Несем ли ответственность мы, покупатели товаров, произведенных в процессе угнетения одних людей другими?
Если раньше мы не задумывались о том, что ради того, чтобы мы модно одевались, кого-то угнетают, теперь это знаем – достаточно вспомнить трагедию на швейной фабрике в Бангладеш. Как же ислам предписывает относиться к одежде, которую носим?
Недавнее крушение здания фабрики в Бангладеш, которое привело к гибели тысячи человек, было не первым подобным инцидентом, и Бангладеш – не единственная страна, где происходят такие катастрофы. К сожалению, это не уникальный случай, этот вопрос поднимался еще более десяти лет назад, например, в книге Наоми Кляйн «No Logo» (Люди против брендов), (Naomi Klein, No Logo. Taking Aim at the Brand Bullies).
Конечно, тревожные голоса раздавались и до этого издания, но именно оно ознаменовало перелом восприятия у массовой аудитории. Насколько известно, с тех пор наша община всерьез не обсуждала этот вопрос.
Если угнетение запрещено, спрашивается: несем ли ответственность мы, покупатели товаров, произведенных в процессе угнетения одних людей другими?
С традиционной правовой точки зрения, незнание освобождает от ответственности. В случае сомнения следует воздержаться. Не ведающий не может быть привлечен к ответственности, так как покупатель отвечает только за то, каким путем он покупает товар (законным или незаконным), а не за то, каким образом продавец приобрел этот товар.
Однако есть основания утверждать, что знание о существовании ситуации угнетения в системе поставок означает осознанную поддержку угнетения, и, возможно, от такой покупки следует отказаться.
Некоторые спрашивают, не пора ли переосмыслить понятие законной торговли в контексте современной глобализованной легкой промышленности.
Предлагаю поискать ответ в другом месте. Чем вязнуть в новых фетвах – против этой ошибки прежних поколений предостерегает Коран – возможно, стоит отойти в сторону и взглянуть на этот вопрос в более широком ракурсе. Хотя в поисках правильного пути мы часто обращаемся к теории права и законам, временами из-за этого упускаем важные уроки, которые могла бы преподнести нам масштабная картина.
Возьмем, например, фетвы о запрете курения из-за вреда для здоровья: сосредотачиваясь на одном действии, мы не видим всю картину, а она говорит нам стремиться быть здоровыми людьми. В этом смысле показательна эпидемия ожирения. Возвращаясь к моде, встают два вопроса: об этической жизни и наших потребительских привычках.
Сунна предостерегает против завышенного потребления и приобретения ненужных вещей. И наоборот, рекомендует жить «налегке», приобретать только необходимое и чувствовать себя странником на этой земле.
Когда шоппинг стал всеобщим хобби, этот призыв противоречит массовой культуре, поэтому жить в соответствии с ним трудно. Поскольку ситуация и контекст каждого поколения и человека уникальны, было бы нереально требовать, чтобы мы владели теми же вещами и в том же количестве, что Пророк (мир ему и благословение). Но каждый из нас должен помнить об этом совете и, соответственно, корректировать свое потребление.
Без сомнения, в этой области нам всем есть, куда расти, чтобы снизить свои потребности и желания, и максимально приблизиться к состоянию путника, который надолго не задержится в этом мире.
Этическая жизнь – это еще один важный аспект, о котором должны помнить мусульмане. Мы знаем множество подробных примеров этики в бизнесе, но вывод для всех нас заключается в том, что этичными должны быть все наши действия, например, необходимо избегать расточительства, лжи, обмана и угнетения.
Вопрос законности в юриспруденции не всегда подразумевает этику, как таковую, потому что закон имеет дело с допустимостью того или иного действия. Например, покупка вещей, безусловно, допустима. Но покупка тоже бывает разной: можно купить одежду у компании, которая известна угнетением своих рабочих, или у компании, которая торгует на честных условиях, или купить одежду из органических материалов, или купить одежду, которая вам не нужна – все эти покупки неравноценны. Хотя они и не запрещены, но в этическом отношении между ними нельзя ставить знак равенства.
Каждый человек находится в своей ситуации, а потому важно выступать за то, чтобы каждый из нас стремился жить как можно более этичной жизнью. Это может означать совсем небольшие изменения в том, какую одежду мы покупаем, как часто это делаем, куда идем за покупками, или это может быть полное переосмысление потребностей и желаний в широком контексте представления о человеке как о страннике на этой земле.
Так что давайте думать шире и видеть дальше своих джинсов. Давайте задумываться обо всем, начиная с еды, которую мы едим, ресурсов, которые потребляем, и заканчивая тем, на что тратим свое время.
Жить этической жизнью способны мы все, каждый по-своему. Это может быть даже регулярный пересмотр своих привычек ради личного совершенствования.
Пусть это будет средством, с помощью которого мы углубим и укрепим свою связь с Всевышним.
Источник: TheEcoMuslim (перевод сайта «Ислам для всех!»)