Вопрос: Молитва в брюках недействительна? Я слышала, что некоторые люди говорят так, потому что брюки показывают форму аурата.
Ответ: Хвала Аллаху!
Аллах приказал тем, кто собирается молиться, чтоб они украшались. Аллах говорит:
О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных. [al-A’raaf 7:31]
Таким образом тот, кто хочет молиться, ему предписано украсить себя для молитвы, а не поступать так, как поступают многие мусульмане, которые молятся в их ночном белье или рабочей одежде, и не украшают себя для молитвы, тогда как Аллах красив и любит красоту.
Ученые считают, что минимальный уровень украшения — это чтобы аурат был покрыт. Следовательно, они заявили, что покрытие аурата — одно из необходимых условий, чтоб молитва считалась действительной, и молитва недействительна, если аурат не покрыт.
То, что подразумевается их высказыванием “покрытие аурата” – то, что является обязательным покрывать аурат, и не важно, что используется для покрытия. Молитва в этом случае действительна, даже если это тесный (узкий) предмет одежды, который показывает форму аурата.
Это то, что было заявлено учеными различных школ фикха (мазхабов). Ниже следуют некоторые их комментариями к этому.
1 – Ханафитский мазхаб:
Сказано в аль-Дур аль-Мухтар (2/84): Не имеет значения, если это обтягивает и показывает форму тела. Конец цитаты. То есть, предмет одежды, который каждый одевает на молитву.
Ибн ‘Абидин (да помилует его Аллах) сказал в его комментарии к аль-Дур аль-Мухтар: Фраза “не имеет значения, если это обтягивает тело”- значит, что если эта одежда обтягивает ягодицы, но если это толстая одежда и цвет кожи не может быть различен через это, и если это прилегает к частям тела и показывает его форму так, чтобы форма органов тела была видима — и даже тогда это не означает, что молитва недействительна, потому что аурат все еще покрывается. Конец цитаты от Ибн Абидина.
2 – Шафиитский мазхаб:
Ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал в аль-Маджму (3/176): Если цвет скрыт, но размер части тела может быть замечен, типа колена или ягодиц и так далее, молитва действительна, потому что аурат покрыт. Аль-Дарими и автор аль-Баян заявили, что молитва недействительна, если форма тела может быть видна, но это — очевидная ошибка. Конец цитаты от ан-Навави.
3 – Маликитский мазхаб:
Сказано в аль-Фауаки аль-Дауани, 1/216: “Молитва действительна, если человек молится в отдельном (единственном) предмете одежды”: это отвечает необходимому условию, что одежда должна быть достаточно толстой так, чтобы это не показало ничего, иначе это — макрух, и одежда должна покрыть все его тело. Если одежда покрывает только аурат, который является наиболее личным, или это показывает форму аурата, то это – макрух молиться в этом, и молитву следует повторить, если осталось достаточно времени. Конец цитаты.
Упомянуто, что это — макрух, чтобы молиться в одежде, которая показывает форму ‘аурата, но это не является харамом.
Сказано в Хашият аль-Дасууки, что молитва в предмете одежды, которая показывает форму аурата является действительной, но это — макрух, и мустахаб в том, чтобы повторить молитву, если осталось достаточно времени.
Сказано в Балгат аль-Салик (1/283): Необходимо, чтобы материал был толст — то есть, это не должен быть прозрачным на вид, и он не должен быть прозрачным вообще, или это может быть прозрачным, когда тщательно рассматриваешь это. Если материал прозрачный сразу как посмотришь, то это — как будто и нет его (то есть, это — как будто молишься голый, потому что он не покрыт). Но если материал прозрачный, при рассмотрении, тогда он должен повторить молитву, если есть время, точно как если одежда показывает форму аурата, потому что молитва в таком предмете одежды – макрух, согласно правильному представлению. Конец цитаты.
4 – Ханбалитский мазхаб:
Аль-Бахути (да помилует его Аллах) сказал в аль-Рауд аль-Мураба (1/494): Это не условие, что предмет одежды не должен показать форму тела или части тела, потому что этого нельзя избежать.
Ибн Касим (да помилует его Аллах) сказал в его комментарии относительно аль-Рауд аль-Мураба, комментарий слов аль-Бахури, указанные выше: Это – единое мнение трех имамов Абу Ханифы, Малика и ашШафии (да помилует их Аллах); то есть, представление Имама Ахмада относительно этого вопроса — соответствует представлению трех других Имамов.
Ибн Кудама (да помилует его Аллах) сказал в аль-Мугни (2/287): Если это скрывает цвет, но показывает форму, молитва допустима, потому что этого нельзя избежать. Конец цитаты.
Аль-Мардауи сказал в аль-Инсаф(1/471): аль-Мажд ибн Теймия сказал: Это – макрух для женщины, чтобы повязывать кое-что на одежде (типа пояса или ремня), чтобы это показывало размер ее частей тела. Ибн Тамим и другие сказал: это — макрух для женщины, чтобы молиться с чем-либо обвязанным вокруг ее талии, типа пояса (ремня), и т.д. Конец цитаты.
Шейх Саид Сабик (да помилует его Аллах) сказал в Фикх ас-Сунна (1/97): Обязательно носить предметы одежды, которые покрывают (охватывают) аурат, даже если это обтягивает и показывает форму аурата. Конец цитаты.
Это комментарии ученых относительно молитвы в обтягивающих предметах одежды, которые показывают форму аурата. Они ясно заявляют, что молитва все еще действительна.
Но это не означает, что поощряется людям молиться в тесной одежде, напротив они не должны носить тесную одежду или молиться в ней, поскольку это противоречит украшению, которое предписывается надевать для молитвы. Скорее, проблема состоит в том — действительна ли такая молитва или нет.
Шейх Салих аль-Фаузан выпустил фетву, заявляющую, что, если женщина молится в обтягивающей одежде, которая показывает форму ее аурата, ее молитва является действительной, хотя она грешит, нося эту одежду.
Он сказал: «Недопустимо носить обтягивающую одежду, которая показывает члены и форму тела женщины и ягодиц. Тесная одежда не допустима для мужчин или женщин, но это особенно запрещено женщинам, потому что фитна в их случае больше.
Относительно молитвы наедине, если человек молится с его ‘ауратом покрытым в такой одежде, его молитва действительна, потому что аурат покрыт, но он грешит, молясь в тесной одежде, потому что он нарушил одно из предписанных требований молитвы, нося обтягивающую одежду. Это — один аспект. Другой аспект — то, что это является причиной искушения и привлекает внимание, особенно в случае женщин. Таким образом, женщины должны покрывать себя свободными предметами одежды, которые покроют их и не покажут любую часть их тела или привлекут внимание. Таким образом, это не должна быть тонкая или прозрачная одежда, скорее это должна быть одежда, которая покроет женщину полностью». Конец цитаты. Аль-Мунтака мин Фатуа аль-Шейх Салих аль-Фаузан, 3/454
Некоторые ученые объяснили слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), “Женщины, которые одеты, но все же голые” как обращение к женщинам, которые носят обтягивающую одежду.
И Аллах знает лучше всего.
fatwaonline.net