Вопрос-Ответ

Ибн Таймия о могильном мучении.

Спросили у Шайхуль Ислама Ибн Таймия когда он был в Египте, о могильном мучении: «Будет ли мучение для души вместе с телом или это будет только для души, без тела? Мертвого мучают в могиле живого или мёртвого? Если душа возвращается в тело или наоборот не возвращается, бывают ли они вместе при наказании и воздаянии? или это (наказание или воздаяние) бывает только одному из них отдельно от другого?»

Он ответил (пусть Аллагь  будет доволен ими и сделает рай фирдавс местом его пребывания и жилищем. Аминь!):

«Хвала Аллагьу Господу миров; Мучение и наказание будет для души и тела вместе, по единогласному мнению среди учёных агьлу-ссунны ва-ль-джамагIа. Душа получает награду и наказание отдельно от тела, и получает наказание  вместе с телом, когда тела соединено с ним (с душой). Награда и наказание бывает им обеим в этом положении, когда они вместе, также как это бывает для души, когда она отделена от тела.

А будет ли наказание и воздаяние для тела (отдельно) без души?

В этом есть два известных мнения от людей; хадиса, сунны и калама. В этом вопросе есть и редкие мнения, что не являются мнениями людей сунны и хадисов. Слова тех кто говорят; “Поистине награды и наказания не бывает кроме как для души”; “Поистине тело не получает награды и не подвергается наказанию”.  Это говорят только философы, которые отвергают воскрешение тел, и они являются кафирами по единогласному мнению мусульман.

Говорят многие из людей калама из числа мугIтазилитов и другие тоже, те, кто говорят; “не будет это происходить (соединение душ с телами) в Барзахе, а это будет происходить во время когда будут поднимать из могил”.

Слова тех, кто говорят; “Поистине душа отдельно от него (от тела) не получает ни награды и не подвергается наказанию, и что душа живая”. Это говорит группа из людей калама из числа мугIтазилитов и последователей Абуль-ХIасана АльашгIария, такие как Алькъаадзи Абу Бакр и другие. Они не признают что душа остаётся после того как он отделился от тела, это ложное мнение и противоречить этому устаз (профессор) Абу Альмагали Альджувайни и другие. Наоборот уже установлено в Книге и сунне и по единогласному мнению салафов уммы, что душа остаётся после того как оно отделяется от тела и что она получает награды и подвергается наказанию.

И философы говорят это (что душа остаётся после того как оно отделяется от тела … ) но отвергают воскрешение тел, а эти признают воскрешение тел, но отвергают воскрешение душ отдельно от тела и их вознаграждение и наказание, без тела. И эти оба мнения ошибочные и заблуждение, однако, слова философов более отдаленные от мнений людей Ислама, хотя с ними согласились те, кто убежден, что они придерживаются религии Ислама, вернее те, кто думают, что они являются людьми из числа магрифата, тасавуфа (суфии), тахкъикъа и калама.

И третье мнение: это редькое мнение, тех, кто сказали; «Поистине в Барзахе нет ни вознаграждения, ни наказания, и это не произойдёт до тех пор, пока не наступить большое стояние (судный день)». Как об этом говорят некоторые из числа мугIтазилитов и им подобные, кто отвергает наказание могилы и её вознаграждение, основываясь на то что душа не остаётся после того как он отделяется от тело, что тело не получает ни награды и ни подвергается наказанию.

И все эти группы заблуждаются в вопросе Барзаха, однако лучшие из философов это те, кто признают, что будет большое стояние.

Когда ты узнал этих трёх ложных мнений, то тебе следует знать что мазгьаб (путь) Салафов и Имамов уммы это то, что, мертвый, когда он умирает либо он находится во благах либо в наказаниях, и что это происходит и с душой и с телом. И что душа остаётся после того как он отделяется от тела во благах или в наказаниях, и что он иногда соединяется с телом и в месте с ним также получает награды и подвергается наказанию.

А потом когда наступает день большого стояния, души возвращаются к своим телам и встают из своих могил, для Господа миров (предстать перед ним  для отчёта).

И в том, что тела будет воскрешены, есть единогласие среди мусульман иудеев и христиан. И также во всем в этом есть единогласие среди учёных хадиса и сунны.

А будет ли тело, без души, получать награды или подвергаться наказанию? Одни из них утверждали это, но большинство из них отвергли.

И мы (сейчас) приведём то, что разъясняет, что мы упомянули выше.

А что касается хадисов наказания могилы и вопроса Мункара и Накира (ангелы) то многие из них приведены от Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует) на подобие того что приводится в обоих сахIихIах, от Ибн ГIабаса (да будет доволен Аллагь ими), что Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует) шёл возле двух могил и сказал: “Поистине они оба подвергаются наказанию, и они подвергаются наказанию не из-за большого (греха), а что касается одного из них, он ходил и распространял сплетни, а что касается другого, он не очищался от мочи”. Потом он попросил пальмовую ветвь, разломал его на две части, потом воткнул по одной в могилу каждого из них. Потом они сказали: “О Посланник Аллах для чего ты это сделал?” Он сказал: “Может быть это облегчит им, пока они не засохнут”.

В сахихе Муслима приводится от Зайда ибн Сабита что он сказал: “Когда посланник Аллах (да благословит его Аллагь и приветствует) был в ограде бану-наджар верхом на мулице, и мы были с ними, он вдруг слез с неё, как будто сбросили с неё, и там были или шесть, или пять, или четыре могилы. и он сказал: «Кто знает чьи эти могилы?» и один человек ответил: «Я знаю». И он спросил: «на чём они умерли?» он (тот человек) ответил: «на ширке». Затем он (Пророк) сказал: «Поистине эту умму испытывают (наказывают) в своих могилах, если бы это вас не похоронила бы (если бы вы могли бы выдержать) я просил бы у Аллаха, чтобы дал вам услышать могильное мучение, то что я слышу оттуда». Потом он повернулся к нам лицом и сказал: «Прибегайте к Аллаху от могильного наказания». Они сказали: Мы прибегаем к Аллаху от могильного наказания». Он сказал: «Прибегайте к Аллаху от наказания огня (ада)». Они сказали: «Мы прибегаем к Аллаху от наказания огня». Он сказал: «Прибегайте к Аллаху от фитн (смуты) от явного и от скрытного». Они сказали: «Мы прибегаем к Аллаху от смуты, от явного и от скрытого». Он сказал: «Прибегайте к Аллагьу от смуты даджала». Они сказали: «Мы прибегаем к Аллаху от смуты даджала».

И в сахIихIе Муслима и других сунанах тоже приводится от Абу Гьурайри (да будет доволен Аллах) что посланник Аллагьа (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто заканчивает из вас читать последний ташагьуд пусть скажет: «Я прибегаю к Аллаху от четырёх; от мучения адского; от мучения могильного; от фитны (смуты) в жизни и в смерти; и от смуты масихIа даджала».

В сахихе Муслима и в других тоже приводится от Ибн Габаса (да будет доволен Аллах ими) от Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует) что он учил их этому дугIа, также как он учил их Суре из Къуръана: «О мой Аллагь поистине я прибегаю к Тебе от наказания адского, прибегаю к Тебе от наказания могильного, прибегаю к Тебе от смуты масихIа даджала, и прибегаю к Тебе от фитны в жизни и в смерти».

В сахихе Бухари и у Муслима приводится от Абу Аюба Альансари что он сказал: «Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует) вышел и он уже нашёл солнце (имеется в виду, что он вышел после восхода солнца) и сказал: «иудеев мучают в их могилах»».

И в обоих сахIихIах приводится от ГIайшата (да будет доволен Аллах) что она сказал: «однажды вошла ко мне одна старуха из медынских иудеев и сказала: «Поистине обладателей могил наказывают в их могилах»  она (ГIайшат) сказала: «я посчитала что она врёт, и не поверила ей» она (ГIайшат) сказала: «затем она вышла и вошёл ко мне посланник Аллагьа (да благословит его Аллах и приветствует) и я сказала: «О посланник Аллагьа старуха из жителей Медыни вошла ко мне и утверждала что обладателей могил наказывают в их могилах»». И он сказал: «Она сказал правду, поистине они подвергаются наказанию, это бывает слышно всем животным».  И после этого я не увидела его в намазе, кроме как он прибегал (к Аллаху) от могильного наказания».

И в сахихе Абу Хатима предаётся от Умму Мубашшира (да будет доволен Аллах) что она сказала: «Вошёл ко мне посланник Аллаха (да благословит его Аллагь и приветствует) когда я была в ограде и он говорил: «прибегайте к Аллагьу от наказания могильного». И я сказала: «О посланник Аллаха у могилы есть наказание?» Он сказал: «Поистине они будут, подвергается наказанию в своих могилах, это слышат животные»».

Некоторые сказали: «и по этой причине люди идут со своими животными когда у них болит живот к могилам иудеев, христиан и мунафикъов ; наподобие как альисмагIилияти, аннаситияти и другие къараамитIи, из числа бану губайда и т д. те кто находятся в территории Египта, Шама и т д. обладатели коней направляются к своим могилам для этого, также как направляются к могилам иудеев и христиан. И невежды думают что они из потомков ФатIимы, и что они из числа авлияов (приближённых, друзей) Аллаха, из-за того что он является из этой группы. Уже говорили что, когда лощадь слышит могильное мучение то у него поднимается жар, из-за чего проходит боль живота. И хадисов, поэтому поводу много, но не содержится в них, этот вопрос.

И хадисы на счёт допроса тоже много как приводится в обоих сахIихIах и сунанах от Альбараъа ибн ГIазиба (да будет доволен Аллагь) что посланник Аллагьа (да благословит его Аллаха и приветствует) сказал: «Мусульманин, когда его спрашивают в могиле, свидетельствует что нет божества кроме Аллаха и что МухIаммад посланник Аллагьа, это содержит в себе Слова Аллаха, Всевышнего: «Укрепляет Аллах тех которые уверовали твёрдым словом на этом и на том свете» (Сура Ибрагьим. Аят 27).  И в речи (Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, предается): «ниспосылали на счёт мучения в могиле, ему говорят: «кто твой господь?» Он отвечает «мой Господь Аллагь и моя религия Ислам и мой Пророк МухIаммад». И это содержится в Слове Всевышнего Аллах: «Укрепляет Аллах тех которые уверовали твёрдым словом на этом и на том свете. И сбивает Аллах несправедливых, и совершает что пожелает». (Сура Ибрагьим. Аят 27).

И этот хадис уже передали люди сунана и масанидов длинном виде как это передаётся  в сунане Абу Давуда и других тоже, от Альбараъа ГIазиба (да будет доволен Аллах) что он сказал: «Мы вышли с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) за джаназой (покойником) одного человека из ансаров и мы дошли до могилы, когда его хранили Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует сел, и мы тоже сели вокруг него. как будто над нашими головами находятся птицы и в руках палка и разгребаем этим землю. Затем он поднял свою голову и сказал: «просите защиты у Аллаха от мучения могильного». (Он это сказал) два или три раза. И рассказал, как забирают душу и поднимают на небо и как его возвращают обратно к нему, и он сказал: «Поистине они слышат стук ваших сандалов, когда вы возвращаетесь обратно, тогда ему говорят: «О такой-то! Кто твой господ? И кто твой пророк?»»

И в речи (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предается): «И к нему придут два ангела, и они сажают его и говорят ему: «Кто твой господ?» Он отвечает: «мой Господ Аллах». Они говорят ему: «Какая твоя религия?» Он отвечает: «Моя религия Ислам». Они говорят: «Кто этот человек который был послан к вам?»» Он (Пророк) продолжил: «что он отвечает: «Он посланник Аллаха». Они говорят: «на чём тебя достали?» (на чём ты умер). Он отвечает: «Я читал Книгу Аллаха и уверовал в него и посчитал это правдивым». И это содержится в Слове Всевышнего Аллах: «Укрепляет Аллах тех которые уверовали твёрдым словом на этом и на том свете. И сбивает Аллах несправедливых, и совершает что пожелает»». (Сура Ибрагьим. Аят 27).

Он (Пророк) продолжил: «И кричит Глашатай с неба: «Поистине Мой раб сказал правду, постелите ему постель в раю, одевайте на него одежду из рая и откройте ему двери в рай»». Он (Пророк) продолжил: «И к нему поступают оттуда милости и благовонии». Он (Пророк) продолжил: «И расширяют ему на расстоянии его взора».  Он (Пророк) продолжил: «А что касается кафыра» и рассказал, как он умирает, и сказал: «И его душа возвращают к его теле, и к нему приходят два ангела, они сажают его, и говорят ему: «Кто твой господ?» они (кафыри) отвечают: «ммм… ммм… я не знаю». Они ему говорят: «Какая твоя религия?» Они отвечают: «ммм… ммм… я не знаю».  «И кричит Глашатай с неба: «Поистине Мой раб соврал, постелите ему постель из огня, одевайте на него одежду из огня и откройте ему двери в ад»». Он (Пророк) продолжил: «И к нему поступают оттуда жар и вон». Он (Пророк) продолжил: «и сужают ему его могилу пока его рёбра не войдут в друг друга». Он (Пророк) продолжил: «потом ему назначают слепого и немого с железной кувалдой, если бы этим ударили гору, то он стал бы прахом». Он (Пророк) продолжил: «Потом он бьёт его этим сильно, это слышит то, что находится между западом и востоком, кроме джинов и людей и он превращается в прах, потом заново возвещают к нему душу».

