Почему моя мольба остается без ответа?
«Я верю в Бога и знаю, что Он может сделать все, Он Всезнающий, Всемогущий.
Я крошечная частица Его творения и Он, несомненно, способен ответить на мои мольбы, но не отвечает! Почему?
Он оставил меня?
Или Ему просто все равно?»
Знакомо звучит?
Если вы задаетесь такими же вопросами, то давайте найдем на них ответы вместе.
Вы верите в существование Бога, значит, вам должно быть известно, что из большинства ваших затруднительных положений уже есть выход. Расширяя сознание и понимание Творца, вы можете найти все ответы, если вы искренне этого хотите.
Позвольте сделать первый шаг и задать вам один простой вопрос.
Кроме веры в существование Бога верите ли вы также, что Коран является словом Божьим, сохранным, неизменным и ниспосланным для всего человечества во все времена? Если возникли проблемы хотя бы с одним из этих утверждений, то следует остановиться и поразмышлять, а прежде чем двигаться дальше, почитать немного о подлинности Корана.
Осознаете ли вы сейчас, что Высший Создатель, в которого вы верите, только Он может быть назван Высшим, Всемогущим и Всемилостивым и что после того как Он создал людей, Он оставил для них доступное и понятное руководство?
Разве не отправил Он нам посланников и писания? Разве не Мухаммад последний Его пророк, а Коран последнее неискаженное писание? Если на все эти вопросы ответ положительный, то давайте узнаем, как сам Аллах отвечает на них.
Сейчас мы прочитаем Его слова по-другому: с нами будет говорить Всемогущий. Это не книга философии или полезных советов, это божественная книга от Творца небес и земли и всего что между ними. Поэтому, пожалуйста, будьте особенно внимательны!
Прежде всего, Он хочет, чтобы мы знали насколько Он к нам близок:
«Клянусь! Мы сотворили человека и знаем, что ему нашёптывает его душа, а Мы, поскольку ведаем всё о нём, ближе к нему, чем шейная артерия, которая считается самой близкой к нему» (Сура Каф 50:16, пер. Аль-Азхар).
Саму мысль о том, что Бог не слышит нас и не знает, о чем мы думаем и в чем нуждаемся, следует отвергнуть и понять, что Он действительно к нам близок.
Далее Он сообщает нам, что без сомнения ответит на наши молитвы:
«Когда Мои рабы тебя (о Мухаммад!) спрашивают: «Близок ли Аллах к нам, чтобы Он знал, что мы скрываем, объявляем или оставляем?» Скажи им (о Мухаммад!), что Я ближе к ним, чем они могут себе представить. Доказательство этого – молитва просящего, доходящая до Меня сразу. И Я отвечаю молящемуся, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне верой в Меня и послушанием. Может быть, они пойдут праведным путём!» (Аль-Бакара 2:186, пер. Аль-Азхар)
Вы спросите: «Если это так, то почему мои молитвы остаются без ответа?»
Давайте остановимся и еще раз взглянем на этот аят. Кажется, что предпосылка для получения ответа на молитвы находится прямо перед нами: «Пусть же они отвечают Мне верой в Меня и послушанием. Может быть, они пойдут праведным путём!»
Мы выполняем вторую часть? Ведь наш ответ – это ответ на Его призыв. Лишь анализируя и корректируя свою жизнь, действия, мысли и поведение, мы можем попасть под защиту Всевышнего и получить его милость.
Что если вы все это делаете, а на ваши молитвы ответа все еще нет?
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что если наши молитвы остались без ответа в этой жизни, то Аллах ответит на них в Судный день, когда вы отчаянно будете нуждаться в помощи. И эта милость куда больше, чем просто ответ на молитвы, который заключается в том, чтобы уберечь нас от несчастий, бедствий и страдания.
Есть еще один момент, о котором забывают многие.
Наш мозг так устроен, что когда мы просим о чем-нибудь Творца, то мы ждем, что ответ придет ясный и точный. Вполне возможно, что Аллах на самом деле отвечает и открывает перед человеком правильные двери, только вот человеку эти двери не нравятся, и он ищет другую дверь, более подходящую его/ее вкусам и желаниям. Он просто не видит открытых дверей перед собой. А в результате это выливается в сомнение в способность Творца заботиться о нас и отвечать нам, являясь высшей формой неуважения к Творцу.
Это напоминает об истории одной из сестер, просившей для себя мужа, который обладал бы целым рядом качеств: был бы привлекательным, умным, добрым, имел хорошую работу и положение в обществе. Религиозность находилась в конце списка и не имела значения для нее, хотя сердце ее было доброе, и она верила в Аллаха.
Аллах много раз направлял ей мужчин, которые были набожны, сердечны и благородны, но не обладали другими качествами. Сестра отвергала этих людей, потому что они не соответствовали ее требованиям, не понимая, что Аллах выбрал то, что лучше всего ей подходит.
Она грустила из-за того, что Аллах за столько лет не ответил на ее просьбы.
Так же случилось с одним из братьев, который просил Бога помочь ему в поисках желанной работы. Работа, о которой он мечтал, отдалила бы его от религии и уммы. Аллах же открывал ему возможности, благодаря которым он мог бы находиться среди мусульман, работая, учась и развиваясь духовно. И снова: такая работа не отвечала его представлениям, поэтому он не считал ее откликом на свои мольбы.
Аллах также был благосклонен к нему, открывая нужные двери. Но в обоих случаях эти двери остались неоткрытыми из-за планов, построенных человеческим разумом.
Есть ли решение?
Первый шаг к овладению божественной наукой молитвы – это укрепление веры.
Допустим, кто-то очень хочет стать хирургом, но в настоящее время за его плечами только законченная старшая школа. Дальше ему нужно будет изучить необходимые общие дисциплины, затем пройти премедицинскую программу (обязательная ступень обучения студентов-медиков в США), за которой следует общая медицина и, наконец, хирургия. Если этот человек попытается разобраться в замысловатых тонкостях хирургии до прохождения необходимой подготовки, он обрекает себя на провал, уныние и разочарование независимо от того, насколько умным себя считает. Он просто не сможет достигнуть конечной цели, не сделав предшествующих шагов по изучению наук в этой области.
Этот человек может быть фрустрирован, когда, интересуясь у своего университетского профессора деталями о полостях сердца, он не поймет ответов преподавателя, не осознавая, что эти вопросы ему предстоит изучать четырьмя годами позже.
Давайте взглянем на ситуацию с другой стороны. Мы хотим, чтобы Аллах ответил на наши молитвы, но отвечаем ли мы сами на его просьбы? Задумывались ли мы об этом хотя бы раз?
Отвечать на призывы Бога это значит поклоняться Ему предписанным Им образом. Мы приходим к этой единственно возможной мысли, лишь читая Коран и изучая высказывания и деяния Его благословенного Пророка Мухаммеда.
Есть ли что-нибудь еще, что мы должны помнить, чтобы наши молитвы были услышаны?
Конечно, да!
Наверно, главным в любой мольбе является искренность. Знаете ли вы, что когда не верующие в Аллаха просят о чем-то хоть и не у Него, но от чистого сердца, именно Он откликается на их просьбы? Он Повелитель всех созданий. Его правосудие касается всех, а не только верующих. Но есть и различия.
Не верящие в Аллаха получат то, в чем нуждаются или о чем попросят в этом мире, но не обретут блаженства и Рая в загробном мире (ахирате).
Среди людей есть такие, которые говорят: «Господи наш! Даруй нам в ближней жизни», а в будущей – нет ему доли. (Аль-Бакара 2:200)
В то же время верующий получит не только то, о чем попросит в этой жизни, но и милосердие, и награду Аллаха в загробной жизни. Нужно не забывать искренне молиться за оба мира.
И среди них есть такие, что говорят: «Господи наш! Даруй нам в ближней жизни добро и защити нас от наказания огня». (Аль-Бакара 2:201)
Верующий знает, что дунья ненадежна и ничего не стоит по сравнению с ахирой. Он не забывает послания Аллаха:
И здешняя близкая жизнь – только забава и игра, а обиталище последнее – оно жизнь, если бы они это знали! (Аль-Анкабут 29:64)
И последнее, что мусульманин обязан помнить: все его действия в этом преходящем мире, также как и мольбы, не должны причинять вреда другим. Верующий получает удовольствие от праведного и просит о праведном, избегая запретного. Он живет в мире и спокойствии и ждет куда более великую и вечную жизнь.
Скажи: «Думаете ли вы, что если Аллах сделает над вами ночь вечной до дня воскресения – кто бог, кроме Аллаха, что принесет вам сияние? Разве вы не слышите?». (Аль-Касас 28:77)
Перевод Раушания Гафиева