Разве преступник, лишивший жизни десятки людей, может получить заслуженное воздаяние на земле? Разве врач, спасший от смерти десятки других, может быть вознагражден сполна в этой жизни? Разве Тот, Кто заставляет биться твое сердце, одарил тебя разумом и чувством справедливости лишь для того, чтобы ты бесследно исчез? Разве Тот, Кто сотворил тебя из крошечной капли, не может воскресить тебя после смерти? Разве Тот, Кто сотворил Вселенную и на наших глазах разрушает одни звезды и создает новые из газа и пыли, не может воссоздать тебя из праха? Разве Тот, кто оживляет огромные просторы иссохшей земли, не способен вернуть тебя к жизни? Разве Тот, кто высекает огонь, несущий смерть, из деревьев, несущих жизнь, не способен превратить живое в мертвое?
Увидеть рай и ад воочию раньше положенного срока нельзя, но уверовать в них нужно, ибо в этом суть испытания. Господь наш хочет, чтобы ты не считал Его обещание ложью и верил. А веровать можно не разумом, но сердцем, хотя вера не есть нечто неразумное и нелогичное. Просто человек способен вообразить то, чего нет на самом деле. Он способен поверить в ложь, придуманную им самим, и отрицать то, что видел собственными глазами. Посему разум — помощник тебе в отстранении от всего дурного и порочного, но движет тобою сердце.
Ты спрашиваешь, когда же наступит этот обещанный день. Об этом ведает только Аллах. Ни ангелы небесные, ни пророки, ни святые угодники, но только Аллах. К чему мне и тебе знать об этом? Знание точного часа не сделает нас чище и лучше. Разве не достаточно того, что обещанные признаки Судного дня сбываются один за другим?
Ты спрашиваешь, кто вернулся с того света. Божьи посланники. Последний из них, мир им всем и благословение Аллаха, был вознесен на небеса и видел рай и ад также реально, как мы видим мир вокруг нас. Он описал нам будущую жизнь. Об этом написано в Коране и в предыдущих писаниях. Вспоминается мне притча библейская: «Некоторый человек был богат, носил богатую одежду и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некий нищий по имени Лазарь, который лежал у ворот его в лохмотьях. Умер нищий и попал в обитель праведников. Умер и богач и оказался в аду. Будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят».
Ты все еще сомневаешься? Пожалуй, и это вполне естественно, особенно если ты не задумывался над этим прежде. Мои слова — слова такого же смертного, как и ты. С какой стати принимать их на веру? Потому и надеюсь я лишь на то, что сегодня ты задумаешься над услышанным. Согласись, это тоже будет справедливо.
Эльмир Кулиев (guliyev.org)