И вот уже хадис разъяснил возвращение души к телу, и вхождение в друг друга рёбра. И это разъясняет что мучение бывает для души и тела вместе.

Передали хадис похожий на то что рассказал Альбараъ, про то как происходит, отнимание души, допрос, вознаграждение и наказание. Это передал Абугьурайра, и его хадис приводится в муснаде и других местах тоже. Передал Абу Хатим ибн ХIибан в своем сахIихIе от Абугьурайри (да будет доволен Аллах) от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) что он сказал: «Поистине мёртвый, после того как его вкладывают в могилу, слышит стук их обуви, когда они уходят оттуда (с похорон). Если он был верующим, то Намаз становится возле его головы, а пост становится справа от него, милостыня (закат) становится слева от него, его хорошие деяния; милостыня, соблюдения родственных связей, его хорошие и благие поступки становится возле его ног. И приходят два ангела со стороны головы, и Намаз говорит: «Нет входа с этой стороны». Потом они приходят с правой стороны, и пост говорит: «Нет входа с этой стороны». Потом они приходят с левой стороны, и Закат говорит: «Нет входа с этой стороны». Потом они приходят со стороны ног, и хорошие деяния; милостыня, соблюдения родственных связей, его хорошие и благие поступки говорят: «Нет входа с этой стороны». И они говорят ему: «Садись!» И он садится и он (становится) похож на солнце перед закатом.

Он говорит: «Оставьте меня пока я помолюсь». Они ему говорят: «Поистине ты потом помолишься, ответ нам на наши вопросы. Видел ли ты этого человека, который был среди вас и что вы говорите о нём? Какое твое мнение о нём?» Он говорит: «Мухаммад, мы свидетельствуем что он посланник Аллаха, и что он пришёл с истиной от Аллаха». ему говорят: «на этом ты жил и на этом ты будешь воскрешён если это будет угодно Аллаху». Потом открывают ему двери в рай и говорят: «это твое местопребывание и то, что обещал Аллах тебе, находится там, и это увеличивает удовольствие и радость, потом расширяем ему его могилу на семьдесят локтей, освещает ему там, возвращают тело в того с чего он был первоначально (создан) (имеются ввиду тело превращают в землю), и его душу превращают в душу птицы который пытается от райского дерева». Он (Пророк) продолжил: «И это содержится в Слове Всевышнего Аллах: «Укрепляет Аллах тех которые уверовали твёрдым словом на этом и на том свете. И сбивает Аллах несправедливых, и совершает что пожелает»». (Сура Ибрагьим. Аят 27).

И он (Пророк) рассказал про положение кафира противоположную этому рассказу, и сказал: «Ему сжимают его могилу пока его ребра не войдут в друг  друга и это является тесной жизнью то о чём Всевышний Аллах рассказал: «Ему уготовано тесная жизнь, и Мы его воскресим в день стояния слепым» (Сура ТIагьа Аят 124) этот хадис является коротким.

А хадис Альбараъа, что было приведено выше является длинным, чем тот, что приводится в сунане, потому что они укоротили с него упоминание о мучениях могилы, что приводится в муснаде и других местах, в длинном виде. И это хадис хасанун сабитун (хороший крепкий). Пророк (да  благословит его Аллах и приветствует) говорит в этом: «Поистине верующий раб, когда он находится в положение перехода в ахират и оставлении этого света, спускаются к нему ангелы, светлимы лицами, как будто их лица подобны солнце, у них саван из райских саванов и бальзам из райских бальзамов, они садятся от него на расстоянии взора.

Потом приходит Ангел смерти он сидит возле его головы, затем говорит: «О хорошая душа, выходи к прощению и довольствию!» Он (Пророк) продолжил: «И он выходит, вытекая (от тела) как вытекает капля из бурдюка и они принимают его, когда берут его, не держат в руке и в мгновении ока вложат его в тот саван и в тот бальзам, и пахнет оттуда как от самого хорошего миска (благовония) что находится на земле». Он (Пророк) продолжил: «Затем они поднимаются с ним и не проходят они возле группы из ангелов пока они не скажут: «Что-за это чистая душа?» и они им отвечают: «это такого-то сына такого-то» называя его самыми лучшими именами которыми называли его на этом свете. Они доходит до первого неба, и просить чтобы открыли двери и открывают ему двери (первого неба)» Он (Пророк) продолжил: «Затем они провожают его во все небеса, проходя (таким образом) до следующего неба, пока они с ней не дойдут до седьмого неба. И Он (Аллах) говорит: «Пишите книгу моего раба в ГIилиююне и верните его в землю.

Поистине от него Я создал их и туда же Я верну их, и оттуда же Я выведу их в следующий раз»», Он (Пророк) продолжил: «Затем они возвращают его душу в его тела, потом приходят два ангела и сажают его». И здесь упоминается тоже самое что и говорили выше (приведённом укороченном хадисе что приводит Абу ХIатим Ибн ХIибан.) Он (Пророк) продолжил: «И приходит к нему человек с красивым обликом и хорошим запахом, и говорит ему : «Радуйся тем что радует тебя, это твой день который уже был обещан» и он говорит: «Кто ты? И облик у тебя того кто приходит с добром». Он ему отвечает: « Я твои хорошие  деяния». Потом он говорит: «О мой Господ, устанавливай судный день! О мой Господ, устанавливай судный день! О мой Господ, устанавливай судный день! Чтобы я вернулся к своей семье и имуществу»». Он (Пророк) продолжил: «Поистине когда неверный раб находится в положение перехода в ахират и оставлении этого света, спускаются к нему с неба два ангела чёрными лицами, и у них грубая ткан, они сидят от него на расстояние взора. Потом приходит Ангел смерти, он сидит возле его головы и говорит: «О грязная душа выйди к неудовольствию Аллаха и к Его гневу». Он отделяется от всех костей, и отрывают его (от тела) как металлическую расчёску отрывают от мокрой шерсти и вместе с ним разрывают вены и нервы».

Он (Пророк) продолжил: «Затем они принимают его, когда берут его, не держат в руке и в мгновении ока вложат его в тот грубый ткань» Он (Пророк) продолжил: «и оттуда выходит противный вон подобный воны от мертвечины, самый худший что есть на земле. Затем они поднимаются с ним и не проходят они возле группы из ангелов пока они не скажут: «Что-за это грязная душа?» и они им отвечают: «это такого-то сына такого-то» называя его самыми плохими именами которыми называли его на этом свете. Они доходят до первого неба, и просить чтобы открыли двери и не открывают их для него». Потом Посланник Аллагьа (да благословит его Аллагь и приветствует) прочитал: ««Не откроют им врата небес и не войдут они в рай, пока не пройдёт верблюд сквозь игольное ушко, так Мы воздаём грешникам».  (Сура Альаграф. Аят 40)

Потом Всевышний Аллах говорит: «Пишите его книгу в сиджине,  в самой нижней части земли». Он (Пророк) продолжил: «Затем швыряет его душу вниз грубо».  Потом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал: «Или же ветер выбросит его в далёкое место» (Сура Хадж. Аят 31). Он (Пророк) продолжил: «Потом возвращается его душа к телу, затем приходят к нему два ангела и сажают его, и говорят ему: «Кто твой господ?» он говорит: «ммм… ммм… я не знаю»». Потом приводится то что приводится в выше приведённом хадисе (что приводит Абу Хатим Ибн Хибан.). Потом Он (Пророк) продолжил: «И приходит к нему уродливый человек вонючим запахом. И говорит ему: «Радуйся тем что огорчит тебя, это те твои деяния что было обещано тебе». И он говорит: «Кто ты? и облик у тебя того кто не приходит с добром». Он отвечает ему: «Я твои плохие деяния». Он говорит: «О Господи не устанавливай судный день» три раза».

В этом хадисе есть несколько частей (видов) знания, Из них:

1) Что душа остаётся после того как отделяется от тела, что противоречит заблудшим мутакалимам.

2) Что она (душа) поднимается и спускается, что противоречит философам.

3) Что она возвращается в тело, и что мёртвого допрашивают, вознаграждают и наказывают, как об этом спросили те, кто задавали вопрос.

4)и из него это то, что его хорошие и плохие деяния приходят в красивом или плохом облике.

И в обоих сахихах приводится от Къатадата от Анаса ибн Малика (да будет доволен Аллах) что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине раб, после того как его вкладывают в могилу и уходят от него его друзя он слышит стук их обувь, приходят к нему два ангела и выносит ему решения. Они ему говорят: «Что ты говорил об этом человеке, о Мухаммаде?» Что касается верующего то он говорит: «Я свидетельствую что МухIаммад раб Аллаха и Его посланник». Ему говорят: «Смотри на твое место в аду (имеется ввиду что было подготовлено ему в случаи провала на допросе – прим. пер.), Аллах уже заменил тебе его местом в раю». Он (Пророк) продолжил: «он видит их обеих». Къатадат сказал: «и передали нам что ему расширяют могилу на семьдесят локтей и наполняют это зеленью до дня воскрешения».  Сейчас вернёмся к хадису Аннаса: «Они оба приходят к кафиру и мунафикъу и говорят ему: «Что ты говорил об этом человеке?» он отвечает: «Не знаю я говорил то что говорили люди» и говорит: « я не знаю я не следовал за ним». Потом бьют его металлическим кувалдой между ушей, и он издаёт крик и это слышит, кто находится там кроме джинов и людей».

Передали Аттирмизи и Абу Хатим в своём сахихе, большинство его слова передано от Абу Гьурайри (да будет доволен Аллагь), он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллагь и приветствует) сказал: «Когда хоронят одного из людей, к нему приходят два ангела чёрные, синие, которых называют,  Мункар и другого Накир и они говорят ему: «Что ты говорил об этом человеке, о МухIаммаде? когда он говорил то, что говорил (имеется в виду, когда он утверждал, что он посланник Аллагьа – прим. пер.) ?» Если он был верующим он говорит: «Он раб Аллагьа и Его посланник, я свидетельствую что нет божества кроме Аллагьа и что МухIаммад Его раб и посланник». Они говорят: «Поистине мы знали что ты скажешь это». Потом расширяют ему могилу на семьдесят локтей, освещают ему там и говорят ему: «Спи!» он говорит: «я вернусь к моей семье и расскажу им». Они ему говорят: «Спи сном жениха которого не будят никто, кроме самых любимых ему из его домочадцев, пока Аллагь не воскресят его из этой его постели!» Если он был мунафикъом он говорит: «Я не знаю, я слышал людей они говорили что-то и тоже повторял это». Они говорят: «Поистине мы знали что ты скажешь это» потом говорят (повелевают) земле: «прижми его!» и она прижимает его до тех пор пока его рёбра не войдут в друг друга, и он не престаёт мучатся до тех пор пока Аллах не воскресить его из этой его постели».

В этом хадисе есть (упоминание о том) как рёбра входят в друг друга, и помимо этого ещё есть то, что разъясняет, что его тело и душа наказываются.

И от Абугьурайри (да будет доволен Аллах) передаётся что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда умирающий лежит при смерти к нему приходят ангелы с белым (саваном) из шёлка, они говорят: «Выходи в виде наилучшего запаха благовонии». Они его передают друг другу пока не дойдут с ним до ворот в небе. И они говорят: «Как прекрасен этот запах. Когда он пришел к вам из земли?». И затем они относят его туда, где хранятся души верующих, и они очень бывают рады ему, чем кто-либо из вас бывает рад, когда приезжает кто-то кто отсутствовал. И они спрашивают у него: «Чем занимается  какой-то фулан (отпрядённый человек)?» (имеется ввиду, они спрашивают у него про своих знакомых, кого они оставили в живых на земле, когда они умирали? – прим. Пер.) Потом они говорят: «Оставьте его, поистине он (был) в мирских страданиях».  И когда он говорит им: «Поистине он отправился к вам». Они говорят: «Он пошёл к бездну ада».

А что касается кафира, когда он лежит при смерти, к нему приходят ангелы наказания с грубой тканью. Они говорят: «Выходи отвратительном виде, к гневу Аллаха, затем она выходит подобно вони мертвечины. Они относят его к душам кафиров». Это рассказал: Аннасаи, Альбаззар и рассказал Мусилим укороченном виде, от Абу Хурайры (да будет доволен Аллах). И когда (посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) до шел, до места, где он рассказывал) об кафире и вони его души он закрыл свой нос райтатом вот так. Райтат – это тонкая и мягкая одежда как простыня.

И Абу ХIатим рассказал в своём сахIихIе. (что Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует) сказал: «Поистине верующий когда он лежит при смерти присутствуют ангелы милости, и когда они берут его душу заворачивают в белый шёлк, поднимаются с ним к небесным дверям и говорят: «Мы не видели запаха лучше чем этот запах». И они говорят: «Оставьте его пусть отдыхает, Поистине он был мирских страданиях». Они говорят: «Что совершил такой-то? Что совершила такая-то?» А что касается кафира, когда они берут его душу они идут с ней к земле и стражи земли говорят: «Мы не нашли вонючего запаха худшую чем это». И они относят его в самую нижнюю часть земли».

И в этих хадисах и подобных им есть (рассказ о том что) душа и тела объединяются когда получают могильную награду и наказание. А что касается (хадисов, которые указывают) на нахождение души отдельно (от тела), вот уже выше приведено часть из них.

И от Кагб ибн Малика (да будет доволен Аллах) передается что Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует) сказал? «Поистине душа верующего, это птица связана (яглукъу)  с деревом рая, пока он не вернётся к своему телу в день воскресения».  Это рассказал Аннасс и это рассказал Малик и Шафии. И его слово «привязанный(ягIлукъу) » с дзаммой (на букве лам) означает что он питается, и это было передано помимо этого хадиса в других тоже. И уже было приведено текст, что душа получает награду в месте с телом который находится в могиле – если Аллаху будет угодно – и что он получает награду в раю одна (без тела). И они оба (рассказа) правдивые.

Ибн Абу Дунья в книге «Поминание смерти» передал от Малика ибн Анаса, что он сказал:«До меня дошло, что душа свободная, идет куда хочет». Это согласуется с тем, что передано «Душа бывает вокруг могил». Как и сказал Муджагьид: «Души продолжают находиться на могилах семь дней со дня похорон мертвого и не удаляется оттуда. И возвращается душа в тело не только во время допроса». Как об этом сказано в хадисе, который Ибн ГIабдиль-Барр посчитал достоверно переданным от Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует), что он сказал: «Нет такого человека, который проходит мимо могилы человека, которого знал при жизни, и приветствовал его без того, чтобы Аллах не вернул бы ему его душу так, чтобы тот ответил тому на приветствие».

И в сунане Абу Дауда и других от Ауса ибн Ауса ас-Сакъифи, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: «Поистине лучший из ваших дней это пятница. Увеличивайте салят на меня в пятничный день и в пятничную ночь. Потому что ваши саляты представляются меня». Они (сподвижники) сказали: «О посланник Аллаха как наши саляты представляются тебе, ведь твое тело разложится?». Посланник (да благословит его Аллагь и приветствует) ответил: «Поистине Аллах запретил земле съедать (разлагать) тела пророков».

Этот раздел, про это есть хадисы и преданий, за тот короткий период, когда разузнают, которые разъясняют, что тела, которые находятся в могилах, наслаждаются или мучаются, когда Аллагь желает этого. Как Он желает, и что души остаются после того, как отделяются от тел и наслаждаются, и мучаются. Именно поэтому Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует) приказал давать салам мертвым, как это зафиксировано в сахихе и сунане, что он обучал своих сахабов, когда они посещают могилы, говорили: «Ас-Саламу галейкум обитателям этого места из верующих и мы иншааЛЛагь к вам присоединимся. Да смилуется Аллах на тех, кто ушел раньше из нас и из вас, и на тех, кто уйдет позже.  Мы просим у Аллаха нам и вам благополучие! О Аллах не лишай нас и их награды, и не вводи нас в фитну после них, и прости наc и их!»

Это открылось многим людям так, что они слышали голоса мучающихся в могилах и видели своими глазами, как их мучают в могилах. Это передано множеством известных преданий. Однако необязательно, чтобы это было постоянно в теле во все времена, но  это может быть в одном положение и не быть в другом.

В двух сахихах от Анаса бин Малика (да будет доволен Аллагь) передается, что Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует) оставил убитых в Бадре три дня потом пришел к ним и встал над ними и сказал: «О, Абу Джагьл  бин Гьишам! О, Умаййят бин Халяф! О, Гутбат бин Рабигат! О, Шайбат ибн Рабигат! Разве вы не нашли то что обещал, вам ваш Господь истинным? Поистине я нашёл то что обещал мой Господь истинным» и Гумар услышал слова Пророка (да благословит его Аллагь и привествует) и сказал: «О, посланник Аллаха! Как они слушают, ведь они сгнили?» он (да благословит его Аллагь и приветствует) сказал: «Клянусь тем, у кого в руке моя душа, вы не слышите лучше то, что я говорю, чем они. Но они не могут ответить». Затем он приказал, чтобы их оттащили и бросили в яму при Бадре.

Так же Бухари и Муслим привели в сахихах от Ибн Гумара (да будет доволен Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) остановился возле ямы Бадра и сказал: «Нашли ли вы то, что вам обещал ваш Господь истинным?» и сказал: «Поистине они сейчас слышат то, что я говорю». И рассказали это ГIаише, и она сказала: «Ибн Гумар ошибся, поистине посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине они знают сейчас, то, что я им говорил, это истина», затем прочитала слова Всевышнего: «Поистине ты не заставишь слышать мертвых», пока не почитала Аят.

Но обладатели знания, хадисов и сунны единогласно признали достоверным то, что передал Анас и Ибн Гумар, хотя они не участвовали в Бадре. Потому что Анас передал это от Абу Талхата, а Абу Талхат участвовал в Бадре. Как это и передал Абу Хатим в своем сахIихIе от Анаса, от Абу Тальхи (да будет доволен Аллагь), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал, чтобы двадцать четыре человека из знати къурайшитов были брошены в одну яму из ям Бадра. И он  когда побеждал какое-нибудь племя, любил оставлять их на их территории три ночи.

И когда наступил третий день, он приказал подготовить его животное и оседлать его, затем он привёл её в движение и пошёл и отправились за ними его сахIабы. И они сказали: «Мы не видели, чтобы он разговаривал кроме как из-за некоторых нужд», до тех пор, пока он не встал на краю ямы и обратился к ним по их именам и именам их отцов: «О такой-то, сын такого-то, радует ли вас то, что вы подчинились Аллагьу и его посланнику (это он сказал по издевательский. прим. пер.). Поистине мы нашли то, что нам обещал наш Господь истинным. А нашли ли вы то, что вам обещал ваш Господь истинным?» ГIумар ибн АльхатIтIаб сказал: «О посланник Аллагьа! Почему ты разговариваешь с телами, в которых нет душ?» и Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует) сказал: «Клянусь тем, в чей руке моя душа, вы не слышите то, что я говорю лучше, чем они».

Къатада сказал: «Аллах оживил их, чтобы они слушали их, порицаемыми, униженными, наказанными, сожалевшими, опечаленными». А ГIаишат сделала таъвиль (вывод) то что она говорила, как она делал таъвил, подобной этому. Но текст достоверный от Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует) предпочитают, чем таъвил из таъвилей сахабов или других. И нет в Коране ничего, что противоречило бы этому. Что касается Его слова «Ты не заставишь слышать мертвых», то здесь подразумевается обычное слушание, которое приносит пользу тому, кто слышит. И это пример приведённый неверным, Неверные слышат голос, однако они не слышат, принимающим слухом понимая и следовая за ним.

Те, которые не веруют, подобны тому, который кричит на тех, что не слышат ничего, кроме зова и призыва

Как сказал Всевышний: «Пример тех, которые не уверовали, как пример, которого кричит, тем (языком) что они не слышит, кроме зова и призыва». (Сура Бакъара Аят 171). И так же мертвые, которые были приведены в примере: необязательно чтобы они были лишены всех видов обычного слушания, также как не лишены этого неверные. Наоборот они уже лишены обычного слушания, от которого они извлекают пользу, что касается другого слушания, то они не лишены этого».

И уже приводится в двух сахихах и других тоже, что мёртвые слышать стук их обуви, когда они уходят оттуда (с похорон) и это совпадает с этим, ну как же это может принести пользу?

И из числа учёных есть те, кто говорили: «мёртвый не слышит в могиле пока он мёртвый», как об этом рассказала ГIайшат, и приводят для этого далил из Къуръана. А когда его оживляет Аллагь, то он слышит, как об этом рассказал Къатадат: «Аллагь оживил их для этого». Если даже это является жизнью то они не слышат этим, также, как мы не видим ангелов и джинов, и незнаем, что чувствует мертвый, когда он спит, также как мы незнаем, что находится в сердце другого, если даже он это знает это только тот, кому об этом известил Аллагь.

и это то что намеревался услышать спрашивающий, хотя есть в этом другие толкования и разъяснения но это приводится не к месту, потому что, то что мы упомянули являются из ясных доводов, ответом тому о чём спросили, и это едва ли не стало единогласием. Аллах знает лучше! Да благословит Аллах мухаммада и его семью и его сподвижников всех! (Маджмугатуль-фатава, 4/282-299)

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх