Ислам

Хранимое откровение

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Коран, 15:9)

Когда Бог ниспослал Свое руководство (Коран) всему человечеству, Он обещал хранить его.

Одним из способов сохранить Коран было его заучивание наизусть: мужчины, женщины, дети, окружавшие Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), учили Священное Писание на память, со вниманием относясь к каждому слову.

Человеческая память была главным средством сохранения Корана на самой заре ислама, однако вскоре те, кто владел чтением и письмом, стали записывать его слова и делали это на любых пригодных для письма материалах: плоских камешках, кусках кости, кожи, коры.

Известно, что когда Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) приходило откровение через ангела Гавриила, он призывал к себе писца, чтобы тот записывал каждое слово, слетающее с его губ. Главным писцом был человек по имени Зайд ибн Сабит. Многие сподвижники сообщают, что Пророк Мухаммад призывал Зайда так: «Пусть принесет доску, чернила и лопаточную кость» (Бухари, 512)

При жизни Пророка (мир ему и благословение) Коран не был книгой, а существовал в виде разрозненных фрагментов.

Одной из причин, по которым Коран на этом этапе не был книгой, было то, что его явление происходило не по порядку. Ниспослание сур и аятов длилось в течение 23-летнегj периода, часто в ответ на события в жизни первых мусульман. Однако Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) знал порядок сур и аятов.

Когда Джибриил передавал слова Бога, он также сообщал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), как должны быть расположены суры и аяты.

Коран был записан под непосредственным наблюдением самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Один из его ближайших сподвижников, Усман, вспоминал, что: «Каждый раз, когда Пророку (мир ему и благословение) ниспосылалась какая-нибудь сура, он звал к себе кого-нибудь из писцов и говорил им: «Поместите эту суру там, где упоминается то-то и то-то», а если ниспосылался один аят, он говорил: «Поместите этот аят в такую-то суру».

Таким образом, на момент смерти Пророка (мир ему и благословение) фрагменты Корана хранились у разных людей. У некоторых мусульман было всего несколько фрагментов, которые они знали наизусть, у других (например, писцов) были целые главы, у кого-то был только кусочек кожи с написанным на нем аятом.

Во времена Абу Бакра, избранного предводителем мусульман после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в мусульманской общине началось брожение, тут и там появлялись лжепророки, и многие сбитые с толку люди не смогли удержаться в вере без Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и покинули лоно ислама.

Абу Букр опасался, что Коран будет потерян, и, посоветовавшись с другими сподвижниками, поручил Зайду ибн Сабиту собрать его в одну книгу. Сначала Зайд смутился, что его просят сделать то, насчет чего Пророк (мир ему и благословение) не оставил никаких указаний, однако согласился собрать фрагменты Корана – записанные и заученные на память – в одну книгу – Мусхаф.

В хадисах мы находим воспоминания самого Зайда ибн Сабита о том, как составлялся Коран: «После сражения с жителями аль-Ямамы Абу Бакр вызвал меня к себе. В это время у него был ‘Умар, и Абу Бакр сказал: «Ко мне пришел ‘Умар и сказал: «Сражение при аль-Ямаме унесло жизни чтецов Корана, и я боюсь, что такие сражения унесут жизни еще многих чтецов, и многие откровения из Корана могут быть утеряны. Я считаю, что ты должен отдать приказ собрать Коран».

Я сказал ‘Умару: «Как мы можем сделать то, чего не делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?» ‘Умар сказал: «Клянусь Аллахом, в этом деле есть польза». ‘Умар продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь, и я согласился с мнением ‘Умара. Абу Бакр сказал мне: «Ты – молодой и умный человек, и у нас нет ничего против тебя. К тому же ты записывал откровения для Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Займись же Кораном и собери его».

Клянусь Аллахом! Если бы мне поручили перенести гору, это было бы легче, чем собрать Коран. Я сказал: «Как же вы собираетесь сделать то, чего не делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?» Однако он сказал: «Клянусь Аллахом! В этом деле есть польза». Он продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь и не внушил мне то, что прежде внушил Абу Бакру и ‘Умару. После этого я принялся за работу и начал собирать Коран, записанный на голых пальмовых ветвях, на плоских камнях и находящийся в сердцах людей…» (Тирмизи)

Зайд знал наизусть весь Коран, он был писцом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и тот ему доверял, то есть, он мог бы записать весь Коран целиком, полагаясь только на свою память, однако не воспользовался одним этим способом. Он собирал Коран аккуратно и методично, записывал только те аяты, достоверность которых подтверждали, по крайней мере, два сподвижника Пророка (мир ему и благословение).

Таким образом, Коран был записан и собран в одну книгу. Он оставался у Абу Бакра, а после его смерти – у Умара ибн аль-Хаттаба.

После смерти Умара он перешел к его дочери Хафсе. Однако на этом история Корана не заканчивается. Во времена Усмана, третьего халифа мусульман, мусхаф подвергся стандартизации и с тех пор его перестали писать на разных диалектах арабского.

Источник: OnIslamс(перевод “Ислам для всех!”)

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх