«И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварища, будьте добрыми в отношении родителей, близких, сирот, бедных, путника (который остановился у вас), соседа, который является родственником, и соседа не родственника (чужого человека)» (сура «Ан-Ниса», аят 36).
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) часто говорил: «Кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть привечает гостей!» (Бухари,Адаб, 85; Муслим, Иман, 74). Кроме того, он подчеркивал, что угощение гостей и прекрасное отношение к ним служат причиной быстрого наступления изобилия и благоденствия в доме. (Ибн Маджа, Ат’има, 55).
Однако возникает вопрос, дозволено ли мужу поселять в своем доме другого мужчину, чтобы он жил с ними под одной крышей, когда жена против этого? Обязательно ли в этом случае согласие жены? Какие религиозно-правовые заключения связаны с этим делом?
Муж обязан предоставить своей жене личное жилище, которое скрывало бы ее от людских взоров, защищало от холода, от жары, которое предоставляло бы ей возможность хранить от постороннего вмешательства людей личные вещи и секреты. Муж не может принуждать свою жену жить с кем-нибудь другим, так как это вредит ей, попирает ее права на личное жилище, которое гарантирует ей Шариат.
Аль-Касани, да помилует его Аллах, сказал: «Если муж желает поселить одну жену с другой или поселить жену со своими родственниками (со своей матерью, своей сестрой, своей дочерью или другими родственниками), но она откажется, то он обязан предоставить ей отдельное жилице. Так как они, возможно, обидят ее и навредят в доме, и ее отказ является доказательством наличия вреда и обиды… Мужу в любое время может понадобиться уединение со своей женой и возможность заняться с ней любовью. И это будет невозможно, если с ней будет проживать кто-то третий. Если же в доме есть другие комнаты, и он отдаст одну из них своей жене в полноправное распоряжение, отделив эту комнату от остальных и предоставив возможность запираться, то, как сказали ученые, в этом случае, она не может требовать для себя отдельный дом» (Бадаи‘ ас-санаи‘. Т. 4. С. 23
Что же касается самого вопроса, то ответ может разниться от времени проживания этого человека в доме. Если этот мужчина будет проживать временно, например, он приехал погостить, то пригласить его в дом – это право мужа, и жена в этом случае не имеет права запретить ему это. И это в случае, если муж предоставляет своей жене место, где она могла бы отдыхать, спать, хранить личные вещи, и где бы ее не мог потревожить гость.
Женщина может проживать в одном доме с чужим мужчиной при выполнении двух условий:
1. С ней в этом доме должен проживать махрам (мужчина, являющийся ей близким родственником, за которого она не может выйти замуж – прим. пер.) или муж.
2. В доме должно быть несколько комнат и жилище должно быть просторным настолько, чтобы ее не мог видеть чужой мужчина.
«Так мы узнали о различии в двух вопросах: жилище и уединение. (Различие заключается в том, что) мужчине дозволено находиться в одной комнате с чужой женщиной в присутствие ее махрама. Но в то же время ему запрещено жить с ней, если в доме не более одной комнаты, или дом не настолько просторен, чтобы она могла иметь возможность уединиться» (Закарийа аль-Ансари. Аль-гурар аль-бахийа фи шарх аль-бахджа аль-уардийа. Т. 4. С. 364).
На дозволенность мужу принимать гостя в своем доме указывает хадис, который привёл Муслим. Сообщается от Джабира ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Постель – для мужа, постель – для жены, третья – для гостя, а четвертая – для Сатаны» (Муслим № 2084).
Этот хадис указывает, что человек может подготовить постель для своего гостя. В «Файд аль-кадир» сказано: «Что касается постели для гостя, то хозяин дома обязан подготовить её. В этом состоит гостеприимство и соблюдение прав гостя. Гостю нельзя спать на одной постели с хозяином и его женой. Хадис указывает на то, что если мужчина пожелает увеличить количество постелей, то самое большее, что он может приобрести – это три. А в четвертом он не нуждается, и это является излишеством» (Файд аль-кадир шарх ‘аля аль-джами‘ ас-сагыр. Т. 4. С. 424).
Если же чужой мужчина будет проживать в доме всегда, то в этом случае жена имеет полное право возражать против этого. Мужу не дозволено принуждать свою жену принять это, так как она будет испытывать неудобство от присутствия чужого мужчины в доме. Также его присутствие противоречит ее праву на отдельное жилище.
А Аллах знает лучше.
По материалам fatwaonline.net