Мусульманка

Мусульманские женщины опровергают мифы о хиджабе

y-kETPgNxP0Она не хочет видеть  ваши враждебные и пристальные взгляды; слышать перешептывания за спиной и причитания по угнетенной отцом.

Мусульманка, ученица выпускного класса, хочет дать всем понять, что хиджаб она носит не в знак покорности.

«Хиджаб олицетворяет для меня красоту», говорит Абделазиз, 17-летняя девочка, родители которой египтяне, живущие в Олд Бридж, Нью-Джерси. «Моя мама говорит, что девочка подобна сокровищу. Когда у тебя есть что-то драгоценное, ты это прячешь и держишь в сохранности».

Жители страны уже слышали множество споров вокруг расового профилирования (прим. действия правоохранительных органов  (арест, обыск и т.п.) основанные не на конкретных подозрениях в противозаконных действиях подозреваемого, а на его расовой принадлежности). Но есть и проявление религиозного профилирования, которое, по словам некоторых молодых мусульманок в Америке, они терпят, когда по собственному желанию носят хиджаб.

Хиджаб, также известен как вуаль, чадра, это платок, который носят мусульманки по всему миру. Это простой кусочек ткани, из-за которого молодые мусульманки в западных странах могут попасть в сложные ситуации.

Некоторые из тех, кто носит хиджаб, говорят, что одни относятся к ним как к террористам, другие принимают их за  монахинь, а третьи спрашивают, нет ли у них аллергии на солнце. Причем в некоторых случаях главными критиками выступают не американцы, а сами мусульмане. Еще большее давление ощущают на себе подростки, которые носят хиджаб в США. Ведь перед ними стоит трудная задача: Как вписаться в общество, в котором ты выделяешься из-за одежды, которую носишь?

Ранда Абд Аль-Фаттах, автор двух рассказов на эту тему говорит, что некоторых мусульманок на западе  ношение хиджаба может «изнурять».

«Иногда ты чувствуешь себя как в зоопарке: запертым в клетке чужих стереотипов, предрассудков и осуждений», говорит она,  мусульманка палестинского и египетского происхождения родившаяся в Австралии. Абд Аль-Фаттах считает, что люди не должны воспринимать мусульманку, которая носит хиджаб, как объект контроля мужчин. Будучи подростком, ей тоже пришлось бороться с последствиями своего выбора носить хиджаб.

Когда речь заходит о хиджабе – для чего и как носить, носить или не носить  — следует понимать, что есть богословие и практика, в них кроется огромное различие», — говорит Абд Аль-Фаттах, автор книги «Вас смущает моя большая голова?»

Удивительная история о хиджабе

Некоторых женжин хиджаб заставляет чувствовать себя запертыми в клетке, другим наоборот помогает обрести личную свободу.

Сара Хикмати выросла в Детройте, Мичиган, впервые она надела хиджаб когда ей было 15. Родилась она в семье иранцев, которые покинули Иран в 1979 году во время исламской революции.

По словам Хикмати хиджаб избавил ее от многих проявлений тревожности в подростковом возрасте: Как выглядит моя прическа? Я симпатичная? Может мне похудеть?

«Хиджаб дал мне чувство индивидуальности», говорит она. «Мне очень нравится цель хиджаба – женщина покрыта, а значит, мужчина должен узнать  мысли, ум женщины, а не ее тело». Проследить эту цель позволит Коран, Священный текст в исламе, который поощряет женщин одеваться скромно, говорит Феиге Ширази автор книги «Снятая вуаль». Некоторые мусульмане принимают советы Корана как веление для женщин носить хиджаб, в то время как другие не согласны, считает она.

«Коран очень неоднозначен в вопросе ношения хиджаба», говорит Ширази.

Хиджаб, однако, предшествует исламу. Первое известное упоминание вуали (Ширази использует термины хиджаб и вуаль поочередно) было сделано в ассирийском юридическом тексте в 13 веке д.н.э.

В Ассирии, а позже в Римской и Византийской империях, вуаль была символом авторитета и статуса, говорит она. К 12 веку вуаль была навязана женщинам в мусульманском мире для того чтобы исключить их из общественной жизни

“Отличительный признак превратился в исключающий признак», — пишет она в своей книге.

В наше время все еще ведутся споры о значении хиджаба.

В 2007 году, когда школам в Великобритании было дано право запрещать учащимся носить хиджаб, группы мусульман выступили с протестами, В 2008-м Верховный суд Турции сохранил запрет на ношение мусульманских платков в университетах. В том же году в пригороде Атланты (штат Джорджия) мусульманка, отказавшаяся снять платок в суде, была заключена в тюрьму.

Матери против хиджаба

Дебаты по поводу хиджаба могут стать для молодых мусульманок причиной разлада с семьей. Те из них, кто надевает хиджаб в США, озадачивают своих матерей, многие из которых иммигрировали с целью освобождения от хиджаба и других правил, касающихся женщин.

Это произошло с Хикмати, американской мусульманкой из Детройта. Ее мать, Бехназ, пришла в растерянность от решения дочери надеть хиджаб. Бехназ выросла в Иране, где она не покрывалась. Девушки, посещавшие колледж, как и она, обычно не носили хиджаб.

Бехназ Хикмати предупреждала свою дочь, что ношение хиджаба будет вызывать подозрение американцев.

«Я сказала: «Сара, если ты покроешься здесь, окружающие воспримут тебя как «политическую», они будут смотреть на тебя по-другому», — говорит Бехназ Хикмати.

Однако, по словам Бехназ, больше всего проблем возникало из-за иранцев, которые сбежали в Штаты от исламских фундаменталистов, захвативших власть в Иране в 1979 году. «Здешние иранцы донимают ее еще сильнее, чем американцы, — рассказывает Бехназ. — Они говорят: «Мы избавились от вас, ребята. Мы приехали сюда потому, что не хотели больше видеть вас».

Сару в подростковом возрасте сильнее заботили личные вопросы, в частности, отношения с парнями. Хиджаб делал эти отношения затруднительными. Немногие приглашали ее на свидания. Для юношей она всегда была просто другом. В конце концов, Сара стала сомневаться в своей привлекательности.

«Временами я задавалась вопросом: неужели я всю жизнь буду другом и ничем больше?» — рассказывает Сара.

Незнакомцы видели ее иначе — как покорную женщину. Одни глядели на нее с жалостью. Некоторые просто недоумевали.

«Один человек спросил, не страдаю ли я аллергией на солнце», — говорит Хикмати.

Абделазиз, ученица выпускного класса из Нью-Джерси, тоже попадала в напряженные ситуации: злобные взгляды, люди, жалеющие ее или полагающие, что носить хиджаб ее заставил отец.

«Я не считаю хиджаб угнетением или деградацией, для меня это вопрос самоуважения, — делится Абделазиз. — Но еще больше это касается веры. Хиджаб утверждает ислам самым уважительным и чистым образом».

«Когда носишь хиджаб, он раскрывает тебе глаза, — говорит она. — Он побуждает меня к раскрыванию новых граней веры в Бога».

Иногда Абделазиз думает, каково бы это было — пойти на выпускной, загорать на пляже и встречаться с юношей. Но решение почитать свою веру уже воздается. «Мне действительно хорошо, — рассказывает она, — как если бы во мне чего-то не хватало, а сейчас я полноценна. Наконец я поняла свое назначение».

Перевод Раушания Гафиева

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика