Доказательства обязательности совершения коллективного намаза
Доказательства обязательности совершения коллективной молитвы в мечетях, содержащиеся в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, многочисленны и не являются секретом для многих людей. Поэтому я ограничусь упоминанием только некоторых из них, которые послужат убедительным подтверждением, если на то будет воля Всевышнего Аллаха.
Во-первых, доказательства, содержащиеся в Книге Всевышнего Аллаха.
1. Всевышний Аллах сказал:
«В день, когда истина обнажится, и будут они призваны покориться и пасть ниц, не смогут они сделать это; глаза их потупятся и унижение покроет их, ибо они были призваны покориться и упасть ниц, когда они были здравы, но они не подчинялись» (Сура Аль-Калам, аяты 42-43).
И лучшие ученые мужи сказали: «Клянемся Аллахом, этот аят был ниспослан как раз для тех, кто уклонялся от коллективной молитвы». Насколько же сильна и красноречива эта угроза для того, кто прекратил совершать коллективную молитву, хотя имел силы приходить на нее!
2. Всевышний Аллах сказал:
«И соблюдайте молитву, и уплачивайте закят, и поклоняйтесь с теми, кто поклоняется» (Сура Аль-Бакара, аят 43).
Свидетельством этому являются следующие слова: «И поклоняйтесь с теми, кто поклоняется». В этом священном тексте содержится указание на обязательность совершения коллективной молитвы совместно с другими молящимися. Если бы смысл аята заключался только в совершении молитвы, то Всевышний Аллах ограничился бы только первоначальным указанием: «И соблюдайте молитву».
3. Всевышний Аллах сказал:
«И когда ты среди них, и руководишь молитвой для них, пусть часть их стоят с тобой» (Сура «Ан-Ниса», аят 102).
Суть содержащегося в этом аяте доказательства состоит в том, что Аллах в обязательном порядке предписал совершать коллективную молитву в случае войны, а в условиях мира — это еще более обязательно. Ведь если бы допускалось послабление в отношении совершения коллективной молитвы, то оно бы действовало именно тогда, когда плотные ряды молящихся могут стать объектом атаки противника, что могло бы быть веским доводом для проявления терпимости по поводу прекращения коллективной молитвы. Во-вторых, доказательства, содержащиеся в Сунне.
1. В обоих сборниках «Ас-Сахих» приводится хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, который говорил:
«Я намеревался повелеть совершать коллективную молитву, назначить человека, который руководил бы молитвой, а затем направить группу людей с вязанками хвороста к тем, которые не присутствовали на коллективной молитве, чтобы сжечь их дома».
Угроза сжечь дома применялась только в отношении тех, кто уклонялся от совершения обязательного религиозного предписания.
2. В сборнике «Ас-Сахих» Муслима рассказывается о слепом, который спросил:
«О Посланник Аллаха, у меня нет подходящего поводыря, который отвел бы меня в мечеть. Нельзя ли мне совершать молитву дома?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Слышишь ли ты призыв на молитву?» Слепой ответил: «Да, слышу». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда — отзовись».
Если это было приказано даже слепому человеку, у которого не было подходящего поводыря, который провожал бы его в мечеть, то что же тогда говорить о человеке зрячем, у которого нет никакой уважительной причины не откликаться на зов муэдзина.
3. Ибн Аббас, да будет Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если человек услышал призывающего к молитве и не отозвался на этот зов, не имея уважительной причины, то не будет принята совершенная им молитва в одиночестве. Люди спросили: «А что может быть уважительной причиной, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Страх или болезнь» (Хадис приводят Абу Дауд, Ибн Маджа и Ибн Хаббан в сборнике «Ас-Сахих»; см.: «Сахих ал-джамиа ас-сагира», N6176).
