Коран

Положение чтения суры аль-Фатиха в намазе и ее тафсир

Аль-Фатиха является матерью Корана, ее мы читаем в каждой молитве, в каждом ракагате, без нее недействительна молитва. Ученые говорят чтобы правильно ее понять, и читая ее перед Аллахом быть искренним, необходимо изучить несколько ее тафсиров. Первый тафсир мы хотим привести от Ибн База.

Вся хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и его сподвижникам, и тем, кто последовал по его пути, а затем:[1]

Аллах Великий и Возвышенный узаконил своим рабам в каждом рака’ате намаза читать суру “аль-Фатиха” (Открывающая Книгу), которая также называется “Ум аль-Куран” (мать Корана). Она  величайшая сура в  книге Аллаха Всемогущего и Великого, как об этом приходит достоверно от пророка, мир ему и благословение, о том, что она величайшая сура в книге Аллаха, она семь повторяемых (аятов) и Великий Коран, и она Похвала (аль-Хамд). Эта великая сура заключает в себе восхваление Аллаха и Его прославление Великого и Возвышенного.

Разъясняет то, что только Он Пречистый достоин поклонения и прошения помощи. И заключает в себе  обучение и обращение рабов к тому, чтобы они просили Его Пречистого и Всевышнего наставление на прямой путь. И эта великая сура из великой милости Аллаха к своим рабам. И Он узаконил им читать ее в каждом рака’ате намаза будь он обязательным (Фард) или добровольным (нафель), даже сделал ее (фатиху) столпом (рукн) намаза в каждом рака’ате, исходя из слов посланника Аллаха

“Нет Намаза у того, кто не читал Открывающую Книгу” (суру Аль-Фатиха).[2]

И сказал “Пожалуй, вы читаете (Коран) позади вашего имама? Они ответили: Да. Он сказал: Не делайте этого, кроме как с Открывающей Книгу (Фатиха аль-Китаб), так как нет Намаза у того, кто не читал ее.” [3]

Таким образом, является обязательным каждому совершающему намаз читать ее в каждом рака’ате будь то намаз обязательным (Фард) или добровольным (нафель). Что касается “мамума”[1] то он должен читать ее в своем намазе за имамом, а если же он ее не знает, забыл, или придя, застиг  имама в “руку’е” (поясном поклоне) то чтение фатихи с него спадает, так как за него это сделал имам.

Если “мамум”1 застигает имама в “руку’е” (поясном поклоне) и успевает совершить “руку'” (поясной поклон) вместе с имамом то ему засчитывается “руку'” и спадает с него обязательность чтения “фатихи”, так как он не присутствовал во время ее чтения. Исходя из того что достоверно приходит  в сахих Аль-Бухари из хадиса Абу Бакра  رضي الله عنه, то что он придя в мечеть застиг имама в “руку’е” (поясном поклоне), а затем он, еще до вхождения в ряд, совершил “руку'” (поясной полон) и в таком состоянии зашел в ряд присоединившись к нему. После намаза пророка, мир ему и благословение, оповестили об этом, на что он сказал:

“Пусть Аллах увеличит твое стремление, но больше так не повторяй”. [4]

И не приказал ему восполнить “рака’а”, а это указывает на то, что кто застиг “руку'” (поясной поклон) застиг тем самым ракагат. Таким образом, если “маъмум”[2]  является невеждой или забыл фатиху и не прочитал ее, то он этим и ограничивается, и ее чтение на себя берет имам. А тот, кто знает и не забыл, то является обязательным ему читать ее за имамом, как это является обязательным читающему намаз как одному, так и имаму. Фатиха является столпом в отношении имама и в отношении того кто совершает намаз один.

И приходит достоверно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:

“Аллах Всемогущий и Великий говорит: “Я разделил намаз между мной и моим рабом на две части. И если скажет раб: “Хвала Аллаху, Господу миров”. Аллах Пречист Он, говорит: Мой раб восхвалил Меня. Если же раб говорит: “Милостивому, Милосердному”. Говорит Аллах Всемогущий и Великий: Мой раб воздал Мне хвалу”. Если же раб скажет: “Царю в День Суда”. Аллах Пречист Он, говорит: Мой раб прославил Меня – так как прославление это повторение воздания хвалы в большом количестве. И если скажет раб: “Тебе мы только поклоняемся и тебя только просим о помощи”. Говорит Аллах Всемогущий и Великий: Это между Мной и Моим рабом, и Моему рабу будет то, что он попросит.[5]

Что касается слов Аллаха: “Тебе мы только поклоняемся” в этом аяте указывается на право Аллаха, так как правом Аллаха на своих рабов является то, чтобы они поклонялись Ему. А что касается слов: “И тебя только просим о помощи” в этом аяте указывается на право раба, а это просить помощи у Аллаха во всем. Аллах Всемогущий и Великий 

Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.[6]

В нем заключается право Аллаха на своих рабов в том, чтобы они поклонялись только Ему. И приходит в достоверном Хадисе, что посланник Аллаха,мир ему и благословение, сказал:

Право Аллаха над рабами заключается в том, чтобы они поклонялись Ему и не приобщали к Нему ничего в сотоварищи.[7]

Это и есть право Аллаха на Его рабов, в том, чтобы они поклонялись Ему, подчиняясь Его приказам, оставляя Его запреты, и остерегались придавать Ему Всемогущему и Великому сотоварищей.

И на прошлом уроке уже предшествовал разговор, а том что, основа этого поклонения является свидетельство о том, что нет достойного поклонения некого кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха, это есть основа поклонения. И основой поклонения является Единобожие и вера в Его посланника  и наиважнейшим и величайшим поклонением  является свидетельство, что нет достойного поклонения ни кого кроме Аллаха и что Мухаммад Посланник Аллаха. И является обязательным каждому “мукалалфу”[3]

поклоняться, основываясь на знании, убежденности и правдивости в том, что нет достойного поклонения никого, кроме Аллаха. И таков смысл слов свидетельства, что нет достойного поклонения никого кроме Аллаха, как об этом сказал Всевышний:

“Это – потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь.” [8]

И следует обязательно свидетельствовать, опираясь на знание, убежденность и правдивость, что Мухаммед ибн ‘Абдалла ибн ‘Абд аль-Мутталиб есть истинный посланник Аллаха ко всем джинам и людям, и он является печатью пророков, нет пророка после него, как об этом сказал Аллах Всемогущий и Великий:

Скажи: “О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам”.[9]

Сказал Всевышний:

Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей, а является Посланником Аллаха и печатью пророков (или последним из пророков).[10]

И каждый человек, и каждый “мукалаф”3 из джиннов и людей, обязан поклониться одному Аллаху, это и есть право Аллаха на Его рабов.

“Тебе мы только поклоняемся и Тебя только просим о помощи”.[11]

Является обязательным всем, джиннам и людям, мужчинам и женщинам, арабам и не арабам, богатым и бедным, царям и просто людям, все они обязаны, поклоняться Аллаху. Они обязаны поклоняться Аллаху посредством того что им вменено в обязанность и оставлением того что им запрещено, и они должны обосабливать Аллаха в поклонении без того чтобы придавать ему сотоварища.

Ваш Бог – Бог Единственный. Нет достойного поклонения некого кроме Него, Милостивого, Милосердного.[12]

И сказал Всевышний:

А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники.[13]

Сказал Пречистый:“Твой Господь предписал вам”.

В значении: твой Господь приказал и завещал.“Не поклоняться никому, кроме Него.”[14]

И в этой суре (фатиха) говорит Всемогущий и Великий: “Тебе мы только поклоняемся и Тебя только просим о помощи”. Аллах обучает нас говорить: “Тебе мы только поклоняемся и Тебя только просим о помощи”. Это Его право Всемогущего и Великого “Тебе мы только поклоняемся” его смысл: Тебе одному поклоняемся посредством наших взываний, страха, надежд, поста, намаза, жертва приношения, обета и других видов поклонений, все только одному Аллаху, как сказал Всемогущий и Великий:

“Это – потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь.”[15]

Те же, которые приближаются к идолам или мертвым из “аулия”[4] Аллаха и другим помимо них. Посредством взывания, надежды, жертвоприношения, обета или прошения о помощи, они тем самым поклоняются им наряду с Аллахом, и придают Ему сотоварищей, нарушая смысл слов, что нет достойного поклонения никого кроме Аллаха, и противореча словам Всевышнего: “Тебе мы только поклоняемся и Тебя только просим о помощи”.

Поклонение, право Аллаха, нет в нем доли ни кому. Является обязательным для каждого “мукалляфа”[5] поклоняться одному Аллаху. А обязанностью каждого у кого есть знание, обучать людей и направлять на правильный путь, обучать свою семью и тех, кто находится в его окружении, направлять людей к единобожию Аллаха и искренности поклонения Ему Всемогущему и Возвышенному.

“О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни.”[16]

И является обязательным для всех “мукалафов”5 поклоняться Аллаху и обосабливать Его в поклонении, посредством взывания, жертвоприношения, обета, намаза, поста и других видов поклонения. И поэтому мы знаем, то, что делают некоторые невежды на могилах, могилах праведников или могилах тех относительно кого, утверждают, что они праведники, из взывания к ним, прошения о помощи или принесения обета им, все это является большим многобожием и это религия “джахилии”[6], надо остерегаться этого. И так же возводить строения на могилах и делать из них мечети, все это средства многобожия, это из дел иудеев и христиан, следует обязательно сторонится этого, сказал пророк

“Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения”. [17]

И является твоей обязанностью о, раб Аллаха и о, рабыня Аллаха внимательно отнестись к этому вопросу, знать его, а это то, что право на поклонение принадлежит только одному Аллаху, нет никому в нем доли. “Тебе мы только поклоняемся и Тебя только просим о помощи”.

Это право Аллаха, поклонятся Ему одному, и чтобы к Нему одному прибегали за помощью. Не разрешено взывать вместе с Аллахом к другому божеству, ни к пророку и ни к другим. Ни к Мухаммаду, мр ему и благословение, и ни кому-либо другому, ни к Бадави, ни к Хусейну,  ни к ‘Али, ни к другим (помимо Аллаха). Право на поклонение принадлежит только одному Аллаху, нет ни кому в нем доли, сказал Всевышний:

Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали.[18]

И сказал Пречистый:

“Тебе и твоим предшественникам уже было внушено.” 

Обращаясь к Своему пророку, мир ему и благословение,

“Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток».[19]

Господин творений если придаст Аллаху сотоварища (совершит многобожие) четным становится его дела, а что можно тогда сказать о других? И Аллах сохранил Своего посланника от этого (многобожия), и сказал:

“Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников.”[20]

“Шырк” (многобожие) является наивеличайшим из грехов, самым наихудшим и самым опасным, и обязательно надо остерегаться его, и путей ведущих к нему, Аллах Пречистый говорит:

“Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает.”[21]

Кто умер на единобожии и искренности Аллаху с исламом, то он является из обладателей рая. Но если у него есть грехи и плохие поступки, то он в очень опасном положении, может Аллах простить ему, а может не простить и подвергнуть наказанию за его грехи, и поэтому сказал Пречистый:  “Но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает”.

И если он умрет, пьющим алкоголь или ослушивающимся родителей или одного из них, или поедающим проценты, или поступающим несправедливо по отношению к людям, то этот человек находится в серьезной опасности попадания в огонь, так как может проститься ему и может не проститься. Кроме как если он покается прежде смерти, искренним покаянием. А тот кто кается, того Аллах приводит к этому. И сунна “мутаватира”[7] от посланника Аллаха, мир ему и благословение, указывает на то, что многие из грешников будут наказаны в аду в соответствии с их грехами и не будет им прощено. И приходит достоверно от посланника Аллаха, мир ему и благословение, что он будет заступаться за группу грешников, после чего Аллах поставит ему ограничение на определенное количество грешников и выведет их из огня. Затем он снова будет заступаться, после чего Аллах поставит ему ограничение на определенное количество грешников и выведет их из огня.

Затем он снова будет заступаться, после чего Аллах поставит ему ограничение на определенное количество грешников и выведет их из огня. Затем он снова будет заступаться, после чего Аллах поставит ему ограничение на определенное количество грешников и выведет их из огня, в который они зашли из за своих грехов, и останутся в огне остатки единобожников вошедшие в ад из за своих грехов, и выведет их Аллах из ада по своей милости Всемогущий и Великий. Бойтесь же Аллаха, о, рабы Аллаха и сторонитесь всех грехов, и постоянно придерживайтесь покаяния, тогда вы

“Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает.”[22]

И ты находишься в большой опасности, если умрешь в грехе, как ростовщичество, прелюбодеяние, ослушание родителей, питье спиртного, притеснение людей и вражда к ним, клевета и сплетни. И ты находишься в большой опасности, так требуй отчета от себя, борись с самим собой, спеши с покаянием, прежде чем наступит твой конец, и знай смысл слов:

“Тебе мы только поклоняемся и Тебя только просим о помощи”.[23]

И знай, что является обязательным для тебя, обосабливать Аллаха в поклонении, не приобщая Ему не кого, поскольку Он один достоин поклонения. Он тот к Кому взывают, на Кого надеются и бояться. К Нему приближаются посредством намаза, уразы, хаджа, обета, жертва приношения и других поклонений, сказал Всевышний:

Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман».[24]

И сказал Всевышний:

“Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву.”[25]

И сказал Всевышний:

“Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом”.[26]

И сказал Пречистый:

“У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют.”[27]

И сказал Всемогущий

“Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке.[28]

Все к кому взывают люди помимо Аллаха не владеют даже “китмиром” (قطمير ) а это плева на финиковой косточке.

“Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий. “[29]

Мы должны остерегаться взывать к кому-либо помимо Аллаха, должны остерегаться многобожия. Мы должны направлять наши сердца к Аллаху Всемогущему и Великому, совершать дела искренни ради Аллаха, в наших намазах, урозе и в других поклонениях. Всевышний говорит:

“Тебе мы только поклоняемся и Тебя только просим о помощи”.[30]

Аллах говорит: Это между Мной и Моим рабом, и Моему рабу будет дано то, что он просил. “Тебе мы только поклоняемся” право Аллаха. “И Тебя только просим о помощи” право раба и его нужда.  И раб должен обращаться к Аллаху за помощью во всем.  В хадисе от Ибн ‘Аббаса пророк, мир ему и благословение,

 “Если будешь просить (о чём-либо), то, проси Аллаха, если будешь обращаться за помощью, обращайся за ней к Аллаху”.[31]

И раб Аллаха находится в крайней нужде в Аллахе Всемогущем и Великом, и он должен обращаться за помощью к своему Господу во всем, и должен просить то в чем

“О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный. Если Он пожелает, то погубит вас и приведет новые творения.” [32]

И ты находишься в сильнейшей нужде в своем Господе. Так проси же Его покорно, проси Его исполнить твои нужды и остерегайся многобожия.  Обособь своего Господа поклонением, и остерегайся придать кого либо Аллаху в сотоварищи. Не в твоем жертвоприношении, не в твоем обете, не в твоей уразе, не в твоем намазе, не в твоем взывание и не в других видах поклонения. Поклонение право Аллаха и должно быть искренним лишь одному Аллаху. И я предостерегаю тебя, от обольщения тем,  что делают невежды во многих странах, из пребывания на могилах, взывания к их обитателям и обращения к ним за помощью. Все это есть многобожие, которое запретил Аллах, и это то, с порицанием чего Аллах посылал своих посланников.

“Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута![8]»[33]

Аллах послал всех посланников с порицанием многобожия и призывом к единобожию, искренне поклоняясь Ему Всемогущему и Великому. Так остерегайся же о, раб Аллаха впасть в то, во что впали многобожники. Из поклонения обитателям могил, деревьям, идолам, планетам или джиннам, все это многобожие по отношению к Аллаху. И тот, кто взывает к джиннам на ряду с Аллахом или взывает к планетам, идолам или прибегает за помощью к мертвым или отсутствующим, то он тем самым совершает многобожие по отношению к Аллаху и попадает под слова Всемогущего и Великого:

“Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников.”[34]

После чего также остерегайся средств ведущих к многобожию, как совершение намаза на могилах, строения мечетей на них и возведения на них купола, все это ведет к многобожию.

И поэтому сказал пророк, мир ему и благословение:

“Проклял Аллах иудеев и христиан, которые превратили могилы их пророков в места поклонения”. ‘Айша (رضي الله عنها) сказала: Предостерегая от, того, что они сделали. И если бы не это предостережение, то его могилу обязательно сделали бы заметной. Однако он побоялся, что её могут сделать местом поклонения”.

И когда ему рассказали о церквях христиан, и то, что они совершают в них, пророк, мир ему и благословение  сказал:

“Это те, у которых если умер праведник, они строят на его могиле “мечеть” (место поклонения), а затем изображают в ней эти изображения,- они являются наихудшими творениями у Аллаха”.[35]

И пророк, мир ему и благословение, разъяснил, что тот, кто превращает могилы в места поклонения (мечети) и создает изображения на могилах, являются наихудшими творениями у Аллаха.

И следует обязательно остерегаться этих дурных дел из дел иудеев, христиан и многобожников (язычников). И следует обязательно обосабливать Аллаха в поклонении, где бы ты не находился. Только Ему Одному поклоняешься в своих мольбах (ду`а),  в своем страхе, надежде, намазе, уразе, жертва приношение, обете и других поклонениях, все только Одному Аллаху.ا

“Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей.”[36]

И говорит Пречистый:

“А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне, как единобожники.” [37]

И сказал Всевышний:

“Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру.* Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху.” [38]

Затем после этого Пречистый говорит:

“Веди нас прямым путем* путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших”.[39]

Обучает Своих рабов взывать к Нему  посредством этой мольбы (ду`а). И если раб скажет, веди нас прямым путем, Аллах говорит:

“((это Моему рабу, и Моему рабу будет то, что он попросит)).” Так приходит в достоверном хадисе. И следует тебе о, раб Аллаха быть правдивым в этой мольбе (ду`а) и быть искренним в этой мольбе (ду`а), и чтоб твое сердце присутствовало когда ты говоришь:

“Веди нас прямым путем* путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.” Значение слов Веди нас”, т.е. укажи нам о, наш Господь, и направь нас, и укрепи нас, и помоги нам. Просишь своего Господа, чтобы Он вел тебя этим путем, указал тебе на  него, обучил тебя ему и укрепил тебя на нем. Что же является прямым путем”? Это религия Аллаха, единобожие Аллаха, искренность Ему, подчинение Его приказам и оставление Его запретов, это и есть прямой путь.  И это есть поклонение Аллаху, и это есть ислам, вера (иман) и верное руководство, прямой путь, и поклонение для которого ты был создан.

“Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.”[40]

Это поклонение и есть прямой путь.

“Воистину, религией у Аллаха является ислам.” [41]

Ислам есть прямой путь, и он есть вера в Аллаха, Его посланников, единобожие Аллаха, подчинение Ему и оставление ослушания Ему, это и есть прямой путь, поклоняться Одному Аллаху, без того чтобы поклонятся кому либо другому. Сказал Всевышний:

“Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями.”[42]

После того как упомянул многобожие, единобожие и грехи в  словах:

Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете. * Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы помяните назидание.[43]

Затем после этого сказал:

“Таков Мой прямой путь.” Путь Аллаха это  выполнение Его приказов и оставление Его запретов, это прямой путь Аллаха. И наивеличайшим является единобожие и искренность Ему, а наивеличайшим запретом является многобожие к Нему.  И прямой путь Аллаха, единобожие Ему и искренность Ему, и оставление многобожия к Нему и выполнение того, что Он приказал и оставление того что запретил.

Это прямой путь Аллаха.

“Таков Мой прямой путь.” Т.е. следуйте ему и будьте прямы на нем.

“И не следуйте другими путями.” А это нововведения и грехи, которые запретил Аллах. И приходит достоверно, что пророк, мир ему и благословение, начертил прямую линию, и сказал:

Это есть путь Аллаха. Затем начерти линии вправо и влево от этой линии и сказал:)

“Это пути, в конце каждого из них сидит шайтан и призывает к себе”.[44]

Пути это  нововведения, грехи и дурные поступки, которые запретил Аллах своим рабам и следует обязательно остерегаться их. А прямой путь это единобожие Аллаха и подчинение Ему, и это ислам, вера (иман) и верное руководство, и это поклонение для которого ты был создан. Ясный путь, это единобожие Аллаха и подчинение Его приказам и оставление Его запретов, и останавливаться у Его границ, это путь Аллаха.

Веди нас прямым путем”. “Прямым”, таким в котором нет искривления, сказал Аллах Всевышний своему пророку, мир ему и благословение:

“Воистину, ты указываешь на прямой путь.”[45] П

уть Аллаха, и Аллах послал посланника для того, чтобы указывать на прямой путь. И так же все посланники, все они были посланы для того чтобы указывать на прямой путь. Т.е. призывали людей к прямому пути, а это единобожие Аллаха и подчинение Его приказам и оставление Его запретов, и останавливаться у Его границ, это путь Аллаха прямой. И наш Господь указывает нам в каждом намазе, в каждом рака`те говорить “веди нас прямым путем”.  Т.е. веди нас о, наш Господь прямым путем, который Ты узаконил для нас и послал с ним Твоих пророков, и сотворил нас для него. Мы попросим Тебя, чтобы Ты повел нас по нему, указал нам на него и укрепил нас на нем, затем Он разъяснил его и сказал:

“Путем тех, кого Ты облагодетельствовал.”

 Это прямой путь Аллаха, путь тех, кого Он облагодетельствовал. А кто же они кого Он облагодетельствовал? Это посланники и их последователи, и во главе них, их имам и их печать, наш пророк Мухаммад عليه الصلاة والسلام. И этот их путь, прямой путь Аллаха, единобожие Аллаха, подчинение Его приказам и оставление Его запретов, это прямой путь. И это путь тех, кого Он облагодетельствовал, а это посланники и их последователи вплоть до Дня Воскресения. И прямой путь: Это знания и дела, знание о том, что узаконил Аллах и дела в соответствии с этим, это прямой путь. Знание о том, что узаконил Аллах и о том, что Аллах предписал Своим рабам и дела в соответствии с этим. Чтобы знать права Аллаха на тебя, и знать, что предписал Аллах тебе. И чтобы знать, что Аллах запретил тебе и чтобы быть прямым в выполнение того что Аллах приказал тебе и оставлении того, что Аллах запретил тебе. Это прямой путь Аллаха, по которому ты просишь своего Господа вести тебя по Его прямому пути в каждом рака`те.

“Не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.”

Не по пути тех, на кого пал гнев, а это иудеи и им подобные, те которые, зная истину, отклонились от нее и возгордились  над следованием ей. И не по пути заблудших,  а это христиане, и им подобные, те которые поклоняются по невежеству и заблуждению. А путь тех, кого Он облагодетельствовал, это обладающие знанием и делом, которые познали истину и изучили ее и начали действовать в соответствии с ней. А что касается тех на кого пал гнев, то это те, кто знает истину и отклоняется от нее, как и иудеи и им подобные, и плохие ученые, которые знают истину и отклоняются от нее и не указывают на нее. А заблудшие, это христиане и им подобные, из тех, кто не знает истину, и не задумывается о религии Аллаха, напротив следует своим страстям.

И ты о, раб Аллаха просишь своего Господа, чтобы Он повел тебя по пути тех, кого Он облагодетельствовал, а это посланники и их последователи. И просишь, чтоб тебя отстранил от пути тех, на кого пал гнев и заблудших. И это великая мольба (ду`а), и самая великая мольба (ду`а) в которой ты просишь своего Господа вести тебя по Его прямому пути. А это путь тех, кого Он облагодетельствовал и не путь тех, на кого пал гнев, и не путь заблудших. Хвали своего Господа за эту великую милость. И стремись произносить эту мольбу (ду`а) и присутствуй сердцем когда произносишь эту мольбу (ду`а) в намазе и вне его. Это великая мольба (ду`а), в которой ты больше всего нуждаешься.

Веди нас прямым путем”.

Пусть твое сердце присутствует, и будь правдив в этой просьбе в намазе и вне его. Проси своего Господа смиренно, чтобы Он повел тебя по Его прямому пути и укрепил тебя на нем. Чтобы быть из числа его последователей, идущим по нему не из тех, на кого пал гнев, и не заблудших. Так как иудеи поклоняются в противоположность знанию, и последовали за своими страстями из досады и зависти. И они знают, что Мухаммад посланник Аллаха, и что его послали с истиной, но они отклонились от  истины по причине высокомерия, гордыни, завести и предпочтения этого мира над следующей жизнью. А христиане невежды, преобладает над ними невежество и заблуждение. И они ближе к благу, чем иудеи, и поэтому большое количество людей из них постоянно принимают ислам. А что касается иудеев, то редко кто-либо из них принимает ислам. А что касается христиан то часто и постоянно принимают ислам, так как их сердца ближе к благу, чем сердца иудеев, сказал Всевышний:

“Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников. Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы – христиане».[46]

И христиане ближе и их сердца мягче сердец иудеев, потому что их причина, невежество и заблуждение, если они узнают или им разъяснят истину, многие из них возвращаются к истине. А причина, иудеев не невежество, а досада и зависть, и их причина противоречие истине, обладая знанием. И их мерзкая причина это высокомерие над следованием за истиной и зависть к приверженцам истины. И поэтому мало и редко кто-либо из них принимает ислам, ищем убежища у Аллаха от этого. И ты о, раб Аллаха хвали своего Господа за то, что Он повел тебя по этому пути и обучил ему тебя. И за то, что узаконил тебе просить Его в твоих намазах, и вне намаза, ты говоришь:

“Веди нас прямым путем* путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.”[47]

И этот путь, это религия Аллаха, это ислам, вера (иман) и верное руководство, и это поклонение для которого ты был создан. И это знание и дела, чтобы знать, что Аллах узаконил для тебя и для чего тебя создал. И ты совершаешь дела в повиновении Аллаху, и остерегаешься, ослушания Аллаха и останавливаешься у границ Аллаха, надеясь на награду Аллаха и страшась наказания Аллаха. Это прямой путь, и его основа, его наивеличайшая,  его первейшая и  его самая обязательная часть свидетельство, что нет достойного поклонения никого, кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха. Это основа, это фундамент, это наивеличайшая обязанность, это первый столб, а затем намаз, затем закят, затем ураза, а затем хадж, как об этом предшествовало на прошлом занятие, пророк, мир ему и благословение, сказал:

Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении намаза, выплате закята, соблюдении уразы в Рамадане и совершении хаджа к дому”.[48]

Это внешние столпы ислама, а все что помимо них из приказов следует этому. И обязательно следует вместе с этими приказами оставлять запретное. Остерегаться запретного, страшась Аллаха, с почитанием и искренностью к Аллаху. Это религия Аллаха, а ее основа Его единобожие и искренность Ему и вера в Его посланника Мухаммада, мир ему и благословение. А затем выполнение обязанностей, оставление запретного и остановка у границ. И этот прямой путь обязательно следует каждому мусульманину, будь то мужчина или женщина, каждому джину и человеку крепко держатся на этом пути.

И придерживаться прямоты на нем и просить Аллаха вести по нему и остерегаться противоречия ему. И это путь Аллаха, религия Аллаха и это знание и дела. Знание о том, что узаконил Аллах и следование этому, его основа единобожие Аллаха и искренность Ему и вера в Его посланника Мухаммада, мир ему и благословение. А затем выполнение обязанностей и оставление запретного и останавливаться  у границ. И любовь, и ненависть ради Аллаха, и повеление творить одобряемое, и запрет предосудительного. И заповедовать между собой истину, и терпение. Все это заходит под прямой путь, сказал Всевышний:

“Клянусь предвечерним временем, * поистине, человек ведь в убытке, * кроме тех, которые уверовали, и творили добрые дела, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение! [49] Эти и есть приверженцы, прямого пути, те, кто уверовал в Аллаха и Его посланника и искренне совершали дела Аллаху.

И были правдивыми и изучили религию, повиновавшись Аллаху, и оставили ослушание Ему и заповедовали между собой истину, и заповедовали между собой терпение. Эти и есть приверженцы, прямого пути, они те, кого Он облагодетельствовал, они упомянутые в словах Всевышнего:

“Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый.”[50]

Они и есть приверженцы прямого пути, и что же им было обещано?  Сказал Пречистый:

“Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние.”[51]

И Аллах пообещал им рай и успех, это их награда в этом мире, милость. Смилуется над ними, даровав им, успех и верное руководство и укрепит их в последующей жизни, введя их в рай, будучи в довольстве ими. Это награда приверженцам прямого пути.

Стремись же о, раб Аллаха, и стремись о, рабыня Аллаха быть прямым на этом пути. Стремитесь и придерживайтесь этого пути. Придерживайтесь его и будьте прямыми на нем, из любви, желания, правдивости и искренности к Аллаху. И из любви к друзьям Аллаха, и вражды к врагам Аллаха. И из терпения в подчинении Аллаху и удержания от запретного Аллахом. И из заповеди между собой истины, и помощи в благочестии и богобоязненности, и велении совершать одобряемое и запрещать предосудительное.  Таковы правдивые верующие таковы приверженцы прямого пути.

Мы просим Аллаха, сделать нас и вас из них. Мы просим Аллаха, сделать нас и вас из этих преуспевших. Мы просим Аллаха, сделать нас и вас из Его рабов праведных, стойких на Его прямом пути, идущих по нему, прямых на нем. Воистину Он Слышащий близок. И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью, его сподвижников и всех тех, кто за ним последовал наилучшим образом.

                                                                                                           шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Абдуллах ибн Баз


[1] Мамум: Совершающий намаз позади имама.

[2] Маъмум: Совершающий намаз позади имама.

[3] “Мукалляф” (المكلف): Человек, достигший половой зрелости, в здравом уме.

[4] Приближенные к Аллаху, друзья.

[5] “Мукалляф” (المكلف): Человек, достигший половой зрелости, в здравом уме.

[6] Джахилия ( جاهلية‎‎ — невежество): Доисламские времена, времена язычества и многобожия.

[7] Мутаватир: Это хадисы, переданные большим количеством передатчиков, что полностью исключает вступление в сговор с целью фальсификации.

[8] “Тагъут” (الطاغوت) образовано в арабском языке из слова “тугъян” (الطغيان) а это означает переходить границы. В шариатском же значении – говорится  на все, относительно чего раб перешел границы из того чему поклоняются или следуют или послушаются. С условием что он этим доволен.


[1] Из уроков которые проводил достопочтенный шейх в запретной Мечети (аль-масджид аль-Харам),  26/12/1418 г. по хиджре.

[2] Передал аль-Бухари  756, и Муслим  394.

[3] Передал Абу Давуд 823..

[4] Передал аль-Бухари  783.

[5] Передал имам Муслим 395.

[6] Сура аз-Зарият 56.

[7] Передал аль-Бухари  7373, и Муслим  30.

[8] Сура аль-Хадж 62.

[9] Сура аль-А’раф 158.

[10] Сура аль-Ахзаб 40.

[11] Сура аль-Фатиха 5.

[12] Сура аль-Бакара 163.

[13] Сура аль-Байина 4.

[14]Сура аль-Исра 23.

[15] Сура аль-Хадж 62.

[16] Сура ат-Тахрим 6.

[17] Передал аль-Бухари  1390, и Муслим  529.

[18] Сура аль-Ан’ам 88.

[19]Сура аз-Зумар 65.

[20] Сура аль-Маида 72.

[21] Сура ан-Ниса 48.

[22] Сура ан-Ниса 48.

[23] Сура аль-Фатиха 5.

[24] Сура аль-Ан’ам 162-163.

[25] Сура аль-Каусар 1-2.

[26] Сура аль-Джин 18.

[27] Сура аль-Муминун 117.

[28] Сура аль-Фатыр 13.

[29] Сура аль-Фатыр 14.

[30] Сура аль-Фатиха 5.

[31] Передал имам Ахмад в своем “муснаде” 2664. И ат-Тирмизи 2516.

[32] Сура аль-Фатыр 15-16.

[33] Сура ан-Нахль 36.

[34] Сура аль-Маида 72.

[35] Оба хадиса передал аль-Бухари 434, 528, 529, 1330.

[36] Сура ан-Ниса 36.

[37] Сура аль-Байина 4.

[38] Сура аз-Зумар 2- 3.

[39] Сура аль-Фатиха 6-7.

[40] Сура аз-Зарият 56.

[41] Сура Али ‘Имран 14-15.

[42] Сура аль-Ан’ам 153.

[43] Сура аль-Ан’ам 151-152.

[44] Передал имам Ахмад 4223.

[45] Сура аш-Шура 52.

[46] Сура аль-Маида 82.

[47] Сура аль-Фатиха 6-7.

[48] Передал аль-Бухари 8, Муслим 16.

[49] Сура аль-`Асар 1-3.

[50] Сура ат-Тауба 71.

[51] Сура ат-Тауба 72.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх