О том, что не нарушает омовения
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Нет сомнения в том, что о том, что тот или иной обряд поклонения нарушен, можно утверждать лишь при наличии Священных текстов Корана и достоверной Сунны, или же единогласного мнения! И это касается также и того, что нарушает омовение. См. “аль-Ишраф” 1/100, «аль-Маджму’» 1/55.
Среди поступков и вещей, которые многие считают нарушением омовения, но что таковым не является, следующее:
1. Прикосновение к женщине.
Нарушает ли прикосновение к женщине омовение или нет?
●● Относительно этого вопроса существует три мнения среди ученых:
●● Первое мнение состоит в том, что прикосновение к женщине нарушает омовение в любом случае. Это мнение было мнением таких сподвижников, как Ибн Умар и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), а также этому мнению отдал предпочтение имам аш-Шафи’и и к этому склонился также Ибн Хазм. См. “аль-Умм” 1/15, “аль-Мухалля” 1/244.
Их доводом был аят Корана: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или соприкоснулся с женщинами и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (аль-Маида 5: 6).
Ибн Умар и Ибн Мас’уд говорили: “Под «прикосновением» речь идет не о половом акте”. См. “Тафсир ат-Табари” 1/502.
●● Второе мнение состоит в том, что прикосновение к женщине нарушает омовение, если прикосновение было с вожделением, т.е. со страстью. Этого мнения придерживались имам Малик, а также это известное мнение имама Ахмада. См. “аль-Мудаууана” 1/13, “аль-Мугъни” 1/192.
●● И третье мнение состоит в том, что прикосновение к женщине не нарушает омовение, и нет разницы в прикосновении к женщине, будь это осознанно или случайно, со страстью или нет, близкая женщина или посторонняя, в любом случае это не нарушает омовения. Это мнение Ибн Аббаса, а также имама Абу Ханифы, Хасана аль-Басри, Ата, Тауса, аш-Шайбани и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Мабсут” 1/68, “аль-Аусат” 1/126, “Маджму’уль-фатауа” 21/410.
●● И это мнение является самым верным из трех существующих.
Что касается тафсира Ибн ‘Умара и Ибн Мас’уда, что в аяте идет речь о простом прикосновении, то это было бы сильным доводом, если бы не было известно, что кто-то из сподвижников противоречил им в этом понимании. Однако достоверно известно, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) о словах Аллаха: «соприкоснулись», сказал: “Речь идет о половой близости”. Ибн Аби Шайба 1/166. Иснад достоверный.
Более того, толкование Ибн Умара и Ибн Мас’уда противоречит тому, на чем был посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Обычно я спала перед посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), протягивая ноги в направлении его Киблы. И когда он совершал земной поклон, он касался меня, и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, снова вытягивала их”. аль-Бухари 382, Муслим 272.
Если бы простое прикосновение к женщине нарушало бы омовение, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не продолжал бы совершать молитву, после того как он коснулся Аишу. И со слов Аишы видно, что это случилось не один раз, а имело постоянный характер.
Также ‘Аиша рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) целовал своих жен, и совершал молитву, не возобновляя омовения”. Ахмад 1/68, ан-Насаи 1/104. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани называли этот хадис достоверным. См. «Файдуль-Къадир» 5/129, «Сахих аль-джами’» 4997.
Также сообщается: “Умар однажды поцеловал свою жену и помолился, не совершив омовения”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 3/44. Иснад достоверный.
Таким образом, то мнение, что прикосновение не нарушает омовения, является самым аргументированным. И даже передается от имама аш-Шафи’и, что он говорил: “Если хадис о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) целовал перед молитвой своих жен и не совершал омовение достоверный, то я не считаю, что прикосновение к женщинам нарушает омовение!” См. “ат-Тальхыс” 1/44, Ибн Хаджара.
Мусульмане всегда прикасались к женщинам, будь то случайно или сознательно, что относится к родным. И не передается от кого-либо, кто бы повелевал после этого совершать омовение, и не передается ни от кого-либо из сподвижников, кто бы совершал после этого омовение или же велел совершать омовение. И как сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Не передается ничего от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершал омовение после прикосновения к своим женам!” См. “Маджму’уль-фатауа” 21/410.
И несмотря на то, что прикосновение даже к посторонней женщине не нарушает омовения, сознательное прикосновение к ним запрещено! А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для мужчины лучше, чтоб ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснется к женщине, которая ему не дозволена!» ат-Табарани в «аль-Кабир» 20/210. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 226 и «Сахих аль-джами’» 5045.
2. Сомнение.
●● От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас почувствует у себя в животе беспокойство и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, то пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах». Муслим 1/99.
Это величайший хадис, который содержит в себе важнейшее правило религии: «Сомнение не нарушают убежденность», насколько бы они не были сильными. Если человек уверен в том, что он совершил омовение, но не помнит, что его нарушил, тогда у него есть омовение. И также, если человек знает, что он нарушил омовение, но не помнит, что он его взял, тогда у него нет омовения. Ученые в этом вопросе единодушны.
●● Однако если человек не чувствовал запах и не слышал звука, но он уверен, что произошло выделение газа, то его омовение нарушено. Имам аль-Багъауи сказал: “Смысл хадиса заключается в том, чтобы человек не прерывал молитву, пока не будет убежден в том, что он нарушил омовение. А два этих признака в хадисе упоминается по той причине, что чаще всего выделение газов сопровождаются звуком и запахом”. См. “Шарху-Ссунна” 1/353.
●● Также если человек завершил омовение или же любой вид поклонения, а затем его постигают какие-то сомнения относительно этого, упустил ли он что-то или нет и т.п., то не следует обращать на это внимание. Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) говорили: “Сомнение, постигаемое после завершения поклонения, не берется в расчет”. См. “Фатауа аль-ляджна” 7/143.
3. Болезненные выделения.
●● Если у человека есть болезненные выделения, будь то простатит, недержание мочи, хронические кровотечения и т.п., то эти вещи уже перестают быть причиной нарушения омовения. Доказательством этому является хадис от Фатимы бинт Аби Хубайш, которая пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросила: “О посланник Аллаха! У меня хронические кровотечения (истихада), от которых я не могу очиститься. Так следует ли мне оставить молитву?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет! Поистине, это не менструация, а кровотечения из сосуда. Когда у тебя начнутся месячные, то воздержись от молитвы, а когда они прекратятся, то отчистись от крови (соверши полное омовение), и совершай молитву, совершая перед каждой молитвой малое омовение». аль-Бухари 320, Муслим 1/62.
●● Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Тот, кто не в состоянии сохранить омовение на протяжении времени совершения молитвы, тот просто совершает омовение и молится, а выделения, которые произойдут во время молитвы, не причинят ему вреда! И это не нарушает его омовения по единогласному мнению факъихов! Максимум, что полагается такому человеку (у которого болезненные выделения) – это совершения омовения перед каждой молитвой”. См. “Маджму’уль-фатауа” 21/221.
Таким образом, человек, у которого по болезни есть постоянные выделения, может совершить только одну обязательную молитву и все связанные с ней добровольные молитвы, а при наступлении следующей молитвы это омовение становится недействительным и его необходимо возобновить.
4. Прикосновение к анальному отверстию или к чужому половому органу.
●● Прикосновение к анальному отверстию или прикосновение жены к половому органу мужа или наоборот, не нарушают омовения, поскольку нет на это никаких указаний. Сторонники того мнения, что упомянутое нарушает омовение, провели аналогию с известным хадисом: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение». Однако данный хадис не содержит в себе указаний на это, поскольку в хадисе сказано: «к своему половому органу», а не к половому органу вообще. И анальное отверстие (дубур) не называется половым органом.
●● Всевышний Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие… которые оберегают свои половые органы (фурудж) от всех, кроме своих жен или невольниц» (аль-Муминун 23: 1, 5-6).
Никто из толкователей Корана не истолковал слова «половой орган» (фардж), как анальное отверстие.
●● И Аллах Всевышний сказал: «оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц». Нет никаких сомнений в том, что половой акт с женщиной совершается половым органом, а не анальным отверстием!
Имам Ибн Хазм сказал: “Называть анальное отверстие (дубур) половым органом (фардж) не является правильным!” См. “аль-Мухалля” 1/241.
Также в известных словарях по арабскому языку, как «Лисануль-‘араб» или «ан-Нихая» не сказано, что слово «закар», «фардж» (половой орган), также имеет значение: «дубур» (анальное отверстие).
Таким образом, прикосновение к анальному отверстию или половому органу мужа и жены, а также и детей при подмывании и т.п. не нарушает омовения, поскольку нет на это никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне, и нет на это единогласного мнения (иджма’). См. “аль-Мухалля” 1/241, “аль-Аусат” 1/210, “аль-Кафи” 1/149.
5. Купание умершего или сопровождение носилок.
●● Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто искупал умершего, то пусть искупается сам, а кто нес носилки пусть совершит омовение». Абу Дауд 3161, аль-Байхакъи 1/303. Хадис достоверный. См. «Ируауль-гъалиль» 1/184.
●● Однако это повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) не является обязательным, а является желательным, что объясняется другими преданиями. От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет на вас обязанности совершать полное омовение после купания мертвого, ибо ваши мертвые не являются нечистыми, и вам достаточно вымыть ваши руки». аль-Хаким 1/386, аль-Байхакъи 3/398. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим.
●● Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Когда мы купали наших мертвых, кто желал, совершал полное омовение, а кто не желал, не совершал его». ад-Даракъутни 191, аль-Хатыб 5/424. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад достоверным.
●● Имам аль-Хаттаби говорил: «Я не знаю кого-либо из факъихов, кто обязывал бы совершать гъусль тому, кто искупал умершего или омовение тому, кто нес умершего. Поэтому веление в этом хадисе можно отнести к желательному». См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/438.
6. Прикосновение к нечистотам.
●● Прикосновение к нечистотам не нарушают омовения, ибо на это нет никаких указаний, и в этом вопросе вообще нет разногласия среди ученых! См. “аль-Аусат” 1/203.
●● Однако нет сомнения в том, что наджасу необходимо удалять с тела или одежды!
7. Выход воздуха из полового органа.
●● Выход воздуха из полового органа, что в основном бывает у женщин, не нарушает омовение. См. “аль-Мабсут” 1/83.
●● Шейх Ибн Усаймин сказал: “Что касается воздуха, выходящего из полового органа женщины, то он не нарушает омовение, поскольку это не воздух, выходящий из анального отверстия”. См. “Фатауа маратиль-муслима” 1/14.
8. Смех в молитве.
Те, кто считает, что смех в молитве нарушает ее, опираются на хадис от Абуль-Алии: «Однажды один слепой человек проходил мимо пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, когда они совершали молитву, и упал. Некоторые сподвижники засмеялись, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел тем, кто засмеялся возобновить омовение и молитву».
Этот хадис приводят ад-Даракъутни и Ибн ‘Ади с очень слабым иснадом, и в том, что данный хадис слабый не было среди мухаддисов разногласий. См. “Сыфа аль-уду” 52, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/142.
●● Сообщается, что когда Джабира (да будет доволен им Аллах) спросили о смехе в молитве, он сказал: “Следует повторить молитву, и не повторять омовение”. аль-Байхакъи 1/144, ад-Даракъутни 1172. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.
И если смех в молитве не нарушает омовение, то смех вне молитвы не нарушает его тем более!
9. Кровопускание и выход крови не из полового органа.
●● Что же касается кровотечения, то оно также не нарушает омовения. Джабир ибн Абдуллах рассказывал, что во время одного из военных походов один ансар был трижды ранен из лука во время своей молитвы, однако он не прекратил молиться, истекая кровью. Абу Дауд 198, Ибн Хузайма 36. Хадис хороший. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 192.
Имам аш-Шаукани писал: “Нет сомнения в том, что пророку (мир ему и благословение Аллаха) сообщили об этом происшествии, и он не осудил совершение молитвы, истекающим кровью. И если бы выделение крови нарушало бы омовение, то он разъяснил бы обязательно это всем, кто принимал вместе с ним участие в этом походе”. См. “Сайлюль-джаррар” 1/99.
То же самое говорил и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/606.
●● Также в этом хадисе указание на то, что кровь не является нечистотой (наджас).
●● Сообщается, что “’Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) совершал молитву в то время, когда у него выделялась кровь”. Малик 1/39, Ибн Са’д 3/350. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.
●● Также Хасан аль-Басри сказал: «Мусульмане не переставали совершать молитву, истекая кровью от ранений». аль-Бухари 1/280.
Что же касается кровопускания, то оно также имеет отношение к обсуждаемому и Ибн ‘Умар говорил: “Тот, кто совершил кровопускание, не обязан совершать омовение, пусть просто помоет место совершения кровопускания”. аль-Байхакъи 1/140. Иснад достоверный.
10. Рвота и отрыжка.
●● Утверждения о том, что рвота или отрыжка нарушают омовение, нуждаются в доказательствах, которых не существует, о чем говорили имамы аш-Шаукани и ас-Сан’ани. См. “Субулю-Ссалям” 1/100 и “Найлюль-аутар” 1/180.
Что же касается хадиса, в котором сказано: «После рвоты, носового кровотечения, отрыжки или выделения прозрачной жидкости (мази), следует прервать молитву и совершить омовение» Ахмад, Ибн Маджах, то этот хадис не является достоверным.
Но есть достоверное сообщение от Ма’дана, что Абу ад-Дарда рассказывал о том, что после того, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) вырвал, он совершил омовение. После этого Ма’дан встретил Саубана и рассказал ему об этом, и Саубан сказал: “Он сказал правду, я сам поливал воду пророку (мир ему и благословение Аллаха), когда он совершал омовение”. ат-Тирмизи 1/58, Абу Дауд 7/8. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.
Однако в этом хадисе нет указания на обязательность совершения омовения после рвоты, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел этого, а совершил омовение сам, что указывает только на желательность такого поступка, ибо поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха) сам по себе не указывает на обязательность какого-либо положения. См. «аль-Мугъни» 1/247, «Ируауль-гъалиль» 1/148.
11. Сквернословие, сплетни и т.п.
●● Хадис, в котором сказано, что сквернословие и сплетни (гъиба, намима) нарушают омовение, не является достоверным. См. “аль-‘Иляль” 1/365 имама Ибн аль-Джаузи.
12. Бритье или стрижка волос и ногтей.
●● От Абу Миджляза сообщается, что “он видел, как Ибн ‘Умар подстриг ногти и не совершил омовения”. Ибн Аби Шайба 1/55. Иснад достоверный.
●● Хасан аль-Басри говорил: “Тот, кто подстриг волосы или ногти, или же снял носки, тот не должен совершать омовения!” Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 1/482.
Все ученые считали, что человек не обязан ничего совершать после того, как подстриг ногти или же волосы, и только от Муджахида и ат-Табари передается, что они считали необходимым совершения омовения после этого. См. “аль-Мусаннаф” 1/56, “аль-Мабсут” 1/65.
А аз-Зухри, ‘Ата, Ибрахим ан-Наха’и и Хаммад считали желательным просто протереть водой эти места после стрижки. См. “аль-Мабсут” 1/65, “Шарх аль-Мууатта” 1/39.
Однако нет на желательность этого никакого довода ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах сподвижников! И нам неизвестно на что они опирались при этом.
Ведь желательность – это тоже шариатское положение (хукм), на который необходимо иметь довод! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Не дозволено быть какой-либо вещи обязательной или же желательной, кроме как на основании шариатского довода, указывающего на обязательность или желательность!” См. “Маджму’уль-фатауа” 1/265.
Имам аш-Шаукани сказал: “Желательность – это законоположение шариата, на которое также должно быть доказательство”. См. “Сайлюль-джарар” 4/70.
Шейх Дибьян ибн Мухаммад ад-Дибьян, приведя все мнения относительно омовения или протирания водой ногти или волосы после стрижки, сказал: “Верным является то, что не узаконено ни совершения омовения, ни протирание мест после стрижки ногтей или волос! Ведь обязательность или же желательность этого нуждается в доказательстве, а его нет!” См. “Ахкаму-ттахара” 3/279.
13. Снятие носков после их протирания (масх).
●● Среди ученых существуют разногласия относительно вопроса: нарушается ли малое омовение, если человек снял носки и т.п. после того, как он совершил малое омовение и протер их?
По этому поводу существуют три мнения:
Первое: малое омовение такого человека не нарушается, и он ничего не должен делать;
Второе: малое омовение такого человека не нарушается, но ему следует помыть ноги;
Третье: малое омовение такого человека нарушается, и он обязан заново совершить его.
В пользу каждого из этих мнений высказались саляфы, что приводят ‘Абдур-Раззакъ в «аль-Мусаннаф» 1/210 и Ибн Аби Шейба 1/187-188.
Несомненно, самым правильным мнением из вышеупомянутых мнений является первое, ибо оно согласуется с самой сутью обтирания, которое является дозволением и облегчением, дарованным Аллахом. Что же касается других мнений, то они противоречат этому шариатскому облегчению, о чем сказал имам ар-Рафи’и. См. «Шарх аль-Уаджиз» 2/370.
●● Доводом в пользу этого мнения является то, что нет никаких указаний на то, что снятие носков нарушает омовение! А также достоверно известно, как “праведный халиф ‘Али ибн Аби Талиб однажды совершил малое омовение и протер свои сандалии, после чего снял их и прочитал намаз”. См. “Тамаму-ннасх фи ахкам аль-масх” 91.
●● Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Малое омовение человека, который обтер носки и чалму, не нарушается, если он снял их. Оно также не нарушается, если истек срок их обтирания. И от человека не требуется обтирать голову или мыть стопы (после снятия этого). Таково мнение аль-Хасана аль-Басри. И согласно достоверному мнению ханбалитского мазхаба и высказыванию большинства ученых, это можно сравнить с удалением волос, которые были обтерты”. См. “аль-Ихтиярат” 15.
Этого мнения также придерживался Къатада и Ибн Аби Лейля. И его выбрал имам Ибн аль-Мунзир, имам Ибн Хазм, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, а также шейх аль-Альбани, шейх Ибн Баз и шейх Ибн ‘Усаймин. См. “аль-Мухалля” 2/105-109, «аль-Маджму’» 1/557, “Фатауа Ибн Баз” 10/113, “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 11/193.
Что же касается сообщения, что когда одного из сподвижников спросили о человеке, который обтер свои носки, а затем снял их, он ответил: «Он должен помыть свои стопы», то это сообщение слабое!
Его приводят Ибн Аби Шейба 1/187 и аль-Байхакъи 1/289, и в его иснаде есть передатчик по имени Язид ибн ‘Абдуррахман ад-Даляни, о котором хафиз Ибн Хаджар сказал: “Он правдив, но часто ошибался и прибегал к подтасовке хадисов (тадлис)”.
14. Взгляд на аурат человека.
●● Это также не нарушает омовение, однако является грехом, если смотреть на аурат постороннего человека.