В-третьих, доказательства, содержащиеся в высказываниях сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
В своем сборнике Муслим приводит рассказ Абдаллы ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, о том, что тот, «кто счастлив встретиться с Аллахом завтра, будучи мусульманином, пусть соблюдает совершение молитв, когда звучит призыв к ним. Аллах узаконил для вашего Пророка действия, которые соответствуют пути истины, а соблюдение коллективных молитв относится к таким одобряемым действиям, соответствующим пути истины. Если же вы совершаете молитву у себя дома, как молится тот, кто пропускает коллективную молитву и не присутствует на ней, то это означает, что вы оставили Сунну вашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. А если вы оставили Сунну Пророка, то вы впали в заблуждение. Другое дело, если человек совершил омовение и очистился должным образом, а затем отправился в одну из мечетей, то за каждый шаг, сделанный им на этом пути, Аллах засчитывает ему одно доброе дело, поднимает его положение на одну ступень и снимает одно прегрешение. Я воочию убедился, что от коллективной молитвы отлынивает только лицемер, известный своим лицемерием. Одного человека даже вели двое других, чтобы он встал в ряд молящихся. Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Человек, живущий по соседству с мечетью, должен молиться только в мечети». Его спросили: «А что значит по соседству с мечетью?» Али ответил: «Это тот, кто услышал азан «(Хадис рассказал Ахмад ибн Ханбал в «Муснаде»).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:»Если сыну Адама нальют к ухо расплавленный свинец, то это будет для него лучше, чем если бы он услышал призыв на молитву и не отозвался на него». Разве после таких убедительных и ясных доказательств может быть какая-нибудь уважительная причина у того, кто отлынивает от совершения коллективной молитвы? Приведенные доказательства являются неопровержимым доводом для того, кто прочитал или услышал, и за это ему будет предъявлен спрос в день Воскресения. Однако весь успех принадлежит лишь Всевышнему Аллаху.
Польза коллективного намаза
Есть великая мудрость в том, что Всевышний и Всемогущий Аллах сделал законом совершение коллективной молитвы. Ее чрезвычайно полезные аспекты заключаются в следующем:
1. Проверка и испытание рабов Аллаха, чтобы Он знал, кто неукоснительно выполняет Его повеления, а кто игнорирует их и впадает в тщеславие.
2. Взаимное знакомство, дружба и укрепление связей мусульман между собой, чтобы они стали подобны единому организму или прочно возведенному зданию. Человека же, не совершающего молитвы в мечети, не знают жители квартала или данного района, за исключением тех, с которыми он связан мирскими делами и интересами.
3. Обучение невежественного человека и напоминание нерадивому, так как невежда видит остальных и берет с них пример, а нерадивый слышит проповедь и извлекает из этого для себя пользу.
4. Находясь в коллективе, молящийся проникается благоговением, всерьез задумывается и извлекает пользу из молитвы. Человек же, который молится у себя дома, может не только не испытывать ничего подобного, но и сама молитва зачастую становится для него тяжким бременем. Подобно петуху, он прокукарекает ее без всякой для себя пользы.
5. Запугивание и устрашение врагов Аллаха во главе с проклятым Иблисом и его приспешниками — чертями, людьми и бесами, которые вне себя от того, что мусульмане ходят в мечети, в особенности, молодежь.
6. Посещение мечети развивает активность и подвижность человека, а его организм укрепляется в результате частой ходьбы туда и обратно, особенно в том случае, если мечеть располагается достаточно далеко. В противоположность этому, молитва дома сопровождается, как правило, ленью и расслабленностью, что подтверждается жизненным опытом.
Таковы некоторые аспекты полезности совершения коллективной молитвы в мечетях. Вне всякого сомнения, кроме перечисленных, существуют и многие другие плюсы, как религиозного, так и мирского характера. Посему стремись, брат мой, мусульманин, совершать коллективную молитву в мечети, чтобы была зафиксирована твоя непричастность к лицемерию.
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал следующее:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Кто молится Аллаху в течение сорока дней совместно с коллективом, начиная с первого такбира, то ему будет записано избавление от двух бед: от огня и лицемерия.
(См.: «Ат-Таргиб ва-т-тархиб» ал-Албани. Об этом рассказал Ат-Тирмизи).
И Аллаху ведомо все наилучшим образом, и да благословит Аллах Пророка нашего Мухаммада, мир над ним.
Избранные фатвы о коллективном намазе
Суждение о совершении намаза в правительственных учреждениях и непосещении мечетей.
Вопрос: «Разрешается ли государственным служащим совершать молитву в своем учреждении, хотя рядом расположена мечеть, или совершение намаза в мечети обязательно?»
Ответ: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на словах и на деле узаконил совершение молитвы в мечети в составе группы. Пророк намеревался даже сжигать дома тех, кто не присутствовал в мечетях на коллективной молитве. Праведные халифы, сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах, а также их последователи добивались того, чтобы молитва совершалась в составе группы в мечетях. Достоверно установлено, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек услышал призыв и не явился, то молитва засчитывается ему только при уважительной причине». Достоверно известно также, что как-то слепой спросил его: «О Посланник Аллаха, у меня нет поводыря, который отвел бы меня в мечеть. Позволено ли мне совершать молитву дома?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Отзовись! «По другой версии он ему ответил: «Я не даю тебе освобождения». Отсюда вытекает очевидность обязательности для всех служащих любого учреждения совершать дневную молитву в ближайшей от места работы мечети. Тем самым они будут соблюдать Сунну, выполнять свой религиозный долг, в результате чего будут исключены всякого рода хитрые уловки для отлынивания от совершения молитвы в мечетях, либо вероятность уподобления лицемерам. И да благословит Аллах Пророка нашего Мухаммада, род его, сподвижников и да приветствует их всех.
(Постоянный комитет по научным исследованиям и изданию фатв, журнал «Ал-Бухус», 17).
Сосед, который не молится в мечети
Вопрос: «У нас есть сосед, дом которого расположен примерно в километре от ближайшей мечети. Однако он вот уже в течение восьми лет ни разу не был в мечети и не совершал пятничной молитвы. Когда я рассказал ему о нем имаму, он ответил в том смысле, что каждый отвечает сам за себя. Если мы, соседи, не дали доброго совета этому человеку, то допустили ли мы тем самым грех?»
Ответ: «Ваш долг давать добрый совет такому человеку. Если же добрые пожелания не окажут должного воздействия, то это дело следует довести до сведения Управления по призыву к добру и воспрещению зла или для рассмотрения судебной инстанции. Шейх Абдель Азиз Ибн Базз
Суждение о человеке, который направляется на молитву, оставляя детей дома
Вопрос: «Многих мусульман, живущих по соседству с мечетями, Аллах наставил на путь истинный, и они уходят на молитву, оставляя дома своих совершеннолетних и даже женатых детей. Они не приказывают детям идти на молитву, по словам некоторых, опасаясь побеспокоить их или вызвать отчуждение, особенно, если речь идет об утреннем намазе. Какую же позицию следует занимать по отношению к пастырю, который поступает подобным образом? Является ли его молитва действительной и причащены ли его подопечные?
Ведь его дети остаются дома и не присутствуют на коллективной молитве, а отец оставляет это великое дело на их усмотрение и выбор. Он говорит: «Аллах наставит их должным образом и без использования обязательных для этого средств, содержащихся в Шариате Аллаха». Отец допускает небрежность и нерадивость в этом великом деле, не давая возможности человеку проявить свое религиозное усердие. В результате нерадивости отцов в отношении детей по поводу совершения молитвы в мечети, возникло серьезное непослушание сыновей своим отцам и семьям, подтверждений и свидетельств чему очень много. Я прошу вас наставлять нерадивых мусульман, которые не соблюдают свой долг в отношении этого великого дела и поправлять их искаженное понимание данного вопроса».
Ответ: «Мы говорили по этому поводу следующее: «Человек, который приходит на намаз в мечеть, оставляя детей дома, по нерадивости своей не повелевая им следовать за ним и не запрещая им проявлять небрежность в этом, совершает ошибку, не давая своим детям должного воспитания и наставления. Что же касается его собственного намаза, то он вполне действителен сам по себе. Если же человек просто не справляется со своими детьми, то есть он приказывает и запрещает им, а они не слушаются его, то в этом случае он обязан передать это дело лицам, облеченным соответствующими полномочиями, и пусть в Аллахе он не боится никаких упреков. Когда же об этом будет сообщено компетентным людям, то они обязаны предпринять необходимые действия.
Шейх Ибн Асимин