Ислам

Жены Пророка. Хадиджа (часть 2)

dQvith_Dk48Знакомство Хадиджи, разыАллаху анха, с Пророком, солляллаху алейхи ва саллям. 

 

Первый муж Хадиджи по имени ‘Атик после смерти оставил ей большое наследство. Хадиджа, разыАллаху анха, управляла этим имуществом как доверенным на хранение – не так, как современные женщины, которые растрачивают имущество на бесполезные вещи и дела. Выдающийся учёный-шафиит имам Табари пишет в «Тарихуль мулюк», что Хадиджа бинт Хувайлид, разыАллаху анха, не торговала сама на рынке, но нанимала для этого работников. Ибн Хаджар аль-Хайтами в «Фатава Ибн Хаджар» пишет, что Ислам не разрешает женщинам торговать на рынках, ведь на рынок может прийти выпивший легкомысленный человек. Разве мы оставим слиток золота на лавке у всех на виду? Нет, мы положим его в сейф. Неужели кусок жёлтого металла мы ценим больше, чем женщин, которые служат нам и через которых нам Аллах дал детей? Ведь если женщину коснётся что-то постыдное, оно коснётся и её мужа.

Аллах одарил Хадиджу, разыАллаху анха, особой осмотрительностью, поэтому она нанимала на работу тех, кто пользовался доверием и уважением среди людей и не был уличён в подлости и предательстве. Когда Хадиджа, разыАллаху анха, узнала, что будущий Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) держит данное слово и что у него благой нрав, она предложила ему поехать в Шам с торговым караваном, и он согласился. Хадиджа договорилась с будущим Пророком  (да благословит его Аллах и приветствует), что заплатит ему больше, чем другим. Она отправила вместе с ним своего слугу Майсарата.

Майсарат вернулся обратно с большой прибылью, он был поражен прекрасным характером будущего Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал Хадидже, разыАллаху анха, об удивительных вещах, которые произошли во время поездки в Шам.

Он видел, как будущий Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) шёл по горячему песку пустыни, а прямо над ним в небе была туча, которая неизменно следовала за ним. Майсарат решил проверить, на самом ли деле туча стоит над ним. Он предложил посоревноваться в беге и, когда они с будущим Пророком  (да благословит его Аллах и приветствует) бежали, туча постоянно была над ним.

Когда будущий Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) лёг отдохнуть под деревом, Майсарат видел, как это дерево склонило над ним свои ветви. В это время Майсарата к себе позвал монах, который жил в Шаме, и спросил, кто этот молодой человек. Майсарат ответил, что это курайшит, который живёт рядом с Каабой. В книгах по сире пишется, что этим монахом был Настур, а не Бухайра. Бухайра – это монах, которого дядя Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Талиб встретил в Шаме, когда взял с собой 12-летнего племянника. А Настур, встретили во время поездки в Шам с караваном.

Майсарат передал Хадидже, разыАллаху анха, что монах сказал: «Под этим деревом отдыхает будущий Пророк, и это не может быть никто другой. Он будет Пророком ближе к концу света».

Когда Майсарат пошёл с будущим Пророком  (да благословит его Аллах и приветствует) на рынок, они встретили одного иудея. Иудей спросил: «Ты клянешься богинями курайшитов Лат ва ‘Узза?» Будущий Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Я не клянусь их именами и не поклоняюсь им». И тогда иудей подозвал к себе Майсарата и сказал: «Этот человек будет Пророком ближе к концу света». Когда Хадиджа, разыАллаху анха, услышала эти слова Майсарата, её лицо засияло, потому что она слышала от своего двоюродного брата Вараката ибн Навфа истории о Пророке, который будет послан ближе к концу света. Хадиджа, разыАллаху анха, поняла, что речь идёт о нём, и захотела, чтобы он стал её мужем.

Однажды, задолго до этого, один иудей пришёл туда, где собрались девушки-курайшитки и обратился к ним с такими словами: «О девушки курайшитов, если пожелаете, старайтесь стать супругами будущего Пророка, который появится ближе к концу света». Девушки забросали этого человека камешками, и лишь Хадиджа этого не сделала.
Поэтому Аллах сделал её такой, что её стали звать Тахира и она стала супругой будущего Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует), которого в то время среди курайшитов называли аль-Амин («достойный доверия»).

Всевышний Аллах сказал в Коране:

قال تعالي في سورة النور26

الْخَبِيثَاتُ لِلْخَبِيثِينَ وَالْخَبِيثُونَلِلْخَبِيثَاتِ وَالطَّيِّبَاتُ لِلطَّيِّبِينَ وَالطَّيِّبُونَ لِلطَّيِّبَات

«Мерзкие женщины — мерзким мужчинам, мерзкие мужчины — мерзким женщинам, добропорядочные женщины — добропорядочным мужчинам, добропорядочные мужчины — добропорядочным женщинам»[1].

Если желаешь чистоты и хочешь, чтобы Аллах свёл с людьми, в которых есть баракят, надо обладать таква – то есть быть богобоязненным.

Итак, Хадиджа, разыАллаху анха, решила стать супругой будущего Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) и начала прикладывать к этому все усилия.
Всевышний Аллах сказал в Коране:

قال تعالي في سورة العنكبوت

(وَالَّذِينَ جَاهَدُوا فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْسُبُلَنَا وَإِنَّ اللَّهَ لَمَعَ الْمُحْسِنِينَ (69)

«Тех, которые приложили все усилия за Наше дело и терпели трудности за победу Нашей веры и религии, Мы поведём прямым путём к истине и благу. Аллах помогает добродеющим, поддерживает их и ведёт к победе. И Аллах лучше знает!»[2].

 

У Хадиджи, разыАллаху анха, была подруга Нафиса, дочь Мунията. Ибн Са’д, разыАллаху анху, 1200 лет назад написал «Табакат» – книгу по сире, которая считается одной из лучших. В этой книге он пишет, что Нафиса сказала: «Мужчины из рода Хадиджи сватались к ней и тратили на это своё имущество». Нафиса рассказывает, что, когда Мухаммад вернулся из Шама, она, по просьбе Хадиджи, разыАллаху анха, пошла к нему, чтобы поговорить. Они встретились, и Нафиса спросила у него:

— Что удерживает тебя от женитьбы?

— У меня нет материальных возможностей для этого.

— Если тебе посватают красивую, богатую женщину, равную тебе, что ты скажешь?

— А о ком речь?

— О Хадидже.

— Как же она может стать моей женой?

— Об этом я позабочусь.

— Тогда я возьму её в жены.

Нафиса после этого пошла к Хадидже, разыАллаху анха, и сказала ей, что Мухаммад  (да благословит его Аллах и приветствует) согласен взять её в жены. Хадиджа послала к будущему Пророку  (да благословит его Аллах и приветствует) человека, чтобы он отправил своих людей сватать её, и позвала своего дядю Амра ибн Асада, чтобы он выдал её замуж. Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл со своими дядями, Амр ибн Асад выдал за него Хадиджу, разыАллаху анха, и сказал, что никто не проявляет высокомерие по отношению к Мухаммаду  (да благословит его Аллах и приветствует). Будущему Пророку  (да благословит его Аллах и приветствует) тогда было 25 лет, а Хадидже, разыАллаху анха, 40. Хадиджа, разыАллаху анха, выбрала себе мужа с благим нравом. Она выбрала того, о ком Всевышний Аллах в Коране сказал:

قال تعالي في سورة القلم

وَإِنَّكَ لَعَلَى خُلُقٍ عَظِيمٍ) (4)

«…и, поистине, ты обладаешь прекрасными качествами, и ты совершаешь благочестивые деяния, которые Аллах, сотворив тебя, сделал твоими врождёнными качествами»[3].

Из-за того, что Хадиджа, разыАллаху анха, понимала, где истина, Аллах дал ей счастливую жизнь. Как женщинам, так и мужчинам, не следует выбирать себе спутников жизни по внешности. Не надо выбирать мужчин, которые гоняются за европейской модой, носят золотые украшения или постоянно грызут семечки, женщин, которые тут же забудут о своих обязанностях, когда у них появятся дети и муж, о котором нужно заботиться. Мужчине следует выбирать такую женщину, которая будет хранить его дом, когда он выйдет в путь, которая правильно воспитывает детей, уважает мужа и не бросит его, если он заболеет.

В ауле Мехельта жил один большой алим. В конце каждого наставления он говорил: «О люди! Не забывайте скосить траву». Один приезжий услышал эти слова и спросил у местных, что они значат. Сельчане ответили: «Раньше, лет пятьдесят-сто назад, у нас был такой обычай. Если получилось два матраса сделать пуховыми, третий специально наполняли жёсткой травой, чтобы не забывать трудные голодные времена».

А вот ещё одна история. С ханом и его визирем произошёл такой случай. Визирь один раз в месяц закрывался в своем доме в самой дальней комнате и посвящал это время ибадату. Сплетники донесли до хана, что визирь что-то затевает против него. Хан со своей охраной окружил дом визиря и вошёл внутрь. Он увидел, как визирь в пустой комнате плачет перед носилками. Хан спросил визиря, почему тот уединяется и плачет. Визирь ответил: «Я делаю это, чтобы не забыть время, когда я был обычным носильщиком».

Нельзя забывать, кем ты был в самом начале пути. Али-асхаб  (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Как может человек гордиться, если его начало – от двух грязных капель, середина – это жизнь в качестве мешка для грязи, а в конце его тело сгниет, и его съедят черви».

Хадиджа, разыАллаху анха, пожелала, чтобы Мухаммад  (да благословит его Аллах и приветствует) стал её супругом не из-за его рода, а из-за благого нрава, которым его одарил Аллах. Именно на это следует обратить внимание девушкам и юношам. Тот, кто не знает Аллаха, который одарил человека столькими благами, не понимает и цену добра, исходящего от супруги. Женщина, которая не знает Аллаха, не оценит доброе отношение к ней супруга . Поэтому люди и разводятся. Если супруги хотят быть благодарными друг другу и ценить друг друга, пусть они благодарят Аллаха за все блага, которыми Он их одарил. После того, как Мухаммад  (да благословит его Аллах и приветствует) и Хадиджа, разыАллаху анха, поженились, Абу Талиб сказал: «Хвала Аллаху за то, что он вывел нас из рода Ибрахима и Исмаила, из потомков Ма’ада и из потомков Музара, и за то, что Он сделал нас служителями Каабы и её хранителями. Хвала Аллаху, Который сделал Каабу местом паломничества, местом, Запретным [для греха], местом, которое защищает тех, кто его посещает, от насилия. И хвала Аллаху, Который сделал нас правителями над людьми. Продолжу. Мой племянник Мухаммад ибн Абдуллах во всём превосходит окружающих: и в нравах, и в чистоте его рода. Пускай он не богат – богатство изменчиво: оно исчезает, подобно тени».

За прошедшие десятилетия многие директоры совхозов обеднели и еле сводят концы с концами. Коммунисты сместили многих руководителей и поставили на их место бедняков, необразованных, но красноречивых. Мир постоянно меняется, поэтому надо выбирать ахират, а не дуньял, который может исчезнуть, словно тень. В женитьбе надо выбирать то, что принесёт благо и в дуньяле, и в ахирате.

Потом Абу Талиб сказал: «Этот мир изменчив. Вы знаете Мухаммада и его родственников. Я прошу вас выдать за него замуж Хадиджу бинт Хувайлид и даю в качестве предсвадебного дара 400 динаров». После этого Абу Талиб добавил: «Клянусь Аллахом, его ждёт великое дело, но и подстерегает великая опасность!» Не получится заниматься важным делом, не испытывая трудностей. Арабы говорят: «В бою воин получает столько, скольким рискует». Если хочешь добиться довольства Аллаха, надо вынести и тяжесть испытаний. Если много спишь, досыта ешь, растишь свой нафс, не благодаришь Аллаха за блага и много болтаешь – Аллах не возвысит тебя. Чтобы Аллах возвысил тебя, надо взять на себя ответственность и перенести некоторые трудности.

Когда заключали брак, одним из свидетелей был Варака ибн Навф, двоюродный брат Хадиджи, разыАллаху анха.

Шейх Саид-афанди, куддиса сирруху, написал об этом так:

Затем Амр подтвердил,

Что выдал за Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, Хадиджу, разыАллаху анха.

При этом был и её двоюродный брат Варака ибн Навф.

Предбрачный дар из сорока золотых монет

Преподнесли Хадидже, разыАллаху анха,

Или 400 монет серебром.

Такой подарок сделал дядя Абу Талиб.

Он женил Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, как своего сына.

Раньше семьи создавали, сохраняя адаб: невест не крали, мерзостей не творили. Сейчас всё не так. Если женщина открывает свое тело перед посторонними людьми, общество уподобляется стаду, распространяются грязные болезни и появляются брошенные дети. Но недостаточно просто констатировать, что общество погибает, надо ещё знать, как остановить распространение болезни глотать нужные таблетки, даже если они горькие. Лечение известно – женщины должны покрываться и перестать разговаривать с чужими мужчинами, чтобы их не соблазнять. Даже в христианской Библии, как рассказывает Ахмад Дидат в одной из своих лекций, написано, что, если женщина открывает свои волосы, надо их сбрить. Разве раньше было столько беспризорных детей? Почему же их так много сегодня? Потому что сейчас в нашем обществе много болезней: дискотеки, бордели под видом саун, пляжи в тёплую погоду и бары в холод. Чтобы вылечиться, надо использовать средства, которые освобождают нафс от стремления к удовольствиям этого мира и от следования страстям. Это можно найти в чистом исламском воспитании детей.

(да благословит его Аллах и приветствует)

[1]           Сура ан-Нур, аят 26 (24:26).

[2]           Сура аль-‘Нкабут, аят 69 (29:69).

[3]           Сура аль-Калам, аят 4 (68:4).

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика