Вопрос: Каковы обязательные качества, которые должен иметь исламский хиджаб? Существует множество разных форм хиджаба, и у меня есть подруга из Дании, которая недавно приняла Ислам. Она очень рада этому (хвала Аллаху) и хочет надеть хиджаб. Я прошу указать нам место, где сказано, что хиджаб должен быть длинным джильбабом. Она крайне нуждается в вашем ответе.
Ответ: Хвала Аллаху…
Шейх аль-Албани, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: Условия (шурут) хиджаба следующие:
Первое: Хиджаб должен закрывать все тело, кроме того, что исключено из этого обязательства.
Об этом говорится в слове Всевышнего Аллаха:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُلْ لِأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلَابِيبِهِنَّ ۚ ذَٰلِكَ أَدْنَىٰ أَنْ يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ ۗ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَحِيمًا
«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный» (Коран, 33:59).
В этом аяте ясно говорится об обязанности покрывать всю красоту женщины и запрете раскрывать какую-либо часть тела перед посторонними мужчинами, за исключением того, что случайно обнажилось, за что не будет на них греха, если они поспешат прикрыться.
Хьафиз Ибн Касир сказал в своем тафсире:
− Они не раскрывают перед посторонними мужчинами ничего из своих красот, за исключением того, что невозможно скрыть. Ибн Мас’уд сказал: «Например, верхняя накидка и другая одежда, которую носили арабские женщины — то, что покрывает голову, но не скрывает нижнюю часть одежды, и в этом нет греха, потому что это невозможно скрыть».
Второе: Хиджаб не должен быть украшением сам по себе.
Потому что Всевышний Аллах сказал:
وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا ۖ وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّ ۖ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُولِي الْإِرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَىٰ عَوْرَاتِ النِّسَاءِ ۖ وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِنْ زِينَتِهِنَّ ۚ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَ الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете» (Коран, 24:31).
Этот аят общего значения включает верхнюю одежду. Красивая одежда привлекает внимание мужчин, о чём свидетельствуют слова Всевышнего:
وَقَرْنَ فِي بُيُوتِكُنَّ وَلَا تَبَرَّجْنَ تَبَرُّجَ الْجَاهِلِيَّةِ الْأُولَىٰ «Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества…» (Коран, 33:33), а так же слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не спрашивайте меня о трех: о мужчине, который оставил джамаат, ослушался своего имама и умер в ослушании. Рабыня или раб, которые сбежали от своего господина и умерли. Женщина, муж которой обеспечивает ее, тогда как она в его отсутствие наряжается и выходит из дома. О них даже не спрашивай!». Хадис передали аль-Хаким (1/119) и Ахьмад (6/19) со слов Фаддаля бинт ‘Убайд. Этот хадис с достоверной цепочкой передатчиков приводится в «аль-Адаб аль-Муфрад» (аль-Бухари).
Третье: Хиджаб должен быть из плотной, непросвечивающей ткани, потому что только такое покрывало может прикрыть тело. Просвечивающая одежда увеличивает искушение женщиной и её привлекательность. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал по этому поводу: «В последние дни моей Уммы будут женщины, одетые и в то же время голые, а на их головах, как будто верблюжьи горбы. Проклинайте их – поистине, они прокляты». В другой версии хадиса добавлено: «Они не войдут в Рай и даже не почувствуют его запаха, хотя его аромат можно почувствовать на таком-то расстоянии от неё». Хадис передал Муслим со слов Абу Хурейры.
Ибн Абд аль-Барр сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду женщин, которые одеты во что-то облегающее из лёгкой ткани, которая не прикрывает наготу, поэтому их одежда – одно название, в действительности же эти женщины голые». Передал ас-Суйути в «Танвир аль-Хьавалик» (3/103).
Четвертое: Хиджаб должен быть свободным, не облегающим, чтобы не прорисовывалась какая-либо часть тела.
Целью одеяния в одежды является предотвращение искушения (фитны), что может быть достигнуто только при помощи широкой, свободной одежды. Узкая, прилегающая одежда может скрывать цвет кожи, но в то же время она подчеркивает формы тела, дразня воображение мужчин. Несомненно, такое одеяние является одной из форм непристойности и призывом к греху, поэтому обязательно, чтобы одежда была широкой. Усама б. Зайд сказал:
− Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал мне одежду из плотного египетского полотна. Эта одежда была из подарков, которые ему подарил Дахьийа аль-Кальби. Я отдал эту одежду моей жене. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «Почему ты не одеваешь египетскую одежду?» Я сказал: «Я отдал её моей жене». Он сказал: «Вели ей одеть под неё рубаху, т.к. я боюсь, она будет облегать её тело». Хадис передали ад-Дыйаъ аль-Макъдиси в «аль-Ахьадис аль-Мухтара» (1/441), Ахьмад, аль-Байхакъи с хасан иснадом.
Пятое: Хиджаб не должен пахнуть ладаном или парфюмерией.
Есть множество хадисов, запрещающих женщинам использовать благовония при выходе из дома. Мы приведем некоторые из этих хадисов с достоверной цепочкой передатчиков:
1. От Абу Мусы аль-Аш’ари, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любая женщина, которая надушилась, а затем прошла мимо людей и они почувствовали её запах, является прелюбодейкой».
2. От Зайнаба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас (женщин) собирается в мечеть, пусть не прикасается к духам».
3. От Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любая женщина, которая использовала бахур (ладан), пусть не участвует с нами в ночной (‘ишаъ) молитве».
4. От Мусы б. Йассар, что мимо Абу Хурейры прошла женщина, от которой исходил сильный аромат, и он сказал: «О рабыня Джаббара! Не в мечеть ли ты направляешься?». Она ответила: «Да». Он сказал: «И для этого ты умастилась благовониями?». Она сказала: «Да». Он сказал: «Возвращайся назад и умойся. Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Аллах не примет молитву женщины, от которой исходит аромат благовоний, пока она не вернется домой и не умоется»».
Приведенные хадисы имеют общий смысл, который сводится к тому, что благовония, которыми умащают тело, так же используется и для одежды. В третьем хадисе упоминается ладан, который в большинстве случаев используется для одежды.
Причина его запрета очевидна, и заключается в том, что это способствует возбуждение страстей. Ученые отнесли к этому всё, что входит в эту категорию вещей, например, красивая одежда, ювелирные изделия, которые видны, чрезмерное украшение, а так же смешение с мужчинами. (См. Фатх аль-Бари, 2/279)
Ибн Дакъикъ аль-‘Ид сказал: Женщине, которая отправляется в мечеть, запрещено использовать духи, потому что их аромат может вызывать желание у мужчин. Об этом сообщил аль-Манави в Файд аль-Къадир, в комментариях к первому хадису от Абу Хурайры, приведенному выше.
Шестое: Одежда женщин не должна быть похожа на одежду мужчин.
В достоверных хадисах сообщается, что женщина, которая уподобляется мужчинам в одежде или в чём-либо другом, проклята. Вот некоторые из этих хадисов:
1. Хадис Абу Хурейры, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял мужчину, который носит женскую одежду, и женщину, которая носит мужскую одежду.
2. Хадис Абд-Аллаха б. ‘Амра, который сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не относятся к нам женщина, уподобляющаяся мужчинам, и мужчина, уподобляющийся женщинам».
3. Хадис Ибн Аббаса, который сказал: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин, и сказал: «Изгоняйте их из домов». Он (т.е. Ибн Аббас) так же сказал: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, изгнал такого-то, и изгнал ‘Амр такого-то. В другой версии хадиса говорится: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женщин, которые уподобляются мужчинам, и мужчин, которые уподобляются женщинам.
4. Хадис Абд-Аллаха б. ‘Амра, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Три категории людей не войдут в Рай, и не посмотрит на них Аллах в День воскресения: ослушающийся родителей, мужеподобная женщина, уподобляющаяся мужчинам, и сводник».
5. Хадис Ибн Абу Малика (его имя – Абд-Аллах б. Убайд-Аллах), который сказал: Спросили Аишу, да будет Аллах доволен ею: «Что, если женщина носит мужские сандалии?». Она ответила: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женщин, которые ведут себя как мужчины».
Эти хадисы содержат ясные доказательства того, что женщинам запрещено уподобляться мужчинам, и наоборот. Они включают в себя одежду и другие вопросы, кроме первого хадиса, в котором говорится только об одежде.
Седьмое: Одежда не должна походить на одежду не мусульман.
Шариат запрещает мусульманам — женщинам и мужчинам – уподобляться кафирам, будь то в их поклонении, праздниках или в одежде, характерной для них. К сожалению, сегодня многие мусульмане пренебрегают этим великим правилом исламского Шариата, даже те, кто заботятся о религии и призывают к ней других. Это происходит или из-за незнания своей религии, или по причине следования собственным желаниям, или из-за заблуждений, связанных с современными традициями, или подражания кафирской Европе. Это подражание является одной из основных причин упадка и слабости мусульман, которые позволили иностранцам подавить и колонизировать себя. «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Коран, 13:11), если бы они только знали!
Следует знать, что этому важному правилу есть много доказательств в Коране и Сунне, и что Сунна раскрывает и объясняет доказательства из Корана, как это всегда бывает.
Восьмое: Одежда не должна быть одеждой тщеславия.
В хадисе Ибн ‘Умара, да будет Аллах доволен им, говорится: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кто носил в этом мире одежду, вызывающую тщеславие, Аллах оденет в День воскресения в одежду унижения и ввергнет в ней в Огонь». (Хьиджаб аль-Маръа аль-Муслима, с. 54-67).
А Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.
Islam Q&A фатва № 6991
Перевод: www.sawab.info