Вопрос: Что делать, если сосед предлагает угощение на Рождество 25-го декабря? Следует ли нам избавиться от угощения или открыто отказаться от него, даже если этот отказ приведет к недопониманию? Да вознаградит вас Аллах.
Ответ: Хвала Аллаху
Во-первых: Мусульманину дозволено принимать подарки от неверующих и дарить подарки им, особенно если они родственники. Это подтверждают следующие доказательства:
Передается, что Абу Хумейд ас-Са’ади сказал: «Во время похода на Табук, в котором мы принимали участие вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха), властитель Айлы подарил ему белую мулицу и плащ, что же касается пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он подписал с ним мирное соглашение, по условиям которого властитель Айлы сохранял за собой власть над владениями». Аль-Бухари, 2990.
Передается, что Касир ибн Аббас ибн Абдуль-Мутталиб сказал: «Аббас сказал: «Я был вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в день битвы при Хунайне. Абу Суфьян ибн аль-Харис ибн Абдуль-Мутталиб и я держались рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и не покидали его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был на белом мулле, которого ему подарил Фарва ибн Нуфаса аль-Джузами. Муслим, 1775.
Достоверно известно, что сподвижники также принимали подарки от неверующих с разрешения Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мать Асмы бинт Абу Бакр была многобожницей, и когда она навещала дочь, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел Асме (да будет доволен ей Аллах) поддерживать с ней родственные отношения. Также известно, что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) подарил одежду своему брату-многобожнику. Оба хадиса передаются в «Сахихах».
Заключение: Мусульманину дозволено принимать подарки от неверующих и дарить подарки им.
Во-вторых: Что касается подарков на праздники неверующих, то запрещено дарить и принимать их, потому что это проявление уважения, одобрения и помощь в неверии.
Шейх уль-Ислам ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если кто-то дарит мусульманину подарок только по случаю таких праздников и обычно не делает это в другое время, то такой подарок отвергается, особенно если он используется для подражания неверующим, например, свечи и т.п. на Рождество или яйца, молоко, баранина в «чистый четверг», который они празднуют по окончанию своего поста.
Также мусульманам не следует дарить подарки друг другу по случаю этих праздников, особенно если они используются для подражания неверующим, о чем мы сказали выше.
Мусульманин не должен продавать мусульманам вещи, которые могут быть использованы для подражания праздникам неверующих, например, еду, одежду и т.п., потому что это помощь в грехе. См. «Иктида ас-Сират аль-Мустакым», стр. 227.
Он (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «Если мусульманин продает или отдает им то, что они используют для своих праздников, например, еду, одежду, травы и т.п., то это считается помощью в праздновании их запрещенных торжеств. Это основывается на том принципе, что запрещено продавать виноград или виноградный сок неверующим, потому что они могут сделать из него вино, и запрещено продавать им оружие, потому что они могут воевать против мусульман». См. «Иктида ас-Сират аль-Мустакым», стр. 229.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал относительно праздников людей Писания: «Как они не имеют право праздновать их открыто, так и для мусульман недопустимо помогать им в этом или посещать их, о чем единогласно заявили ученые. Об этом ясно сказали последователи четырех имамов в своих книгах». Затем он (да смилуется над ним Аллах) привел слова имамом мазхабов и других выдающихся ученых. См. «Ахкам Ахлюз-Зимма», 3/1245-1250.
В-третьих: Мусульманину нельзя легкомысленно относиться к вопросам религии. Он должен открыто исповедовать свою религию. Они открыто практикуют свою религию и ритуалы во время праздников; мы должны не стесняясь отказываться от их подарков, не принимать участия в их праздниках и не помогать им в этом. Это один из символов нашей религии.
Просим Аллаха помочь нам в понимании положений нашей религии, помочь нам действовать в соответствии с ней и придерживаться ее.
И Аллах знает лучше
Источник: Islam Q&A фатвы № 82860 (Перевод: www.sawab.ru)