Милость Аллаха безгранична, и Он облегчил Своим рабам выполнение религиозных обязанностей в пути, например, мусульманин может сокращать и объединять свои молитвы-намазы.
Есть много различий между объединением и сокращением молитв, в том числе следующие:
1. Определение. Сокращение молитвы означает, что четырехракатная молитва становится двухракатной, когда человек находится в пути.
Объединение молитв – это когда молящийся объединяет дневную (зухр) молитву с предвечерней (’аср) или вечернюю (магриб) с ночной (’ишаъ) во время первой или второй из двух молитв.
2. Шариатское постановление (хукм). Ученые единогласны в том, что для путника лучше сокращать молитвы, чем совершать их в полном объеме, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сокращал их во всех своих путешествиях, и нет достоверного сообщения, что он совершал в пути молитвы в полном объеме.
Ибн Умар сказал: «Я сопровождал посланника Аллаха, да благословит его аллах и приветствует, и он не совершал в пути больше двух ракатов. Так же поступали Абу Бакр, Умар и Усман, да будет доволен ими Аллах». Хадис передал аль-Бухари (1102).
Более того, ханафиты считают, что путник обязан (ваджиб) сокращать молитвы, а ученые шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхобов придерживаются мнения, что сокращение является подтвержденной сунной (сунна муаккада), и что предпочтительнее сокращать молитвы, чем совершать их в полном объеме.
См. «аль-Иджма’» Ибн Мунзира (27), «аль-Мугни» (1/382), «аль-Мавсу’а аль-Фикхиййа» (27/274).
Что касается объединения молитв, то у ученых нет единого мнения в дозволенности этого, за исключением, когда паломник находится на Арафате или Муздалифе, и некоторые из них отрицали правомочность объединения в других местах.
Правильным является мнение большинства ученых о дозволенности объединения молитв, если есть повод для этого, поскольку достоверно известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединил молитвы, будучи за пределами Арафата или Муздалифа.
3. Причины, дозволяющие объединение и сокращение молитв. Причин, дозволяющих объединять молитвы, больше причин, делающих дозволенным сокращение молитв. Объединять молитвы может каждый путник, а так же тот, кто находится у себя дома, если ему трудно совершать вовремя все молитвы, как в случае с больным, или когда идет дождь, или человек занят работой, оправдывающей откладывание молитвы: например, студент, сдающий экзамены, или врач, делающий раненному операцию, и другие подобные случаи.
Сокращение же дозволено только в пути. Шейх Ислама Ибн Таймия сказал: «Единственной причиной сокращения является путешествие – не дозволено сокращать молитвы тому, кто не находится в пути. Что касается объединения, то причиной для этого служат потребность и оправдание. Так что, в случае нужды, человек может объединить молитвы, находясь в пути, будь он коротким или длинным, а так же во время болезни и по другим причинам. Целью объединения молитв является облегчение в трудности для Уммы». Конец цитаты из «Маджму’ аль-Фатава» (22/293).
Шейх Ибн Усемин сказал: «Объединение более широко, чем сокращение». Конец цитаты из «аль-Ликъаъ аш-Шахри» (60/11). То есть, для объединения молитв есть больше причин, чем для их сокращения.
А Аллах знает лучше.
По материалам sawab.info