Хвала Аллаху.
Если у человека в молитве вышли ветры или омовение нарушилось другим способом, то он должен выйти из молитвы, а после вернуться и, по более верному мнению, возобновить молитву с самого начала. Это мнение мазхаба маликитов, шафи‘итов и ханбалитов. Мазхаб ханафитов и старый мазхаб шафи‘итов придерживался другого мнения.
И это касается того, кто не смог сдержаться, и омовение нарушилось у него ненамеренно. Если же человек намеренно нарушил молитву, то, в соответствии с единодушным мнением ученых, молитва становится недействительной.
Большинство ученых в этом вопросе использовали метод сравнения по аналогии (кыяс). Если осквернение нарушает омовение, то это также делает недействительной молитву, как и молитву того, кто намеренно нарушил своей омовение.
Что же касается мазхаба Абу Ханифы, то мазхаб в качестве доказательства использовал хадис от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Пусть человек, которого одолела рвота, или пошла из носа кровь, или произошла отрыжка (с некоторыми частицами пищи), или вышел предъэякулят (мази), оставит молитву и совершит омовение. А после пусть продолжит свою молитву, не разговаривая всё это время“» (Ибн Маджа № 1221). Однако это слабый хадис.
Аль-Бусыри в «аз-Зауаид» сказал: «В цепочке передатчиков это хадиса есть Исма‘иль ибн ‘Айаш, и его предания от жителей Хиджаза считаются слабыми».Ибн Хаджар сказал: «Не только один ученый говорил, что цепочки Исма‘иля ибн ‘Айаша от Ибн Джурейджа и цепочка Исма‘иля ибн ‘Айаша от жителей Хиджаза являются слабыми. Известные ученики Ибн Джурейджа, являющиеся достоверными передатчиками, передали этот хадис в другой версии. Они передали хадис от Ибн Джурейджа, от его отца, и от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с прерванной цепочкой передатчиков» (Ат-талхыс аль-хабир. Т. 1. С. 495). Смотрите также: «Ат-тахкык фи ахадис аль-хыляф» Ибн аль-Джаузи (Т. 1. С. 83) и «Танкых ат-тахкык» Ибн ‘Абдульхади (Т. 1. С. 284).
Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Мы уже говорили, что наш (то есть шафиитский) новый и верный мазхаб считает, что продолжать молитву с места остановки нельзя. Но необходимо возобновить молитву. Таково было мнение сподвижника аль-Мисуара ибн Махрамы, да будет доволен им Аллах. Такого же мнения придерживался Малик и другие, и это является верным мнением мазхаба Ахмада.
Абу Ханифа, Ибн Али Ляйля и аль-Ауза‘и считали, что следует продолжать молитву с места остановки. Это мнение Ибн ас-Саббаг и другие передавали от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Аль-Бейхаки передал это мнение от ‘Али, Сальмана аль-Фариси, Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара, Ибн аль-Мусаййба, Абу Салямы ибн ‘Абдуррахмана, ‘Аты, Тауса, Абу Идриса аль-Хауляни, Сулеймана ибн Йасара и других, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Но хадис, на который они опираются, является слабым. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, придерживались разных мнений по этому вопросу, поэтому в этом вопросе действует правило сравнения по аналогии. А Аллаху ведомо лучше» (Аль-маджму‘. Т. 4. С. 6). Смотрите также: «Аль-мугни» (Т. 1. С. 421).
Аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, разъяснил те предания, которые пришли от некоторых сподвижников, что они прерывали молитву из-за носового кровотечения, совершали омовение, а после продолжали молитву с того места, где прервались. Он сказал, что они не совершали известного омовения для молитвы, а только смывали кровь.
Он, да помилует его Аллах, сказал: «Значение „совершили омовение“ мы понимаем, как смыли кровь с тех частей тела, куда она попала, но не омовение для молитвы.
Передается, что Ибн Мас‘уд обмыл свои руки после еды, а после обтер мокрыми руками своё лицо и сказал: „Таково омовение того, кто не осквернился“. И это известно в речи арабов. Омовением они называют обмывание некоторых частей тела, а не только омовение для молитвы» (аль-Бейхаки. Ас-сунан аль-кубра. Т. 1. С. 143).
Мнение большинства ученых подтверждает хадис, который привел Абу Дауд (№ 205). Сообщается от ‘Али ибн Талька, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и совершит молитву заново». В отношении достоверности этого хадиса ученые разногласят. Ибн Хиббан считал его достоверным, а другие – хорошим.
В книге с фетвами Постоянного комитета приводится вопрос о хадисе: «Пусть человек, который осквернился в молитве, покинет её. Если это совместная молитва, то пусть возьмется за нос, покинет молитву и совершит омовение. А после, если он не разговаривал, пусть продолжает молитву с того места, на котором он остановился».
Постоянный комитет ответил: «Некоторые ученые хадиса считали этот хадис слабым. Поэтому мнение о том, что человек, который осквернился в молитве и вышел из неё, может после совершения омовения продолжить ее с того места, где остановился, неверно. Осквернение в молитве делает её недействительной. И человек после того, как совершит омовение, должен совершить её с самого начала, как на это указывает хадис от ‘Али ибн Талька, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и совершит молитву вновь“ (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа; Ибн Хиббан сказал, что хадис достоверен)» (Фатауа аль-ляджна ад-даима. Т. 5. С. 438).
Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Если у человека в молитве нарушилось омовение (вышли газы, или случилось сильное носовое кровотечение, или др.), то, в соответствии с более верным мнением, его молитва становится недействительной. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и начнет молиться вновь“ (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа), как об этом сказал Ибн Хаджар в „Булуг“.
Что же касается хадиса, в котором говорится, что молитву следует продолжить с места прерывания, то это слабый хадис. Это также разъяснил Ибн Хаджар в „Булуг“» (Фатауа аш-шейх Ибн Баз. Т. 10. С. 159).
А Аллах знает лучше.
fatwaonline.net