В последнее время люди оценивают других по каким-то определенным критериям. Почему так происходит? Где находится источник подобного отношения?
Аллах сообщает нам в Коране:
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (Коран, 49:13).
Нам говорят, что одной из причин создания людей такими разными было то, что нас решили научить искусству познания друг друга и умению чувствовать себя комфортно в этом разнообразии.
Однако люди то и дело используют эти различия, чтобы воздвигать преграды между собой или, что еще хуже, испытывать чувство превосходства над другими.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в своей последней проповеди назвал нам признаки равенства, составляющие базис прав человека:
«Все человечество происходит от Адама и Евы; у араба нет преимущества перед не-арабом, и у не-араба нет преимущества перед арабом. Белый не лучше черного, и черный не лучше белого, и лишь добрые дела и любовь к Богу дает преимущество» (Ахмад).
Но современные люди находят еще больше поводов, чем раса и цвет кожи, чтобы объявить о своем превосходстве, установить иерархию, назначить цену.
Поскольку внешность – первое, с чем мы имеем дело, то встретившись с другим человеком, естественно, оцениваем его физические качества, такие как рост, черты лица, цвет кожи или то, как он одет.
Но иногда эта оценка сводится к тому, что лишает человека достоинства, которым наделил его Творец: например, когда мы считаем, что светлая кожа лучше темной или, в других культурах, полагаем, что цвет предпочтительнее бесцветности.
В Индии и Пакистане существует гигантский рынок косметических продуктов для осветления кожи. Мужчины и женщины становятся жертвами рекламы, которая снижает самооценку людей и «играет» на психологическом наследии колониального прошлого.
Второе, на что мы обращаем внимание, — это одежда и элементы, которые выдают культурную принадлежность. Насколько одежда чиста и отутюжена? Узкая она или широкая? Может быть, она откровенная? А может, это хиджаб, или, в случае мужчины, не носит ли он бороду? Есть ли у человека татуировки?
Все это мы оцениваем в одно мгновение, возможно, даже неосознанно. Конечно, эти вещи позволяют нам судить о том, кто перед нами, поместить человека в определенные рамки наших представлений. Например, мусульманин расценит хиджаб и бороду как хороший признак, и то и другое вызовет у него чувство чего-то родственного. А кто-то может расценить эти вещи как агрессивную демонстрацию религиозной принадлежности.
По внешнему виду мы можем предположить, что думает данный человек по тому или иному вопросу. Однако здесь легко ошибиться, так как бывают разные обстоятельства.
Например, если в Иране женщина откажется надеть хиджаб, это будет расценено как агрессивный акт неповиновения властям. С другой стороны, если она поступит противоположным образом во французской школе, это тоже будет примером дерзкого вызова властям, хотя и при совершенно других обстоятельствах.
В других местах, где государство не диктует внешний вид граждан, наличие или отсутствие хиджаба или бороды, возможно, не будет иметь большого значения.
Мы разобрали материального сторону того, как унижаем таких же людей, как сами, и не учитываем массу обстоятельств, которые могут объяснить то, что видим.
Сейчас давайте рассмотрим другой аспект первоначального взаимодействия, который может вызвать особые затруднения – особенно в странах с колониальным прошлым. Это превосходство языка колонистов. Например, хорошее владение английским в такой стране определяет не только социальный статус, но и уверенность человека в собственном положении.
Иногда недостаточно и хорошего владения – люди одержимы акцентом и тем, какое впечатление он производит. Южноиндийский акцент в каком-нибудь регионе может казаться забавным, но тот, кто говорит на «королевском английском», считается выше по образованию, социальному положению, утонченности.
Кому пришло в голову, что звучание одного слова может определять классовую принадлежность? До чего же абсурдно мерило социальной значимости человека!
Иногда мы судим о ком-то по тому, как он может нам пригодиться. Например, может ли способствовать в развитии карьеры, ввести в определенный социальный круг? Вписывается ли в наш план действий?
Мы воспринимаем людей по их титулам, занимаемым должностям, месту работы. Гарвард, Стэнфорд, Гугл, Фейсбук, любая крупная корпорация – эти названия и ярлыки что-то для нас значат, по ним оцениваем не только других, но и себя.
Возможно, это является следствием того, что в детстве нас учили быть амбициозными и ставить перед собой большие цели, что нужно упорно работать, ходить в престижную школу, устроиться на хорошую работу, стать влиятельным, знаменитым, богатым.
Эти «иллюзии величия» дают ощущение собственной значимости, но уводят от понимания того, как нас оценивает Аллах. Мало того, что по титулам, должностям и наградам расцениваем других, точно так же оцениваем и себя, связывая нашу «стоимость» с суммой на банковском счету, количеством выгодных знакомств, даже местом учебы – и это действительно печально.
Мы пренебрегаем всеми привилегиями, которые нам посылает Аллах, забываем, что самый важный отличительный признак «лучших», выделяющий их из всех остальных, — это не способности, а возможности.
Аллах говорит:
«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике.Потом Мы вернем его в нижайшее из низких,за исключением тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Им уготована награда неиссякаемая» (Коран, 95:4-6).
Аллах — творец всего во Вселенной, в том числе всех предметов наших желаний. Он говорит нам, что все мы были созданы в наилучшем виде, в высочайшем положении. То есть, мы были сотворены лучшими, чем вещи, к которым стремимся, и наделены удивительными способностями. Всевышний сам признает эти способности. Он дал нам способность завоевать целый мир и даже всю физическую Вселенную!
«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (Коран, 45:13).
«Подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день» (Коран, 14:33).
Но несмотря на это превосходство, Он говорит, что вернет нас «в нижайшее из низких», заставив пройти через великие испытания в этой жизни, и это произойдет несмотря на нашу способность покорить физический мир с помощью интеллекта и воли, которыми мы часто пользуемся, как подсказывает коллективное эго.
Иначе говоря, Аллах атакует эго, основанное на достижениях, и снова повторяет, что понесут урон все, кроме тех, кто верит во Всевышнего и делает добро везде и каждому, кто встречается на пути.
В суре «Имран» говорится:
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Коран, 3:110).
И это – единственное мерило людей. Оно разительно отличается от того, как большинство из нас оценивает других. Наше истинное достоинство и положение определяется совершенно не так, как мы обычно его определяем.
Оценивая себя и других с помощью эфемерных и пристрастных критериев, мы только принижаем наше истинное, дарованное Всевышним, величие.
Источник: SuhaibWebb