Вопрос: Каков самый лучший способ совершения молитвы «Витр»?
Ответ: Хвала Аллаху!
Молитва «Витр» является одним из величайших актов поклонения, приближающих человека ко Всевышнему Аллаху, так что даже некоторые ученые считали её одной из обязательных молитв.
Достоверно же то, что эта молитва является «Сунной муаккада» («утвержденной Сунной»), регулярно придерживаться которой следует каждому мусульманину, и нежелательно оставление её.
Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Кто оставит «Витр», тот является плохим человеком, чьё свидетельство не должно приниматься». Это указывает на прочность позиции, которую занимает молитва среди остальных видов поклонения. Мы можем кратко изложить способы совершения «витра» в следующих пунктах:
Время её: Начинается со времени совершения человеком ночной молитвы (Иша), даже если она и была объединена с вечерней молитвой (во время Магриба) и вплоть до наступления рассвета. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Поистине Аллах даровал вам молитву, и это – Витр. И предписал совершать его между молитвой «Иша» и вплоть до наступления рассвета». Хадис привел Тирмизи (425). Аль-Албани охарактеризовал его достоверным в «Сахих аль-Тирмизи».
Что лучше — совершать эту молитву в начале времени её наступления или же отложить её?
В Сунне указывается, что если кто-то пожелает совершить молитву в конце ночи, то лучшим для него является отложение витра к этому времени, ибо молитва в конце ночи является наилучшей и у неё есть свидетели.
Кто же боится, что не сможет подняться на молитву в конце ночи, тому следует совершить витр до того, как он отправится спать, ибо согласно хадису от Джабира (да будет доволен им Аллах) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: « Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит витр в начале её, а кто желает совершить витр в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине, молитва в конце ночи имеет свидетелей, и это лучше». (Муслим , 755)
Навави писал: «Это – правильная точка зрения. Другие хадисы, где в общих чертах говорится об этой теме, должны быть рассмотрены в свете данного достоверного и ясного сообщения, к которым относится и следующий: «Мой друг (т.е. Аллах, Преславен Он и Велик) посоветовал мне не ложиться спать, не совершив витра». Это относится к тем, кто не уверен, что сможет проснуться в конце ночи, чтобы совершить витр». «Шарху Муслим» (3/277).
Количество ракаатов: Самое малое число ракаатов молитвы витр — один ракаат.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Витр – это один ракаат в конце ночи». (Муслим, 752). Также он сказал: «(Во время) ночной молитвы (сначала совершают) два ракаата, (потом еще) два (и так далее), а если кто-нибудь из вас станет опасаться (наступления) утра, пусть совершит один ракаат, что сделает (общее количество совершенных им ракаатов) этой молитвы нечетным» (Аль-Бухари, 911 и Муслим, 749). И если человек сократит количество ракаатов витра до одного, то он поступит согласно Сунне…Также Витр может состоять из трех, пяти, семи и девяти ракаатов.
Если витр состоит из трех ракаатов, он может быть совершен двумя путями, предписанными Шариатом:
Во-первых: Совершать их следует один за другим, произнеся в конце один ташаххуд, согласно хадису от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не произносил слов таслима после двух ракаатов витра». В другой её версии говорится: «Он совершал витр в 3 ракаата и садился лишь в последнем». (Нисаи, 3/234; Бейхаки, 3/31).В «Аль-Маджму (4/7) Навави пишет: «(Хадис) был передан Насаи с хорошим иснадом, а Бейхаки – с достоверным.
Во-вторых: После двух ракаатов следует произнести таслим и завершить витр совершением ещё одного ракаата. Как следует со слов от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), он отделял два ракаата витра от последнего таслимом и сообщил, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поступал таким же образом. Хадис был приведен Ибн Хиббаном (2435). Ибн Хаджар сообщил в «Фатхе» (2/482) о том, что иснад данного хадиса является «прочным» (гавыйй).
Если же человек совершает витр, состоящий из пяти и семи ракаатов, ему следует последовательно выполнить их все, завершив молитву произнесением лишь одного ташаххуда и таслима, согласно хадису от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Посланник Aллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал по ночам тринадцать ракаатов, из которых пять (приходились на) витр и садился лишь в конце их». (Муслим, 737).Передают со слов Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву витр, (состоящую) из пяти и семи ракаатов, которые не отделял друг от друга ни таслимом и ни (какими-либо) иными словами». (Ахмад, 6/290; Ан-Насаи, 17/4). Ан-Навави пишет: «Иснад его – хороший» («Аль-Фатх аль-Раббани», 2/297). Аль-Албани подтвердил достоверность данного хадиса в «Сахих аль-Насаи».
Если же человек совершит витр, состоящий из девяти ракаатов, то они должны быть выполнены нераздельно, садясь лишь после восьмого ракаата для произнесения ташаххуда. Затем ему следует выполнить последний ракаат и вновь произнести ташаххуд и таслим в конце её. У Муслима (746) приводится хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал девять ракаатов и садился лишь после восьмого ракаата, во время которого он поминал Аллаха, прославлял Его и обращался к Нему с молитвой. Затем Он поднимался, не произнеся таслима, стоя совершал девятый ракаат и вновь садился, поминал Аллаха, прославлял Его и обращался к Нему с молитвой. Далее он произносил таслим, который мы могли расслышать».
Если же совершать одиннадцать ракаатов витра, то таслим произносится после каждого второго ракаата и завершается молитва одним лишь ракаатом.
Наименьшей и полной формой витра является совершение двух ракаатов, после которых произносится таслим. Затем выполняется ещё один ракаат и ещё один таслим. Разрешается объединить их все с произнесением одного таслима в конце молитвы. При этом, однако, допускается произнести лишь один ташаххуд, а не два, как об этом было уже сказано.
В первом ракаате следует прочитать полностью суру «Всевышний» (87), во втором ракаате — суру «Неверные» (109), а в третьем — суру «Очищение» (112).
У Насаи приводится хадис (1729) от Убайй ибн Ка’ба о том, что: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) читал в молитве витр «Саббих исма раббикаль-А’ля», «Куль йа аййухаль – Кафирун» и «Куль хувАллаху Ахад». Аль-Албани подтвердил достоверность данного хадиса в «Сахихе Насаи».
Все эти формы совершения витра упомянуты в Сунне. Лучше же всего для мусульманина не придерживаться лишь одной формы, а совершать один раз одну форму, а в следующий раз – другую и т.д. Таким образом, будет соблюдена вся Сунна.
Аллаху ведомо лучше.
Фатва № 46544
Источник: fatwaonline.net