Волосы являются украшением человека и благодатью Аллаха, которым Он одарил Своих рабов. Насчет волос есть отдельное постановление, которое должен знать каждый совершеннолетний, и они являются частью достоинств, которыми Аллах одарил человека и наставил его бережно относиться к своим достоинствам.
Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Десять (вещей) являются естественными: подстригание усов, отращивание бороды, (использование) зубочистки, промывание носа, промывание суставов пальцев, выщипывание волос в области подмышек, сбривание лобковых волос и (использование) воды для подмывания». Один из передатчиков этого хадиса сказал: «И я забыл о десятой (вещи), но возможно, что речь шла о прополаскивании рта». Хадис приводит Муслим (384).
Из-за важности этого вопроса ученые фикха упомянули об отрезанных волосах: что с ними делать? Выбрасывать, как мусор, или бросить в туалет? Мы говорим: мусульманин заслуживает уважения и то, что отрезано от него, имеет то же значение. Ученые утвердили хукм насчет отрезанной ноги, что она должна быть похоронена. Так же отрезанные волосы и ногти должны быть закопаны в землю из-за уважения к ним. Исходя из смысла слов Всевышнего:
أَلَمْ نَجْعَلِ الْأَرْضَ كِفَاتًا
أَحْيَاءً وَأَمْوَاتًا
«Разве мы не сделали землю вместилищем для живых и мертвых?» (Коран, 77:25-26).
Сказал имам ан-Навави: «Считается желательным закапывание отрезанных волос и ногтей, как передано от ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, и с этим согласны наши товарищи». «Маджму’» (1/289).
Сказали ханафиты: «Нужно закопать их, но если выбросить, то нет проблем». «Хьашия Ибн ’Абидин» (5/261).
Сказал шейх Ибн Къудама аль-Макъдиси: «Желательно закапывать отрезанные ногти или волосы. Махна, один из сподвижников Ахьмада бин Хьанбаля, сказал: «Я спросил имама Ахьмада: “Что делать тому, кто отрезал ногти или волосы — выбросить их или закопать?” Он сказал: “Закопать”. Я спросил: “До тебя дошло что-нибудь об этом?” Он сказал: “Ибн Умар закапывал их”». «аль-Мугни (1/102).
В книге «Кашф аль-Къина’» (2/96) говорится: «Желательно закапывать отрезанные волосы и ногти живых людей, а волосы мертвых тем более».
Ибн Абу Зейд передал от Малика: «Закапывание отрезанных волос и ногтей – нововведение, ведь пучок волос посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, носил Халид, да будет доволен им Аллах, на своем шлеме… Выкидывать их в туалет также нововведение — нужно выбросить их на поверхность земли». «аз-Захира» (13/281).
Из вышесказанного становится ясным, что каждая частица человека имеет свой почет и запретность. Передается от Абд-Алаха ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: «Я видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который делал таваф вокруг Каабы со словами: “Какая ты чистая и как чист твой запах, как ты величественна и как величественна твоя запретность! Но клянусь Тем, в Чьих руках душа Мухаммада, неприкосновенность верующего величественнее у Аллаха, чем твоя запретность, а так же его имущество, его кровь и хорошее мнение о нем”». Хадис передал Ибн Маджа, аль-Албани подтвердил его достоверность в «Сахих ат-Таргиб» (2/630).
Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, посмотрел на Каабу и сказал: «Как велика твоя запретность, но неприкосновенность верующего величественнее у Аллаха, чем твоя».
Из книги «Шариатские постановления насчет волос в исламском фикхе».
Перевод: sawab.info