Ислам

Как снискать награду Аллаха

 

Слава Аллаху, путей заработать вознаграждение очень много, и они не ограничиваются примерами, которые мы перечислим.

1. Мусульманин должен сторониться того, от чего нас предостерег Аллаха. Он должен избегать тяжких грехов и не излишествовать при совершении малых прегрешений. Он также должен исполнять приказы Аллаха, потому что Всевышний Аллах, который наделил нас мирскими благами, приказал нам выполнять религиозные предписания и предостерег от совершения грехов. Если мы подчинимся Его приказу, то выполним возложенные на нас обязательства. А наряду с этим Аллах поможет нам успешно выполнять другие предписания религии и избегать грехов, от которых Он нас предостерег. Воистину, это – милость Аллаха!

По этому поводу благородный Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, Аллах записал благие и дурные деяния, а затем разъяснил их. Если человек вознамерится совершить доброе дело, но не сделает его, то Аллах запишет ему вознаграждение сполна. Если же человек вознамерится совершить доброе дело и совершит его, то Аллах запишет ему вознаграждение в десятикратном размере или же приумножит его в семьсот раз и даже более того. Если человек вознамерится совершить дурной поступок, но не совершит его, то Аллах напишет ему вознаграждение сполна. Но если он вознамерится совершить дурной поступок и совершит его, то Аллах запишет ему один грех»[1]

2.    Одним из важнейших способов обретения вознаграждения является чтение Корана с пониманием его смысла. Передают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь прочтет хотя бы одну букву из писания Аллаха, то Аллах запишет ему вознаграждение в десятикратном размере. Я не говорю, что “Алиф. Лам. Мим” – это одна буква. Напротив, “алиф ” – буква, “лам ” – буква, и “мим ” – буква» ,[2]

3.    Другим прекрасным способом обретения вознаграждения Аллаха является призыв к одобряемому и предостережение от предосудительного.

Всевышний сказал: «Неверующие сыны Исраила (Израиля) были прокляты языком Давуда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!»[3]

В действительности это обязательное предписание исламской религии является одним из тех предписаний, которые люди перестали выполнять. Всевышний Аллах обязал нас поступать так, но мы забыли об этом, и поэтому среди людей распространилось нечестие, а некоторые начали грешить в открытую. Упаси нас Аллах от этого!

По этому поводу Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда люди видят грех и не хотят изменить такое положение и когда они видят запрещенное и не хотят изменить такое положение, то вполне возможно, что их постигнет Божья кара»[4]

О мой брат-мусульманин! Будь одним из тех, кто призывает к одобряемому и удерживает от порицаемого! Советуй своим братьям оставить грехи и пытайся найти индивидуальный подход к каждому человеку. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Среди моих последователей будут люди, которые получат такое же вознаграждение, которое досталось первому из них, потому что они будут предостерегать от запретного»[5]

Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику».[6]

Аль-Куртуби, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Всевышний Аллах сделал призыв к одобряемому и предостережение от предосудительного отличительной чертой между верующими и лицемерами. Из этого следует, что самым главным качеством правоверного должен быть призыв к одобряемому и предостережение от предосудительного. А вершиной этого является проповедь к исламу».[7]

5. Мусульманин также должен обращаться с мольбой к Аллаху. Мольба считается самым прекрасным обрядом поклонения. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самое лучшее поклонение — это мольба»[8].

Совершая этот обряд поклонения, человек обращается к своему Господу шепотом, предстает перед Ним с чувством боязни и зависимости, унижается перед Ним. Желательно, чтобы молящийся раскрывал руки, поднимал их перед собой и настойчиво просил Аллаха оказать ему помощь. В то же время он должен быть уверен в том, что его мольба будет принята и не должен сомневаться в милости Аллаха.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет на земле мусульманина, который попросил бы что-нибудь у Аллаха, и Аллах не дал бы ему желаемого или не избавил бы его от несчастья. Однако он не должен просить Аллаха о запрещенном или о разрыве родственных отношений и не должен спешить, говоря: “Я просил, просил, но моя мольба не была принята”»[9]

6. Мусульманин должен жениться на религиозной девушке или женщине для того, чтобы она помогала ему совершать добро и вдохновляла его на благодеяния, воспитывала детей в духе праведности, помогала своему мужу в этом прекрасном начинании и не подталкивала его на совершение грехов и расточительство.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «На женщинах женятся из-за четырех достоинств: богатства, знатного происхождения, красоты и приверженности религии. Посему засучи рукава и женись на набожной женщине»[10]

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Благодарное сердце, припоминающий Аллаха язык и праведная жена, которая поможет тебе в жизни и религии, лучше того, что копят люди»[11]

7. Мусульманин должен вырастить и воспитать своих детей в духе праведности и научить их исламской нравственности. Он также должен обучать своих детей и побуждать их совершать обязательные виды поклонения, в особенности, намаз.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человека будут поднимать в Раю на высокие ступени, и он скажет: “Откуда все это?” Ему ответят: “Это потому, что твой ребенок просил за тебя прощения”»[12]

О мой брат! Обрати внимание на то, что на нас лежит большая ответственность за воспитание детей, и мы будем спрошены за это. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, Всевышний Аллах спросит каждого человека за всех, кто находился под его началом: сохранил он их или потерял? А мужчина будет также спрошен о своей семье»[13]

Ты несешь ответственность за каждый поступок, который совершают члены твоей семьи, и ты непременно будешь спрошен об этом. Бойся того, что ты можешь погибнуть по вине глупцов и невежд! Запрещай ослушаться Аллаха каждому, кто находится под твоим началом! И да убережет нас Аллах от грехов и от их повторения!

8. Еще одним способом заработать вознаграждение Аллаха является прекрасная мораль и нравственность. Для того чтобы обрести благонравие, мусульманин в первую очередь должен уметь удерживать свой язык. О мой брат-мусульманин! Ты должен говорить только сущую правду, дабы не оказаться в числе тех, кто распустил язык, задевает своими речами людей и покушается на их честь.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, самым любимым из вас и самым близким ко мне в Судный день является тот, кто обладает прекрасным нравом. А самым ненавистным из вас и самым отдаленным от меня является тот, кто обладает дурным нравом. Это – разглагольствующие, хвастливые и болтливые».[14] Ибн аль-Асир, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что арабское слово “муташаддикун” (букв, “болтливые”) относится к тем, кто неосторожно ведет пространные беседы, не имеющие никакого смысла. Упаси нас Аллах от такой напасти!

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Человек может сказать слово, не видя в этом ничего плохого, и за это попасть в адское пламя на семьдесят лет»[15]

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Человек, обладающий хорошим нравом,достигает степени молящихся ночью и постящихся днем»[16]

Мусульманин, обладающий прекрасным нравом, никогда не станет говорить о людях то, что им не нравится, т.е. сплетничать. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сплетничать значит говорить о своем брате то, что ему не нравится»[17]

9. Мусульманин также должен чаще совершать добровольные намазы, особенно, добровольные намазы в последнюю треть, когда разверзаются небесные врата и принимаются любые молитвы.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах дает отсрочку, а когда проходит половина ночи или две ее трети, то Аллах говорит: “Пусть Мои рабы не просят ни у кого, кроме Меня! А если кто-нибудь попросит у Меня, то Я непременно одарю его. И если кто-нибудь попросит у Меня, то Я непременно отвечу ему. Если кто-нибудь попросит прощения, то Я прощу его”. И это продолжается до наступления рассвета» .[18]

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Достоинство мусульманина — это ночные намазы, а его величие – это отсутствие нужды в том, чем владеют люди»[19]

Мусульманину следует надлежащим образом совершать добровольные намазы перед и после обязательных молитв, потому что их соблюдение является одним из важнейших способов обретения вознаграждения всевышнего и всеблагого Аллаха.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто регулярно совершает четыре рак’ата до полуденного намаза и четыре рак ‘ата после него, тот не попадет в Ад»[20]

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Для того, кто совершит двенадцать рак’атов в течение дня и ночи, будет воздвигнут дом в Раю»[21]

О мой брат! Остерегайся козней сатаны, который заставляет некоторых людей уделять добровольным намазам больше внимания, нежели обязательным. Каким бы ни было вознаграждение за необязательные намазы, оно все равно меньше вознаграждения за обязательные молитвы.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто в течение сорока дней будет искренне ради Аллаха совершать групповые намазы, успевая возвеличить Аллаха в начале намаза вместе с имамом, тот будет защищен от двух вещей: от Ада и от лицемерия».[22]

10.  Еще одним способом заработать вознаграждение Аллаха является добродетель по отношению к родителям. Всевышний Аллах упомянул о необходимости почтительного отношения к родителям после упоминания о необходимости поклонения Ему одному.

Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям».[23]

Делать добро родителям означает проявлять по отношению к ним благородство, сострадание и милосердие.

Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу», не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком».[24]

Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды к Пророку Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришел мужчина и сказал: «Я клянусь тебе совершить переселение и вести джихад, намереваясь получить вознаграждение от великого и могучего Аллаха». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: «Жив ли хоть один из твоих родителей?» Он ответил: «Да, оба живи». Тогда он спросил: «Ты хочешь получить вознаграждение от Великого и Могучего Аллаха?» Мужчина ответил: «Да». Он сказал: «Тогда возвращайся к своим родителям и обращайся с ними вежливо»[25]

Многие благородные аяты Корана и славные хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, указывают на великое вознаграждение, которое ожидает тех, кто уважительно относится к родителям и выполняет их повеления. Достаточно того, что мы привели несколько примеров по этому поводу. И поэтому мы просим Великого и Могучего Аллаха сделать нас из числа тех, кто уважает и почитает своих родителей!

Здесь мы должны разъяснить один очень важный вопрос. Упомянутый нами хадис не означает того, что мусульманин не должен бороться на пути Аллаха. Однако долг перед родителями превосходит джихад на пути Аллаха, если они нуждаются в помощи и уходе.

Если бы постоянное присутствие возле родителей превосходило по своей важности борьбу на пути Аллаха, то ни один сподвижник не отправился бы отстаивать интересы мусульман. А вообще существуют различные ситуации. Если у родителей есть всего один сын, и они постарели и нуждаются в уходе, то сыну надлежит оставить все дела и ухаживать за родителями. Важно помнить о том, что уход за родителями и оказание им помощи должны быть не только в момент старости, слабости и нужды, но и при прочих обстоятельствах. Но в этих случаях на человека возлагается еще большая ответственность. А лучше всего об этом известно Аллаху!

11.  Одним из способов заработать вознаграждение Аллаха также является джихад на пути Аллаха.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Провести месяц на заставе лучше, чем поститься всю жизнь. И всякий, кто умрет на заставе, находясь там ради Аллаха, спасется от великого ужаса, получит насущный удел и насладится благоуханием Рая, а вознаграждение стоящего на заставе будет писаться ему до тех пор, пока Аллах не воскресит его».[26]

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Если кто- нибудь потратит часть своего имущества на пути Аллаха, то его вознаграждение будет приумножено в семьсот раз»[27]

  1. 12.  Мусульманин также должен поминать Аллаха при любых обстоятельствах и в любом положении.

Пророк Мухаммад поведал о том, что всевышний Аллах сказал: «Я нахожусь со Своим рабом, когда он вспоминает обо Мне и при этом шевелит своими губами»[28]

Хорошим способом систематического поминания Аллаха является изучение наизусть и чтение молитв, которые читал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Сегодня их можно найти в отдельно изданной брошюре под названием “Утренние и вечерние молитвы из Корана и достоверной Сунны”.

13.  Мусульманин также должен говорить одну только правду и не бояться упреков тех, кто может его упрекнуть в этом.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Господином всех павших мучеников будут Хамза ибн ‘Абд алъ-Мутталиб и всякий, кто был убит после того, как он призвал к праведности несправедливого правителя»[29]

14.  Мусульманин также должен раздавать милостыню, поддерживать нуждающихся и расходовать свое благосостояние на добрые цели.

Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены».[30]

Всевышний и Всеблагой Аллах также сказал: «Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников». Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил ее срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете».[31]

Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, зашел к Билялю и увидел у него кучу фиников. Он сказал: «Билялъ, что это?» Он ответил: «Это я сохранил для завтрашнего дня». Он сказал: «Не боишься ли ты, что завтра, в День воскресения, это обернется для тебя паром в аду? О Билялъ! Потрать это и не бойся, что Владыка Трона уменьшит твой удел!»[32]

Передают также, что Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: «Однажды мы отправились в поездку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. В это время к нам подъехал некий мужчина на своем верблюде и начал разъезжать налево и направо. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “У кого есть ненужные верховые животные, пусть поделится с тем, у кого их нет. А у кого есть лишнее продовольствие, пусть поделится с тем, у кого его нет”. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул разные виды имущества, после чего мы поняли, что никто из нас не имеет права на излишество».[33]

15.  Еще одним способом обретения вознаграждения Аллаха является изучение полезных знаний и обучение им других. Знания, которые приносят пользу в будущей жизни, и претворение их в жизнь помогают человеку стать образцом для подражания для окружающих.

Как-то один из богословов спросил одного из учеников: «Ты пробыл рядом со мной долгое время. Чему же ты научился?» Тот сказал: «Я изучил подробно восемь вопросов.

Во-первых, я посмотрел на людей и увидел, что у каждого из них есть что-то любимое, и когда человек умирает, он расстается с этим. Поэтому я счел для себя нужным любить добрые поступки, чтобы они остались со мной в могиле.

Во-вторых, я задумался над словами Аллаха “Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей…”[34] и постарался воздерживаться от страстей, пока в моей душе не укоренилось полное подчинение Аллаху.

В-третьих, я увидел, что каждый человек оберегает то, чем владеет. Потом я задумался над словами Аллаха “То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда”.[35] Теперь, когда у меня появляется что-то ценное, я отдаю это Ему, чтобы это сохранилось у Него.

В-четвертых, я увидел, что люди полагаются на свое богатство, родословие и честь, которые на самом деле ничего не стоят. Потом я задумался над словами Аллаха “Самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный”.[36] Теперь я стараюсь быть богобоязненным, чтобы считаться уважаемым перед Аллахом.

В-пятых, я увидел, что люди завидуют друг другу. Потом я задумался над словами Аллаха “Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням…”[37] После этого я избавился от зависти.

В-шестых, я увидел, что люди враждуют между собой. Потом я задумался над словами Аллаха “Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу”.[38] После этого я перестал враждовать с людьми и стал враждовать с сатаной.

В-седьмых, я увидел, что люди унижаются для того, чтобы заработать на жизнь. Потом я задумался над словами Аллаха “Нет на земле ни единого живого существа,

которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием”.[39] Так я начал выполнять возложенные на меня обязательства и перестал думать о том, что есть у Него для меня.

В-восьмых, я увидел, что люди полагаются на торговлю, ремесло и телесное здоровье. Потом я задумался над словами Аллаха “Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его”.[40] После этого я стал уповать только на Аллаха».

Полезными знаниями считаются те, которые облегчают нашу судьбу в будущей жизни, потому что именно будущая жизнь является нашей вечной обителью, тогда как мирская жизнь – всего лишь недолговечное пристанище. Конечно, это не означает того, что не следует изучать мирские науки. Нет! Однако шариатские знания превосходят по важности любую другую науку. Это относится ко всем областям шариатских знаний, начиная от изучения, понимания и чтения Корана и кончая наукой о хадисах и мусульманском праве.

О мой брат-мусульманин! Эта брошюра не может вместить всех сведений о религии Аллаха. Но тебе следует изучать религиозные дисциплины. Тебе не следует целиком и полностью посвящать себя изучению мирских наук, как и не следует подливать масла в огонь, который развели сторонники разногласий в вопросах мусульманского права. Не становись сторонником самых легких предписаний, а уточняй, как именно рассматривается каждый конкретный вопрос в свете мусульманского шариата, и проси предъявить тебе доказательства из писания Аллаха и Сунны Его посланника, мир ему и благословение Аллаха.

Не будь одним из тех, которые опираются на слова некоторых богословов и следуют по их стопам, говоря: «Такой-то сказал, что это – так, а это – так. Значит, это дозволено, а это – запрещено». Всегда говори: «Всевышний Аллах сказал, что это так, а Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что это так». Не будь фанатичным приверженцем одного из религиозных толков, потому что все четыре выдающихся имама – Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и и Ахмад ибн Ханбаль, да помилует их Аллах и да вознаградит их самым лучшим образом за то, что они сделали для ислама и мусульман, – завещали прислушиваться к словам других богословов, если они приводят доказательства из Корана и Сунны, которые не совпадают с мнениями вышеуказанных ученых, и поступать в соответствии с откровениями Всевышнего Аллаха и преданиями Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Конечно, лучше будет привести здесь хотя бы некоторые из высказываний этих выдающихся имамов, которые могут стать добрым советом и напоминанием для последователей этих имамов или сторонников других великих богословов. Среди них есть такие, которые слепо ориентируются на высказывания этих богословов, словно они никогда не допускали ошибок. Упаси нас Аллах от подобных предположений! Четыре выдающихся имама, да смилостивится над ними Аллах, действительно занимают славное место в истории ислама, и каждый мусульманин обязан уважать и почитать их. Однако все они были всего лишь людьми, которые тоже допускали ошибки. И поэтому мусульмане имеют право безоговорочно повиноваться только высказываниям Всевышнего и Всеблагого Аллаха и Его непогрешимого Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Имам Абу Ханифа, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Никому не простительно придерживаться наших слов, не зная, откуда мы это взяли».[41]

Имам Ахмад ибн Ханбаль, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Не подражай ни мне, ни Малику, ни аш-Шафи’и, ни аль-Ауза’и, ни ас-Саури, а бери оттуда, откуда брали они».[42]

Похожие высказывания принадлежат имаму аш-Шафи’и и Малику, да смилостивится над ними Аллах. А причина этого заключается в том, что все они были людьми, которые принимали правильные решения и ошибались. Но вместе с тем, они были величайшими мусульманскими богословами, и поэтому их правильных решений намного больше, нежели ошибочных. Порой они ошибались, потому что они не были осведомлены обо всех хадисах, о которых знали другие богословы, или же допускали иную ошибку. Воистину, безупречен только Аллах – Единственный, Кто не допускает ошибок!

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Завещаю вам бояться Аллаха, слушаться и повиноваться правителям, даже если вами будет править раб. Воистину, тот, кто проживет долгую жизнь, увидит многочисленные разногласия. В эти дни придерживайтесь моей Сунны и Сунны праведных халифов. Схватитесь за нее коренными зубами и сторонитесь религиозных новшеств. Воистину, каждая ересь – это заблуждение»[43]

О брат-мусульманин! Слушайся того, кто опирается на писание Аллаха и Сунну Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Читай Коран и изучай достоверные хадисы. Если ты уделишь полчаса до или после каждого намаза чтению Корана и двадцати хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то сумеешь прочесть в течение года 6000 хадисов. Безусловно, полчаса – немного по сравнению с тем временем, которое ты тратишь на множество незначительных повседневных дел. Наш благородный Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День воскресения стопы раба не сдвинутся с места, пока его не спросят, на что он потратил свою жизнь, как он руководствовался своими познаниями, как он заработал и как израсходовал свое имущество, и как он использовал свое тело»[44]

Будь осторожен, и не будь одним из тех, которые тратят здоровье своего тела и силу своих глаз на просмотры художественных фильмов и телесериалов вместо того, чтобы читать Коран и хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Упаси нас Аллах от этой напасти!

ПАГУБНЫЕ ДЕЯНИЯ в свете Корана и достоверной Сунны

Перевод с арабского Абдуллах И.Э.

Редактор перевода Кулиев Э.Р.


[1] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему. См. книгу имама ан-Навави “Шарх Сахих Муслим”, т. 2, стр. 511.

[2] Этот хадис передали ат-Тирмизи и другие. См. “Сахих аль-Джами’ ас- Сагир” (6239).

[3] Сура “аль-Маида” (“Трапеза”), аяты 78-79.

[4] Этот хадис передал Ахмад. См. “Сахих аль-Джами’ ас-Сагир” (1974).

[5] Этот хадис передал Ахмад. См. “Сахих аль-Джами’ ас-Сагир” (2224).

[6] Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аят 71.

[7] См. “Тафсир аль-Куртуби”, т. 4, стр. 47. Цитата взята из книге “Усуль ад-Да’ва”.

[8] Этот хадис передали аль-Хаким и другие. См. “Сахих аль-Джами’ ас-Сагир”(11ЗЗ).

[9] Этот хороший хадис передал ат-Тирмизи. См. “Сахих аль-Джами’ ас- Сагир” (5513).

[10] Этот хадис передали Ахмад и другие. См. “Сахих аль-Джами’ ас- Сагир” (1937).

[11] Этот хадис передал аль-Бейхаки в сборнике “Ши’б аль-Иман”. См. “Сахих аль-Джами’ ас-Сагир” (4409).

[12] Этот хадис передали Ибн Маджа и другие. См. “Сахих аль-Джами’ ас- Сагир” (1613).

[13] Этот хороший хадис передали ан-Насаи и другие. См. “Сахих аль- Джами’ ас-Сагир” (1774).

[14] Этот хадис передали Ахмад и другие. См. “Сахих аль-Джами’ ас- Сагир”(1531).

[15] Этот хадис передали ат-Тирмизи и другие. См. “Сахих аль-Джами’ ас- Сагир” (1618).

[16] Этот хадис передал аль-Хаким. См. “Сахих аль-Джами’ ас-Сагир” (2620).

[17] Этот хадис передал Абу Давуд. См. “Сахих аль-Джами’ ас-Сагир” (4187).

[18] Этот хадис передал Ибн Маджа. См. “Сахих аль-Джами’ ас-Сагир”(1917).

[19] Этот хороший хадис передал аль-Хатыб аль-Багдади. См. “Сахих аль-Джами’ ас-Сагир” (371).

[20] Этот хадис передали Ахмад и другие. См. “Сахих аль-Джами’ ас- Сагир” (6071).

[21] Этот хадис передал Муслим. См. “Сахих аль-Джами’ ас-Сагир” (6236).

[22] Этот хороший хадис передал ат-Тирмизи. См. “Сахих аль-Джами’ ас- Сагир” (6241).

[23] Сура “аль-Исра” (“Ночное путешествие”), аят 23.

[24] Сура “аль-Исра” (“Ночное путешествие”), аяты 23-24.

[25] Этот хадис передал Муслим (1756).

[26]  Этот хадис передал ат-Табарани. См. “Сахих аль-Джами’ ас-Сагир” (3473).

[27]  Этот хадис передали Ахмад и другие. См. “Сахих аль-Джами’ ас- Сагир” (7975).

[28]  Этот хадис передал аль-Бухари.

[29]  Этот хороший хадис передал аль-Хаким. См. «Сахих аль-Джами’» (3569).

[30]  Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 274.

[31] Сура “аль-Мунафикун” (“Лицемеры”), аяты 10-11.

[32] См. “Мишкат аль-Масабих” (1885).

[33]  Этот хадис передал Муслим.

[34]  Сура “ан-Назиат” (“Исторгающие”), аят 40.

[35]  Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 96.

[36] Сура “аль-Худжурат” (“Покои”), аят 13.

[37] Сура “аз-Зухруф” (“Украшения”), аят 32.

[38] Сура “Фатыр” (“Создатель”), аят 6.

[39]  Сура “Худ” (“Худ”), аят 6.

[40]  Сура “ат-Талак” (“Развод”), аят 3.

[41]  См. книги Ибн ‘Абд аль-Барра “аль-Интика фи Фадаиль ас-Саласа аль-Аимма аль-Фукаха”, стр. 145; Ибн аль-Кайима “И’лам аль- Мувакки’ин”, т. 2, стр. 309; Ибн ‘Абидина “Хашийат ‘аля аль-Бахр ар- Раник”, т. 6, стр. 293 и другие.

[42] Это предание передал аль-Фалани. См. также книгу Ибн аль-Кайима “И’лам аль-Мувакки’ин”, т. 2, стр. 302.

[43] См. “Сахих ат-Таргиб” (34).

[44] Этот хадис передали ат-Тирмизи и другие. См. “Сахих аль-Джами’ ас-Сагир” (7177).

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх