обеих сторон, в заботе о полноценности их обеих: полноценности внутренней и внешней сторон.
И я, клянусь Аллахом, свидетельствую перед Аллахом, что если бы мы выстаивали молитвы так как следует, то каждый раз, когда бы мы завершали намаз, мы завершали бы его с иной верой: с сильной верой. Ведь Аллах говорит: «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного». (Сура «Паук», аят 45)
Но — мы просим Аллаха, чтобы Он был снисходителен к нам — мы начинаем и завершаем намаз с одним и тем же сердцем. Потому что мы не подходим к молитве так, как следовало подходить: с подчинением сердца и его присутствием, и ощущением сердцем всех переходов, которые являются прекрасными заповедными садами различных видов, разнообразными движениями и словами…
Словами, среди которых чтение слов Великого и Могущественного Аллаха, поминание и превозношение Его, возвеличивание Его и обращение с мольбами к Нему, восхваление Его и описание совершенными качествами… «Приветствия Аллаху, молитвы… (Ат-тахияту лиЛляхи уа ссаляуат…)» и так далее. Молитва — это великий заповедный сад, однако у нас имеются упущения в соблюдении ее таинств.
Как пришло в хадисе о грешниках: «Аллах запретит огню поглощать следы от земных поклонов»3. Потому что, если Аллах не простит грешных верующих, и их праведные дела не перевесят порочные, они будут наказаны в огне в соответствии с величиной их грехов. Однако места на теле, которыми они совершали земной поклон4 — они будут почитаемы, и огонь не коснется их, и не навредит им. Как сказали некоторые (о словах верующих, которые попали в огонь):
«О мой Господь, Ты освободил места земного поклона
По милости Твоей, и Ты — Вечный.
Освобождение радует обладателей достатка, о Обладатель богатств
Прояви же Твое Великодушие к тленному телу, освободив оставшееся».
Таким образом они использовали для приближения к Аллаху то, что Он освободил места земного поклона, попросив, чтобы Аллах освободил и все тело, так как освобождение радует Его.
См. «Шарх аль-мумти аля зад аль-мустакни», т. 3, с. 117-120.
____________________________________
1. Передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ближе всего раб к своему Господу тогда, когда он в земном поклоне, так делайте же побольше дуа (в этом положении)». Муслим 482.
2. Муслим 2588.
3. Аль-Бухари 806, Муслим 182.
4. Лоб и нос, две ладони, два колена и пальцы обеих ног.