Знания

Недостатки есть у всех!

Говорить о недостатках других людей является злословием. Однако в некоторых случаях подобные упоминания разрешаются. Итак:

Во-первых, при подаче жалобы. Притесняемому разрешается подавать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто обладает властью или может по справедливости рассудить его с обидчиком. При этом притесняемый может сказать: «Такой-то обидел меня в том-то». Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  сказал: «… поистине, имеющему право (на что-либо) следует предоставлять слово». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал: «Затягивание богатым выплаты долга есть проявление несправедливости» (Абу Хурайра).

Во-вторых, для удовлетворения просьбы о помощи, чтобы изменить порицаемое или вернуть непокорного на путь истины. В этом случае человек может говорить тому, на силу кого он надеется в деле устранения порицаемого: «Такой-то поступает так-то, удержи его от этого», – и тому подобное в стремлении к устранению порицаемого, если же он не стремится к этому, тогда ему это запретно.

В-третьих, обращаясь с просьбой о вынесении решения, по какому-либо религиозно-правовому вопросу. Тогда человек может сказать муфтию: «Меня обидел в том-то мой отец (брат, супруг и т.д.), но имеет ли он на это право?» Это разрешается в силу необходимости, однако надежнее и лучше будет сказать: «Что ты скажешь о человеке (муже), который поступает так- то?» Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени, но вместе с тем, разрешается и назвать обидчика, о чем свидетельствует следующий рассказ, переданный от ‘Аиши. Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала Пророку (мир ему и благословение): «Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не даёт мне того, чего хватило бы мне и моему ребёнку, если я сама не беру у него без его ведома». На это Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Бери достаточно для себя и для твоего ребёнка согласно обычаю» (имамы аль-Бухари и Муслим). Таким образом, она упомянула о том, что её муж проявляет скупость и несправедливость по отношению к ней и к её детям, Пророк же не стал удержи-вать Хинд от этого, поскольку она хотела получить своё.

В-четвертых, предостерегая мусульман от зла и желая дать им добрый совет, что допускается в целом ряде случаев:

– когда нужно дать отвод передатчикам (хадисов) и свидетелям, в словах которых есть основание сомневаться, что, по единодушному мнению всех мусульман, является не только дозволенным, но и обязательным в случае необходимости;

– когда необходимо спросить совета относительно того, стоит ли вступать с кем-либо в родственные отношения (заключить брак), или сотрудничать с ним, или доверять ему что-либо на хранение или жить с ним по соседству. Тот,  к кому обращаются за советом, не должен ничего утаивать, но, напротив, он должен упомянуть обо всех его недостатках, желая дать добрый совет;

– если кто-нибудь увидит, что изучающий религиозные знания посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знания, и побоится, что это тому повредит. В подобном случае он должен дать ему добрый совет, объяснив его положение и при условии, что он действительно стремится дать ему добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку. Ибо возможно, что говорящего об этом  побуждает зависть  или обманывает шайтан, внушающий ему, что это – добрый совет.

5. Когда кто-либо открыто предаётся пороку или придерживается нововведений. Например, если дело касается открытого употребления вина, создания всевозможных препятствий людям, присвоения чужого имущества.

В таких случаях разрешается открыто говорить о том, что совершается, но запрещается упоминать о прочих его недостатках, если только это не является недозволенным в силу одной из вышеупомянутых нами причин.

И, в-последних, в том случае, когда человек известен под каким-нибудь прозвищем, например «Хромой» или «Слепой», произносить такие слова можно в силу необходимости, чтобы как-то отличать его от других, а также, чтобы это не было неприятно ему самому, если это уже вошло в привычку. Вместе с тем, если есть такая возможность, называть его иначе было бы лучше.

И, напоследок, напомним: Абу Хурайра рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это упоминание о твоем брате-мусульманине тем, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил: “А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» Муслим 2589.

Будем благонравны!

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх