Ислам

Шестой столп: вера в судьбу и предопределение. Путь счастья (продолжение)

Вера в судьбу и предопределение, с его добром и злом. Это знание, что то, что постигло, не могло миновать. А то, что миновало, не могло постигнуть. Тот, кто уверовал в Аллаха, обязательно верит в Его предопределение и доволен тем, что Он предопределил ему. Всевышний Аллах говорит:

«Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов»

(Коран, 57:22-23)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Храни память об Аллахе, и Он будет хранить тебя, храни память об Аллахе и ты обнаружишь Его перед собой. Если захочешь попросить о чем-либо, проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все остальные соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И если ты сможешь, то поступай терпеливо вместе с глубоким убеждением. А если же ты не сможешь, то проявляй терпение, ибо, поистине, в терпении по отношении к тому, что тебе ненавистно, есть много блага. И знай, что терпение приводит к победе, радость приходит на смену скорби, а облегчение – на смену затруднению».[1]

Таким образом, вера в судьбу и предопределение ведет – после совершения причин – к довольству, которое, в свою очередь, ведет к моральному и душевному спокойствию, ведущему к радости и отсутствию печали. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки, а если постигнет тебя что-либо, не говори: «Если бы сделал я то-то и то-то, получилось бы так-то и так-то!» – но говори: «Это было предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал», ибо эти «если» открывают шайтану путь к делам его»[2].

То есть: не печалься о том, что ушло, а смотри вперед. Оставь взгляд назад. Если же ты поразмыслишь о современных болезнях, которые распространены в настоящее время, то обнаружишь, что большинство из них являются результатом тревог и печалей из-за потери чего-то или недостижения цели. Поэтому, с помощью искренней веры в судьбу и предопределение ты побеждаешь все свои печали, тревоги и скорби – с помощью Аллаха. И это, как мы сказали ранее, достигается с помощью  обращения твоего взора на будущее и оставления скорби о прошлом.

Когда же мы взглянем на реальность человека, то обнаружим, что его тревога и страх происходят по причине вопросов, которые излечил Ислам:

  1. 1.     Страх за свой удел

Удел это то, на чем строится жизнь человека и без чего он умрет: это еда и питье. Всевышний Аллах говорит:

«На небе находится ваш удел и то, что вам обещано»

(Коран, 51:22)

Всемогущий Аллах сказал правду, что в небе есть удел для людей. Потому что с неба падает дождь и начинают расти растения – люди пьют воду, так они и живут. А также в небе есть то, что обещано вам – то есть вечная жизнь в Раю или в аду. Поэтому Аллах, Свят Он и Велик, обязался обеспечить уделом все творения, среди которых и человек. Всевышний Аллах говорит:

«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием. Аллах знает их место пребывания и место хранения (утробы матерей или могилы). Все это записано в ясном Писании»

(Коран, 11:6)

Какой бы слабости ни достигло творение Аллаха, его удел уже распределен и направляется к нему. Всевышний Аллах говорит:

«Сколько есть живых существ, которые не уносят своего пропитания (или не запасаются своим пропитанием)! Аллах наделяет пропитанием их и вас. Он – Слышащий, Знающий»

(Коран, 29:60)

Аллах обязался донести удел тому, кто стремится найти свой удел и действует для его достижения. Всевышний Аллах говорит, обращаясь к Марьям (мир ей), когда она находилась в самой сильной нужде и в самом слабом состоянии – в состоянии родовых схваток и родов:

«Потряси на себя ствол пальмы, и на тебя попадают свежие финики»

(Коран, 19:25)

Наш Всевышний Господь не просто послал ей её удел, а потребовал от неё сделать причину, с помощью которой осуществится её удел – потрясти пальму, которая была рядом, чтобы на неё посыпались свежие плоды.

Даже птицы, животные и иные создания не остаются сидеть в своих гнездах – Аллах приготовил для них причины поиска своего удела. Поэтому они находятся в постоянном стремлении к хлебу насущному. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются с полными»[3].

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил, что они улетают для поиска своего удела, будучи голодными, а затем возвращаются в свои гнезда и к своим птенцам с полными животами и с найденным уделом.

Поэтому вопрос не в самонадеянности, как может показаться тому, кто знает истинную суть этой веры, а в стремлении, быстром поиске и совершении причин. Ислам не призывает сидеть сложа руки, испытывая надежды на Аллаха, а призывает совершать поступки, а затем полагаться на Аллаха. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, для любого из вас взять верёвку, нарубить дров и принести их на спине, чтобы продать, лучше, чем обращаться с просьбами к какому-нибудь человеку, который может дать ему что-либо, а может и отказать»[4].

Обязательно во всех твоих делах ты должен совершать причины, а затем полагаться на Аллаха. Так как вопрос упования без совершения причин упомянул Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказав человеку, который его спросил:

«Отпустить ли мне верблюда и уповать?» Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Привяжи его и уповай»[5].

Поэтому, спеши, ищи и достигай того, что предопределил для Тебя Аллах. Доказательством того, что удел не приходит с помощью силы, знаний или хитрости, является то, что ты можешь увидеть многих обладателей высоких дипломов и возможностей, которые работают на тех, кто ниже их в научной степени и мастерстве.

Таким образом, удел всех творений находится в Руках Всевышнего Аллаха, и ни в чьих других руках. Поэтому не бойся и будь спокоен за свой удел. Всевышний Аллах говорит:

«Скажи: «Если бы вы владели сокровищницами милости моего Господа, то все равно скупились бы из страха обеднеть, ибо человек скуп»

(Коран, 17:100)

  1. 2.     Страх трудностей

Такие трудности, как болезни и несчастья. Каждый человек боится болезней и опасается бед, когда же к человеку приходят  тревога, печаль и грусть, то он понимает, что ничего не сможет изменить и, более того, это может лишь увеличить проблему. Всевышний Аллах говорит:

«Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он – Прощающий, Милосердный»

(Коран, 10:107)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом; если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом»[6].

Наставления Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мусульманам переносить трудности были ясными. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал своей дочери, которая послала за ним (да благословит его Аллах и приветствует), сообщая, что её ребенок находится при смерти:

«Возвратись и сообщи ей, что Аллаху принадлежит то, что он забрал и Ему принадлежит то, что Он дал. Все у Него – до определенного срока. Повелите ей, пусть проявляет терпение и довольство». Но она послала за ним снова (да благословит его Аллах и приветствует). После чего Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднялся. Вместе с ним поднялся я, Муаз ибн Джабаль, Убей ибн Ка`аб и Убада ибн Самит. Когда мы вошли, то Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передали малыша, когда душа уже трепетала в его груди. Он сказал: «Я считаю, что он сказал: «Она как будто бы освободилась». Он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) заплакал. А Убада ибн Самит сказал ему: «Что это, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это – милость, которую Аллах сделал в потомках Адама. И Аллах помилует только милостивых Своих рабов»[7].

Терпение является необходимым после совершения  необходимых причин. Тот, кто болен, должен искать лечение. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Лечитесь, ибо, поистине, Поистине, Аллах не ниспослал ни одной болезни, не послав ее излечения. Кроме смерти и старости»[8].

  1. 3.     Страх смерти

Смерть является истиной и реальностью. Так же, как мы убеждены в том, что после ночи следует день, а после дня – ночь. Всевышний Аллах говорит:

«Все на ней (земле) смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием»

(Коран, 55:26-27)

Невозможно убежать от неё или найти убежища. Так, убегая от неё, ты бежишь навстречу ей. Всевышний Аллах говорит:

 

«Скажи: «Смерть, от которой вы убегаете, настигнет вас, после чего вы вернетесь к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали»

(Коран, 62:8)

Тебе не стоит много думать о смерти, а стоит больше думать о том, что последует после неё. Потому что размышление о сущности смерти является поиском того, в чем нет пользы, нет ожидаемого результата. Это является преградой для поступков – ведет к беспокойству и печали, которые отдаляют счастье. Смерть – это определенный срок и конкретное время. Всевышний Аллах говорит:

«Для каждой общины есть свой срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час»

(Коран, 7:34)

Поистине, тот, кто постоянно думает о смерти – имеет слабую веру или вообще не имеет её. Ибо одной из составляющих частей веры мусульманина является вера в воскрешение, расчет, и, в результате, либо в счастье, либо в несчастье. Поэтому тот, кто уверовал в это, успокоился и начал готовиться с помощью хороших дел:  исправляясь и исправляя свое общество, совершая добро для самого себя и для других. Он не сожалеет о том, что миновало или случилось с ним, будь то несправедливость или притеснение его прав. Так как в конечном итоге все идет к смерти, за которой последует расчет.

Путь счастья. Др. Абдул Рахман б. Абдул-Карим аш-Шеха. Перевод: EUROPEAN ISLAMIC RESEARCH CENTER (E.I.R.C) & Андрей Шистеров. Проверка: Мухаммада аль-Гарби



[1] Аль-Мустадрак аля ас-Сахихейн.

[2] Муслим.

[3] Ибн Маджа.

[4] Аль-Бухари.

[5] Ибн Хиббан.

[6] Муслим.

[7] Ибн Маджа.

[8] Ибн Хиббан.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх