Ислам

Отцовство в исламе

08543097В свете того, что мусульманские семьи сегодня хрупки как никогда, важно, чтобы мусульмане говорили об отцовстве. 

Нам следует пересмотреть наш язык и наши онтологические допущения, которыми мы пользуемся, когда говорим о роли отца, потому что часто проблема заключается даже не в самом кризисе, а в том, как мы к нему относимся. 

Мусульмане естественно склоняются к тому, чтобы ставить мать в центре процесса воспитания детей, при этом они часто неосознанно игнорируют роль отца. Исламские традиции постоянно подчеркивают роль матери, например, на вопрос, кого мусульманин должен любить больше всех, Пророк Мухаммад трижды сказал «мать» и только после этого добавил «и отца» (аль-Бухари, Муслим). 

Также говорится, что рай лежит у ног матери. В итоге, мы склонны считать отца отделенным человеком, а не тем, кому следует и кто может играть главную роль в своей семье. 

Когда мы оцениваем разные вопросы с точки зрения ислама, мы делим все на «права» и «обязанности». Мы говорим о правах мужчины, правах женщины, обязанностях мужчины, обязанностях женщины. Но такой тип мышления опасен. Он сводит все к черному и белому, абсолюту добра и зла. Этот подход распространен гораздо больше, чем мы думаем. 

Еще один ошибочный подход — это идеализм. Мы говорим об идеальном прошлом, когда были идеальные семьи, но это не имеет ничего общего с реальностью – ни с нынешней, ни с реальностью, в которой жили наши предки. Мусульмане должны понять, что, хоть мы и мусульмане, но живем в западном обществе и поэтому, сталкиваемся с теми же проблемами, что и остальные западные семьи. 

Причины кризиса семьи и способы его преодоления

Есть разные причины, почему мы сталкиваемся с кризисом семьи. 

Иммиграция – это очень сложный процесс, потому что человек должен вырвать себя с корнем из знакомого культурного окружения и пересадиться на чужую землю. Многие иммигранты боятся, что если они усвоят культуру принявшей их страны, они утратят собственную. Но такое состояние не может длиться долго, потому что их окружают такие же люди, происходит постоянное воздействие новой культуры и это неизбежно отражается на детях. Поэтому нам нужно найти более здоровые и более удобные способы эффективного взаимодействия с доминирующей культурой. 

Многие мусульманские отцы не работают. Эта неспособность выполнять традиционную роль кормильца и защитника очень глубоко подрывает чувство уверенности в мужчине. Это проблема не только мусульман. В сущности, большинство проблем, перед которыми стоят семьи европейских мусульман, не имеют ничего общего с исламом, так почему же мы боимся искать решения вне религии? 

Чтобы найти решения, нам необходимо проявить более творческий подход к исламским ценностям, потому что это то, что обычно мусульманские семьи уважают больше всего. Отец – намного больше, чем просто некий человек. Он может играть очень важную роль, намного более важную, чем просто быть добытчиком. 

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сам был образцовым отцом. Когда к нему приходила его собственная дочь, он вставал в знак уважения к ней, как обычно делают люди в традиционных обществах. С этой стороны мы совсем забыли пример Пророка. Мы подменяем эти ценности одержимостью обеспечить права и обязанности. Вот что разрушает дух семьи. 

А что значит в исламской традиции отцовский авторитет? Просто говорить «да» или «нет» на поступки детей? 

Многие отцы не пользуются возможностью воспитывать, учить своих детей и сопровождать их по жизни. Вечно отсутствующий отец посвящает много времени работе и общественной деятельности – и все это за счет времени, которое он может проводить с семьей. Мусульмане постоянно повторяют, что ислам заботится о целостности семьи, но сами мусульмане сегодня с трудом придерживаются подобных ценностей, потому мы разучились быть хорошими мусульманами и хорошими родителями. 

У сегодняшних отцов непрочные отношения с детьми, между ними нет общения, нежности и тепла. А чувствуя себя неуютно в своем социальном окружении, мужчина еще больше отдаляется от семьи, потому что пытается бороться со своей неуверенностью. Нам необходимы целенаправленные и активные меры, которые помогут преодолеть эту проблему. Например, на Маврикии сейчас внедряется модель, при которой отцам говорят, что об их детях позаботятся, если отцы несколько раз в год будут посещать учебные семинары. 

Мусульманским семьям нужно делиться своим опытом с теми, у кого есть такие же проблемы. Нам нужно быть открытыми и черпать знания из разных источников, в том числе, у немусульман. Мы должны взять лучшее у мировой психологии и социологии и использовать это при выработке решений, которые подходят нам, как мусульманам. Нет нужды интегрироваться в общество, отказываясь от своих традиций и культуры, напротив, мы должны интегрировать в свою жизнь те положительные вещи, которым мы научились у обществ, в которых живем. 

Нам не нужно винить во всем мечеть или семью. Давайте не будем искать виновных, а поищем решения. Нам нужны люди, которые будут работать в массах, занимая промежуточное место между семьей и мечетью, люди, преданные исламу, но прочно связанные с реальностью. 

Тарик Рамадан

Источник: OnIslam

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика