Намаз

Исцеление раны

Хвала Аллаху, Его мы восхваляем, Его молим о помощи, у Него просим прощения, к Нему обращаемся с покаянием и к Нему прибегаем от зла наших душ и от наших плохих дел! Кого Аллах наставляет, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Мир и благословение нашему господину пророку Мухаммаду!

Одним из пагубных явлений и опасных признаков, которые предвещают наказание, вселяют страх и требуют от нас внимания, обсуждения и изучения путей излечения, является опоздание многих молящихся на утреннюю молитву, салятуль-фаджр, и совершение её не в установленное время. Возможно, что причиной этого является продолжительное бодрствование и праздное провождение времени. До недавнего времени наши отцы и деды стремились рано ложиться спать и запирали свои дома после вечерней молитвы.

Они не излишествовали в еде и просыпались на утреннюю молитву бодрыми и энергичными. Поэтому их жизнь была приятной, полной душевного благополучия и здоровья. Они чувствовали прелесть этой жизни. Но с проникновением “современной культуры” пороки разрушили как нашу веру, так и нашу мирскую жизнь. В результате этого наши души наполнились леностью и праздностью, а наши тела ослабли и покрылись жиром. Мусульмане стали пассивны, склоняются к долгому сну и не в состоянии выполнять некоторые простые предписания. Возможно, в течение этой статьи мы найдем причины, которые могут помочь мусульманам вовремя просыпаться на утреннюю молитву.

Причинами, способствующими совершению утренней молитвы, салятуль-фаджр, являются:

1) Человек должен стремиться рано ложиться спать. «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил спать перед вечерней молитвой, салятуль-‘иша, и беседовать после нее».[1]

Исключением из этого являются случаи, приведенные имамом ан-Науауи в комментариях к “ас-Сахиху” имама Муслима. Он писал: “Причиной порицания беседы после нее является то, что в результате бодрствования возникает опасение за то, что человека одолеет сон и он не сможет совершить ночную молитву, кийам аль-лейл, или утреннюю молитву в разрешенное, желательное или самое предпочтительное время. К беседам, которые порицаются в хадисе, относятся лишь те, которые не приносят пользы. Те же, которые приносят пользу и благо, не порицаются. К ним относятся изучение наук и жизни праведных мусульман, прием гостей, беседа с невестой, семьей и детьми для сближения, общения или о делах, беседа с путниками о том, как уберечь свое имущество и самих себя (от порочного и запретного), разговор с целью примирения между людьми и помощи им в добре, повелении одобряемого и удерживании от неодобряемого, наставлении на благое дело и т.п. Подобное не порицается никоим образом”.

2) Мусульманин должен заботиться о соблюдении правил этикета перед сном. Перед сном следует воззвать к Аллаху, совершить малое омовение, совершить молитву из двух рак‘атов после малого омовения. Мусульманин должен попросить членов семьи, родителей, близких родственников и соседей, окружающих его, чтобы они разбудили его, а когда проснется, он должен встать быстро без вялости и лености, чтобы не уподобляться лицемерам, которые лениво встают на молитву.[2]

3)   Исполнение души верой и стремлением к праведным делам. Живая и пробудившаяся вера побуждает человека, засучив рукава, совершать благие деяния, и стремиться вперед. Дерево веры, иман, приносит плоды, когда его поят благочестием. Плодами его являются благонравие и хорошее отношение к людям. Вера увядает и ослабевает в зависимости от силы или слабости праведности человека, а также от внешних факторов, влияющих на душу человека, таких как страсти и т.п.

На черствую душу не влияют проповеди и увещания, поэтому мусульманин должен сторониться причин, которые делают сердце человека черствым и грубым, не проявлять излишества в еде и питье, не вести пустые разговоры, не смотреть на порочное и не слушать греховное, а защищать свою душу от вредного влияния нашего окружения.

4) Отдаление от грехов. Мусульманин должен отводить взгляд от того, на что запрещено смотреть, удерживать язык, слух и другие органы и использовать их на пути поклонения Аллаху. Свои глаза следует использовать для чтения Книги Аллаха и ее аятов, для размышления над творениями во вселенной и для чтения научной литературы. Когда одного из праведных предков люди спросили о причине их неспособности совершать ночную молитву, он сказал: “Ваши грехи сковывают вас”. Безусловно, что именно грехи являются причиной того, что раб Аллаха не в состоянии подчиняться Его повелениям и ощутить прелесть этого. Имам Ибн аль-Каййим сказал: “Грехи — это раны, а множество ран приводит к смерти”.

5) Мусульманин должен узнать о благе, которое заключается в утренней молитве, и великом вознаграждении, обещанном за нее, а также о порицании того, кто отказывается совершать ее вместе с мусульманами в мечети и опаздывает на нее. Усман ибн Аффан рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил групповую вечернюю молитву (‘иша) тот будто выстаивал на молитве полночи, а кто совершал групповую утреннюю молитву (фаджр) тот будто выстаивал на молитве всю ночь». (Муслим и Малик).

Ибн Мас‘уд рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о человеке, который проспал утреннюю молитву: «Шайтан мочился в его ухо — или в оба его уха» (аль-Бухари). Имам аль-Куртуби сказал: “Это — подлинная моча. Он мочится, женится и размножается, о сущности чего знает только Аллах”. (“Фатх аль-Бари” 3/28).

Если ты пожелаешь убедиться в истинности этих слов, то посмотри в лицо тех, кто приходит на работу, не совершив групповую утреннюю молитву вовремя. Посмотри в их лицо и прибегай к покровительству Аллаха от их деяний и состояния. Каким же может быть состояние человека, в уши которого помочился шайтан?!

6) Мусульманин должен знать последствия опоздания на молитву. К ним относятся душевные переживания, подавленность, упущение многих как религиозных, так и мирских благ. Он должен стремиться к противоположному.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда каждый из вас засыпает, шайтан завязывает на его затылке три узла и ударяет по каждому узлу, говоря: “Перед тобой долгая ночь… Усни!” Если же человек, проснувшись, поминает Всевышнего Аллаха, то развязывается один из узлов. Если он совершает малое омовение, то развязывается второй узел; а если он совершает молитву, то развязываются все узлы, и он становится энергичным и бодрым. Иначе же он просыпается со скверным настроением и ленивым». (аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Малик).

Время, когда заканчивается утренняя молитва, несет добро и благословение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) стремился проводить его в поминании Аллаха до восхода солнца, а затем совершал молитву из двух рак‘атов. Наши праведные предки также стремились придерживаться этой сунны. Одним из них является шейхуль-Ислам Ибн Таймия. Его ученик Ибн аль-Каййим рассказывал, что он (Ахмад Ибн Таймия) после утреннего намаза сидел и поминал Аллаха. Он говорил: “Есть в мирской жизни рай, и кто не войдет в него, тот не попадет в рай в будущей жизни”. Это значит, что поклоняющийся Аллаху раб открывает для себя прелести и наслаждения тайного общения с Аллахом, с которым не сравнимо ни одно удовольствие мирской жизни. Он также говорил: “Это — мой завтрак, и если я не позавтракаю, то мои силы иссякнут”. (“аль-Уабиль ас-Сайб” 35).

Время после утренней молитвы целиком является благим и благословенным. Пророк воззвал к Аллаху с просьбой сделать это время благословенным для его общины, сказав: “О Аллах! Благослови мою общину ранним утром!” Поэтому ремесленники, труженики и торговцы стремятся использовать это благоприятное время, его благо и благословение. Имам ат-Тирмизи передал хадис Сахра аль-Гамиди о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Аллах! Благослови мою общину ранним утром!» Он сказал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлял боевые роты и армии в начале дня. Сахр был торговцем и всегда отправлял свои караваны в начале дня, и его богатство умножалось и росло. (“Сахих Сунан ат-Тирмизи” 2/4). Кто же проводит это драгоценное время во сне до восхода солнца, тот лишает себя благословения этого времени.

Что же касается пользы, которую человек может извлечь для своего здоровья при раннем вставании, то она связана с высокой концентрацией газа озона в воздухе на рассвете. Постепенно его количество уменьшается, и он исчезает к восходу солнца. Этот газ оказывает благоприятное воздействие на нервную систему и активизирует мыслительную и физическую деятельность. Когда человек вдыхает приятный предрассветный ветерок, называемый “ветром молодости”, он ощущает прелесть и наслаждение, которых не возможно испытать в другие часы дня или ночи. (из книги “О медицине в Благородном Коране” шейха Абд аль-Хамида Дийаба).

7) Мусульманин должен стараться очистить себя от качеств лицемеров. Совершение групповой утренней молитвы является свидетельством сильной веры и отсутствия лицемерия, потому что вставание в столь ранний час трудно для человека. И поэтому посланник Аллаха сказал: «Самыми трудными для лицемеров являются вечерняя и утренняя молитвы. Если бы они знали, что их ждет в них, они пришли бы на них, даже если бы им пришлось добираться ползком». (аль-Бухари и Муслим).

Славный сподвижник пророка Абдуллах ибн Мас‘уд поклялся и сказал: “Я видел нас (сподвижников пророка), и не присутствовали на ней (на групповой молитве) только явные лицемеры”. (Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Маджа). Ибн Умар сказал: “Если мы не встречали кого-то на утренней молитве, то начинали плохо думать о нем”. (аль-Баззар, ат-Табарани и Ибн Хузейма в книге “Сахих ат-Таргиб ва ат-Тархиб” 169). Если ты хочешь взвесить веру человека и оценить его верность, то взгляни на его отношение к групповой утренней молитве, которое является показателем веры.

Если он не присутствует на групповой молитве, то это свидетельствует о недостаточности его веры, черствости его сердца и подчинении его своим страстям и желаниям. Если же он присутствует на утренней молитве, то мы можем свидетельствовать о его вере, потому что это является критерием верности веры раба, ибо он одержал величайшую победу — победу над своей душой и над наслаждениями сна и мягкой постели.

Как могут опаздывающие на молитву наслаждаться сном в то время, как люди читают Священный Коран в мечетях на рассвете и отдыхают в цветущем саду, слушая прекрасные слова Аллаха. Поистине, кто предпочитает удовольствие, испытываемое в постели, прелести тайного общения с Аллахом, тот находится в убытке и лишен великого блага.

В этом состоят некоторые причины, способствующие своевременному вставанию на утреннюю молитву, салятуль-фаджр. Надеюсь, что я смог охватить его во всей полноте…

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение пророку Мухаммаду, его роду,

сподвижникам и праведным последователям до Дня воскрешения!



[1] Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал спать перед ночной (‘иша) молитвой и вести разговоры после неё”. ат-Табарани в “аль-Кабир” и “ас-Сагъир”. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-Джами’» 6915.

[2] Всевышний Аллах описал подобным образом лицемеров, сказав: «Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на намаз, то встают лениво, на показ людям и поминая Аллаха лишь немного» (Женщины, 142).

                                      Абдуллах ибн Абд ар-Рахман аль-Джибрин

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх