Знания

Истинные причины победы при Бадре

Всевышний Аллах ниспослал ислам для того, чтобы вывести людей из мрака заблуждения к свету истинной веры. Он обещал, что истина непременно восторжествует и сокрушит доводы тех, кто пытается ее опровергнуть. В Коране по  этому   поводу  сказано:  «Он  –   Тот,  Кто  отправил   Своего посланника   с   верным   руководством   и   истинной   религией,   чтобы превознести   ее   над  всеми   остальными   религиями,   даже   если   это ненавистно многобожникам» (ат-Тауба, 33). И Господь сдержал обещание и помог Своим верующим рабам донести ислам до самых отдаленных участков земли.

Но путь этот был долгим и нелегким. Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с несколькими десятками сподвижников пришлось пережить гонения и лишения. Они теряли своих братьев и сестер, которые покидали этот мир мучениками, но  их  ряды продолжали пополняться и крепнуть. А когда противники религии Аллаха перешли в крупномасштабное наступление на верующих, Господь одарил Своих преданных рабов явной победой, чтобы прямой путь ясно отличился от заблуждения.

Битва при Бадре, сражение у рва,   покорение   Мекки   –   это   были   первые   уверенные  шаги   молодой мусульманской общины. Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стойко переносили невзгоды и оставались верными завету с Аллахом, и Всемогущий Покровитель не нарушил обещание и оказал им, поистине, божественную поддержку.

Всевышний сказал:  «Мы уже отправляли до  тебя посланников к их народам,   и   они   приносили   им   ясные   знамения.   Мы   отомстили грешникам, и Нашим долгом было помогать верующим»  (ар-Рум, 47); «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (Гафир, 51); «Он – Тот, Кто отправил Своего посланника с верным руководством и религией   истины,   чтобы   превознести   ее   над   всеми   остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (ас-Сафф, 9).

Аллах оказал им поддержку, потому что они делали все возможное, чтобы заслужить  ее.   Они   добивались  ее,   повинуясь   Аллаху   душой   и  телом, поклоняясь только Ему одному и отдавая предпочтение Его довольству перед всем остальным. Господь сказал: «Не слабейте и не печальтесь, поскольку вы – выше остальных, если вы действительно являетесь верующими» (Аль Имран, 139);  «Не проявляйте слабости при преследовании врага. Если вы страдаете, то они тоже страдают так, как страдаете вы. Но вы надеетесь получить от Аллаха  то, на что они не надеются. Аллах – Знающий,  Мудрый»  (ан-Ниса,  104);  «Не  проявляйте  слабости  и  не призывайте к миру, поскольку вы – выше остальных. Аллах – с вами и не умалит ваших деяний» (Мухаммад, 35).

Благодаря этой поддержке сподвижники проявили невиданную решимость и стойкость   и   собрались   с   силами,   повинуясь   приказу   Всевышнего: «Приготовьте против них, сколько можете, силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха,   вам   будет   возвращено   сполна,   и   с   вами   не   поступят несправедливо» (аль-Анфаль, 60). Они показали всем последующим поколениям мусульман, какого величия и могущества можно достичь благодаря благочестию, когда оно совмещается с мудростью, духовной решимостью  и силой. В Коране сказано:  «Аллах непременно   помогает   тому,   кто   помогает   Ему.   Воистину,  Аллах   – Всесильный, Могущественный. Если Мы одарим их властью на земле, они будут   совершать  намаз,  выплачивать закят,  велеть  совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел – у Аллаха» (аль-Хаджж, 40-41).

В этих прекрасных аятах Аллах обещал верующим оказать им помощь, если они будут повиноваться Аллаху, совершать намаз, раздавать пожертвования, проповедовать   то,   что   одобряется   шариатом   и   здравым   смыслом,   и предостерегать   от   всего,   что   шариат   и   здравый   смысл   считают предосудительным. Поистине, народ никогда не окажется в убытке, если ему помогает Всесильный и Всемогущий Творец. Его сила безгранична, и ничто не способно ослабить Его. И могущество Его велико настолько, что никто не

сможет унизить Его. А это значит, что любой, пусть даже самый сильный и могущественный противник, будет повержен и унижен, если ему будут противостоять рабы, которым помогает Сам Аллах. Он распоряжается всеми делами во вселенной, и это должно вселять уверенность в тех, кто надеется на Божью помощь и поддержку.

Однако Всевышний Аллах подчеркнул, что победа и величие на земле не обольщают  тех,  кто  действительно  заслуживает Его  помощи.  Слава не мешает  им  смиряться  перед   истиной,  а  могущество   не   заставляет  их надменно презирать остальных людей. Напротив, Божья поддержка помогает им еще более смириться перед Аллахом и крепче ухватиться за Его религию.

Таким образом, в этих  двух  аятах Аллах  перечислил качества тех, кто заслуживает Его божественной поддержки.

Первое качество – они властвуют на земле. Поистине, правоверные могут утвердить   на   земле   справедливую   власть  только,   когда  они  исправно поклоняются Аллаху Всевышнему. Эта истина раскрывается в Священном Коране:  «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что  Он непременно  сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно  одарит  их  возможностью  исповедовать  их  религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне» (ан-Нур, 55).

Поэтому, если человек искренне обращает свой лик к Аллаху, стремится только  к  Его  довольству  и не  преследует корыстных  целей, то  Аллах непременно укрепляет его стопы и помогает ему обрести могущество на земле. Шейх ас-Саади в толковании этого аята писал: «Аллах почтил мусульман этой религией и одарил их возможностью исповедовать ее душой и телом, и это обстоятельство свидетельствует о превосходстве мусульман и милости Аллаха по отношению к ним. Правоверные не только сами исповедуют религию Аллаха, но и проповедуют ее среди остальных людей, тогда как неверующим и приверженцам других вероисповеданий суждено оставаться униженными и поверженными.

А наряду с этим Аллах обещал мусульманам одарить их спокойствием и безопасностью после того, как они испытали страх. Было  время, когда правоверные не могли открыто исповедовать ислам, потому что их было намного меньше, чем их противников, и потому что неверные причиняли им мучительные  страдания.   Враги   Аллаха   со   всех   концов   земли  единым фронтом  выступали против мусульман. Именно в этот тяжелый период Аллах ниспослал Своим рабам это славное обещание. Тогда еще никто не мог предположить, что мусульмане будут господствовать на земле, править странами и народами, иметь возможность открыто выполнять предписания исламской   религии,   жить   в   безопасности   и   спокойствии,   поклоняться Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей и не опасаясь никого, кроме одного Аллаха. Однако первые поколения мусульман не отказались от веры и праведных деяний и превзошли своих противников. И поэтому Аллах одарил их властью над целыми странами и народами, благодаря чему они покорили земли на востоке и на западе, установили на земле мир и безопасность и получили  возможность   открыто   исповедовать   религию   своего   Господа.

Воистину, это было и остается одним из удивительных знамений Аллаха.

Всякий раз, когда мусульмане обращаются к вере и праведным деяниям, они становятся свидетелями того, как исполняется обещание Аллаха. И так будет продолжаться   до   тех   пор,   пока   не   наступит   Судный   час.   Но   стоит мусульманам   пренебречь   верой   и   праведными   деяниями,   как   Аллах позволяет   неверующим   и   лицемерам   одерживать   над   ними   верх   и господствовать над ними некоторое время». i

Второе качество  –  они  совершают намаз. Их  молитвы  не  похожи на молитвы тех, кто считает намаз тяжким бременем и думает только о том, как поскорее освободиться от этой обязанности. Они смиренно  стоят перед Аллахом,   выполняя   все   условия   и   обязательные   предписания   намаза, исправно совершая поясные и земные поклоны. Они заботливо относятся к своим молитвам, совершая их вовремя и вместе с остальными верующими.

Их движения во время намаза преисполнены смирения и трепета перед Господом,   а  их   души  поглощены  общением  с   Ним.   Смирение   –   это сердцевина их поклонения, которая отличает их от многих других рабов.

Передают со слов Аммара б. Йасира, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,   сказал:  «Поистине,   человек   завершает   намаз,   а   ему засчитывается лишь одна десятая, или одна девятая, или одна восьмая, или одна седьмая, или одна шестая, или одна пятая, или одна четвертая, или одна третья, или половина». ii

Третье качество – они выплачивают закят. В их сердцах нет скупости и зависти,   и   поэтому   они   используют   дарованные   им   блага   только   в богоугодных   целях.   Они   раздают   пожертвования   тем,   кто   в   них действительно нуждается, и помогают тем, кто не способен поправить свое положение самостоятельно. Они не ждут от них ни ответного благодеяния, ни благодарности, потому что их единственной целью является благоволение Господа.  Всевышний  сказал:  «Они  дают   пищу  беднякам,  сиротам  и пленникам, несмотря на то, что она желанна и для них самих. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды,   ни   благодарности!   Мы   боимся   от   своего   Господа   того Мрачного и Томительного дня». Аллах защитит их от зла того дня и одарит   их   процветанием   и   радостью»  (аль-Инсан,   8-11).   Своими пожертвованиями   они   облагораживают   свои   души   и   очищают   свое имущество, помогают своим нуждающимся братьям и опережают других в совершении добрых поступков.

Четвертое  качество  –  они  призывают совершать одобряемое,  то  есть выполнять обязательные и желательные предписания религии. Они не только стремятся усовершенствовать самих себя, но и заботятся о благополучии всего общества. Тем самым, они пытаются оживить шариат Всевышнего, и в награду за это Аллах дарует им славную жизнь как в этом мире, так и в будущем.

Правоверных всегда можно сравнить с кирпичами одного строения, которые поддерживают друг друга. Они желают друг для друга того же, что они желают самим себе, и в первую очередь это касается повиновения Аллаху и обретения Его довольства. Всевышний сказал:  «Вы – лучшая из общин, появившаяся   на   благо   человечества.   Вы   повелеваете   совершать одобряемое, удерживаете от предосудительного и веруете в Аллаха» (Аль Имран, 110).

Их намерения искренни и правдивы, и поэтому нет сомнений в том, что сами они раньше других выполняют то, что проповедуют. Так поступали и их великие  наставники, славные Божьи  пророки, мир  им  и  благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал устами пророка Шуейба:  «Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам, а хочу лишь исправить то, что в моих силах» (Худ, 88).

Пятое качество  – они предостерегают от предосудительного, то есть от всего, что запретили Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует.   Они   учат   тому,   как   нужно   избегать   тяжких   грехов, касающихся   поклонения   Всевышнему,   нравственного   облика   и взаимоотношений между людьми. Они разъясняют людям пагубность этих поступков, чтобы защитить их веру, сберечь их  праведные поступки и отдалить рабов Божьих от мучительного наказания.

Призыв к добру и предостережение от предосудительных поступков – два важных обстоятельства, от которых зависит благополучие мусульманской общины.   Они   помогают  мусульманам  оставаться   сплоченными,   вместе придерживаться прямого пути и не распадаться на секты и течения, потакая своим страстям и низменным желаниям. Поэтому проповедовать ислам, призывать людей к выполнению его предписаний и предостерегать их от ослушания входит в обязанность каждого верующего. Всевышний сказал: «Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния,   заповедали   друг   другу   истину   и   заповедали   друг   другу терпение!» (аль-Аср, 1-3).

Из этих прекрасных аятов следует, что призыв к исламу является одним из обязательных условий спасения в Будущей Жизни. Это – тот самый великий джихад, вести который Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, было приказано еще в Мекке, когда мусульмане были слабы и малочисленны. Всевышний Господь по этому поводу сказал:  «Посему не повинуйся  неверующим  и  веди с  ними посредством  него  (Корана) великую борьбу» (аль-Фуркан, 52).

И если сегодня верующий не приумножает свои познания и не призывает на путь Господа мудростью и добрым увещеванием, если он не прославляет имя Аллаха и не отстаивает правду в красивых дискуссиях, то он заслуживает суровое наказание и взваливает на свои плечи ответственность за то, что мусульманская   община   раскололась   на   множество   сект   и   переживает величайший   упадок.   Вот   почему   в   Священном   Коране   говорится: «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство  после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие»  (аль-Бакара, 159).

Если правоверные объединят в себе эти пять качеств, если их сердца будут полны решимости поклоняться только Аллаху и творить добро, если они будут готовы дать достойный отпор любым обидчикам и притеснителям, то Аллах непременно сдержит Свое обещание и почтит их Своей помощью.

Всевышний сказал:  «Таково обещание Аллаха, и Аллах  не нарушает Своего обещания, однако большинство людей не знают этого. Они знают о мирской жизни только явное, и они беспечны к Последней Жизни» (ар-Рум, 6-7). С помощью Аллаха правоверные смогут добиться такого величия, которое они  даже не могут себе представить. Она не ограничивается  земными факторами, и для нее нет трудностей и препятствий. Что же касается земного могущества, то каким бы великим оно ни было, его все равно нельзя даже сравнить с могуществом Господа небес и земли. Сколько великих народов гордились своей силой и своими возможностями! Сколько могущественных тиранов превозносились над истиной и бросали вызов посланникам! Всех их постигло унижение в этом мире, а в Будущей Жизни их ожидает еще более страшная участь.

Адиты   были  обольщены  своей  силой,  но   их   постиг   страшный  конец. Всевышний Аллах сказал о них: «Они возгордились на земле без всякого права и сказали: «Кто может превзойти нас силой?» Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой? Они отвергали   Наши   знамения.   Мы   наслали   на   них   морозный   (или завывающий) ветер в злополучные дни, чтобы дать им вкусить муки позора в мирской жизни. А мучения в Последней жизни будут еще более позорными, и им не будет оказана помощь» (Фуссылат, 15-16).

Фараон   был   полон   высокомерия   из-за   того,   что   ему   принадлежали плодородные земли Египта, а у его ног протекал Великий Нил, но он был потоплен вместе со своим войском, а все его богатство досталось тем, кого он презирал и угнетал.

Курейшиты гордились своим знатным происхождением и положением среди арабов. Их знатные мужи выходили из дома горделиво, показывая себя перед остальными людьми. Они рассчитывали разбить мусульман и покончить с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы слава о них облетела все арабские племена. Однако их хорошо подготовленное войско было разбито небольшим отрядом правоверных, которые хотели заслужить только довольство Аллаха, а вместе с ним нашли и добрую славу, и великое вознаграждение.

И если сегодня мусульмане будут следовать их путем, познавать своего Господа и выполнять предписания Его религии, творить добро и обучать людей благочестию, идти в ногу со временем и терпеливо сносить любые тяготы этого пути, то Аллах не даст пропасть их благодеяниям и поможет им так, как прежде помог их предшественникам. Всевышний сказал:  «Таково было  установление Аллаха для тех, которые жили прежде, и ты не найдешь изменения в установлении Аллаха» (аль-Ахзаб, 62).

Комментарии

i Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 521-522.

ii Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, и аль-Ираки назвал цепочку его рассказчиков достоверной.

Уроки благословенного месяца. Э.Кулиев, Абаскулиев Р.Ф.

Комментарии

Знания

Что разрешается тому, кто совершает итикаф

1. Ему (тому,   кто   совершает итикаф) разрешается покидать мечеть по нужде. Также разрешается   высовывать   голову   для   того,   чтобы помыть   её   или   расчесать   волосы.   Аиша   (да   будет доволен   ею   Аллах)   сказала:   «Посланник   Аллаха высунул  свою голову в моём присутствии, когда он совершал   итикаф,   а   я   была   в   своих   покоях.   Я расчёсывала его волосы [и в одном сообщении: я мыла его голову, даже несмотря на то, что между мной и им была преграда и у меня был период менструаций], и он (да благословит его Аллах и приветствует) не входил в дом,   если  только   это   не  было   по   нужде,   когда   он совершал итикаф».[1]

2. Для того, кто совершает итикаф, а также для других разрешается   делать вуду (омовение)   в   мечети.   Это основано   на   словах   человека,   прислуживавшего Пророку (да благословит его Аллах и приветствует):   «Пророк   делал   лёгкое вуду (омовение)   в мечети».[2]

3.   Позади   мечети   можно   установить   небольшую палатку, где можно совершать итикаф. Это основано на том,   что   Аиша   (да   будет   доволен   ею   Аллах) устанавливала хиба[3] (палатку) для Пророка, когда он совершал итикаф. И это было по его (да благословит его  Аллах  и приветствует) приказу.[4] А однажды он совершил   итикаф   в   маленькой   палатке,[5] у   входа которой был матовый навес.[6]

Разрешение женщинам совершать итикаф и   навещать   своих   мужей   (которые совершают итикаф) в мечетях 

4. Женщине разрешается навещать своего мужа, когда он  совершает  итикаф.  И  он может  проводить её  до двери  мечети.   Это   основано   на   словах   Сафийи   (да будет доволен ею Аллах): «Пророк совершал итикаф в течение  последних  десяти  дней месяца  рамадан  и в одну ночь я пошла навестить его, когда его жёны были с ним. Я поговорила с ним в течение одного часа, затем встала, чтобы уйти и он сказал: “Не торопись, я пойду с тобой.” Он встал, чтобы проводить меня». Она жила в доме   Усамы бин Зейда.  Затем они  дошли  до   двери мечети, которая была рядом с дверью Умм Саламы. В это время два человека из ансаров проходили мимо и, увидев Пророка, они поспешили уйти. Пророк сказал: «Подождите! Это  (моя жена) Сафия бинт Уяй». Они сказали:   «СубханАллах,   о   Посланник   Аллаха».   Он сказал: «Воистину, дьявол движется внутри человека, как движется кровь. И я испугался, чтобы он не внёс какое-либо зло в ваши сердца». [Или он сказал: «что-то в ваши сердца»][7]

На   деле   женщине   разрешается   даже   совершать итикаф   в   мечети   вместе   со   своим   мужем   или самостоятельно.   Это   основано   на   словах   Аиши   (да будет доволен ею Аллах): «Одна из жён Посланника Аллаха совершала  итикаф вместе с ним, когда у неё был  период истихада(период между  кровотечениями) [в  другом  сообщении  говорится,  что   это   была  Умм Салама]   и   она   видела   красные   (от   крови)   или желтоватые   следы  (оставленные   ею).   И   иногда   мы ставили поднос под неё, когда она совершала намаз».[8]

Она   также   сказала:   «Пророк   совершал   итикаф   в течение последних десяти дней месяца рамадан пока не умер. Затем его жёны совершали итикаф после него».[9] В   этом   содержится   доказательство   того,   что женщинам также разрешается совершать итикаф. Нет сомнения  в  том,  что   это   можно   лишь при  условии согласия на это её махрамов. А также при том условии, что   на   месте   нет фитны и   смещения   с   мужчинами, основываясь   на   многих   доказательствах   по   этому поводу и принципе  фигха: «Предотвращение плохого берёт верх над совершением хорошего».

5.   Вступление   в   интимную  связь  нарушает   итикаф, основываясь на высказывании Аллаха: «и не вступайте с ними (т.е. вашими жёнами) в интимную связь, когда вы совершаете итикаф в мечетях». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если тот, кто совершает итикаф вступает  в интимную связь, то  он  нарушает свой итикаф и должен опять начать его».[10]

Человек не обязан  возмещать (кяффара)  (в связи с  нарушением итикафа) так, как Пророк и его сподвижники ничего об этом не упомянули.

Преславен   Ты,   о   Аллах   и   вся   хвала   тебе.   Я свидетельствую,   что   нет   божества,   достойного поклонения кроме Тебя. Я прошу у Тебя прощения, и я каюсь Тебе.

[1] Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим, Ибн Аби Шейба и Ахмад, и первое дополнение принадлежит последним двум из них (упомянутых). Этот хадис приведён в «Сахих Абу Давуд» (2131-2132).

[2] Это привёл Аль-Бейхаки с хорошим иснадом и Ахмад (5/364) в сокращенной форме с достоверным иснадом.

[3] Хиба – это один из  видов домов  у Арабов, которые делаются из меха и шерсти, но  не из волос (животного), и устанавливаются на двух или трёх опорах. См. «Ан-Нихая».

[4] Это привели Аль-Бухари и Муслим из хадиса Аиши. Это её действие привёл Аль-Бухари, а его приказ совершать это привёл Муслим.

[5] Судда в палатке подобна навесу у двери для защиты от дождя. Здесь имеется в виду, что кусок мата клали на навес для того, чтобы снаружи не было видно  то, что внутри. Это утвердил Ас-Синди. Но предпочитается  говорить:  чтобы  тот,  кто  совершает итикаф,  не  отвлекался  из-за  прохожих  с  целью достижения целей, которые выходят за рамки итикафа. Имам Ибн Аль-Гайим сказал: «Это противоречит тому,  что  делают невежественные, т.е. в местах, где они совершают итикаф, они сидят с друзьями, принимают гостей, обсуждают с ними хадисы. Это один вид итикафа, а итикаф Пророка – другой вид».

[6] Это часть хадиса, сообщённого Абу Са’идом Аль-Худри. Его привели Муслим и Ибн Хузейма в своих Сахихах. Этот приведён в «Сахих Абу Давуд» (1251).

[7] Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим и Абу Давуд. Он же (Абу Давуд) привёл последнюю часть хадиса. Я привёл этот хадис в «Сахих Сунан Абу Давуд» (2133 и 2134).

[8] Этот хадис привёл Аль-Бухари и он также приведён в «Сахих Сунан Абу Давуд» (2138). Другое сообщение принадлежит Са’ид ибн Мансуру, как указано в «Фатх-уль-Бари» (4/281). Однако Ад-Дарими (1/22) говорит, что это была Зейнаб, и Аллах знает лучше.

[9] Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим и другие.

[10] Это привёл Ибн Аби Шейба (3/92) и Абдур-Раззаг (4/363) с достоверным иснадом. Его слова: «должен опять начать итикаф» означают, что этот человек должен заново совершить итикаф.

Имам Мухаммад Насир-уд-Дин Аль-Албани. Ночной намаз в месяце  рамадан

Наверх
Яндекс.Метрика