Наиболее часто верующие спрашивают: «Какой должна быть женщина-мусульманка? Каким должен быть мусульманин?»
Ответ на первый вопрос — в хадисе:
«Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) спросили: «Какая женщина лучшая?» Он ответил: «Та, которая радует глаз мужа, повинуется его желаниям, а когда супруга нет дома, то охраняет и себя, и его имущество».
Что значит выражение «радует глаз мужа?» Это понятие довольно широко и может объясняться так: когда муж смотрит в глаза своей жены, он должен видеть её любовь и нежность, женщине следует ладить с мужем и радовать его, не гневая непослушанием. Когда супруг смотрит на её одежду, он должен радоваться опрятности и вкусу.
Мужчине приятно видеть порядок в доме, а не разбросанные вещи, гору немытой посуды и неглаженного белья.
Возможно, некоторым девушкам не понравится такое толкование хадиса, ведь новое поколение выросло на сказках о равенстве мужчин и женщин. Эта небылица всем оказалась мила. Но когда услышали совершенно противоположный по смыслу хадис, сначала стали колебаться, а затем забеспокоились: «Разве наш Пророк такое скажет!»
С другой стороны, они искали толкование аяту: «Мужья — попечители [своих] жён», который тоже многим пришёлся не по вкусу, ибо не подходил под идею равенства мужчин и женщин.
Такое положение вещей — победа тех, кто хочет отклонить нас от веры. Когда женщина узнавала о своих обязанностях от Пророка, дома походили на заботливо свитые гнёзда. Сейчас ветер проникает в наши жилища, и мы замерзаем.
Во времена Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) в Медине жила девушка по имени Асма из племени Язид. Она была первой мусульманкой. Она отличалась красноречием и потому приходила к Пророку, чтобы спросить о таких вещах, о которых другие женщины стеснялись. Наставник одобрял её и хвалил мусульманок Медины: «Стыдливость не мешает им узнавать свою веру».
Однажды Асма по просьбе женщин пришла к Пророку и сказала: «Аллах сделал тебя посланником для всей уммы. Мы доверились тебе и твоему Господу. Будучи женщинами, мы остались в своих домах, удовлетворяли желания мужчин и носили детей в утробе. Вы же имеете превосходство над нами, совершая пятикратный намаз и пятничную молитву в мечети джамаатом, посещая больных, участвуя в джаназа, отправляетесь в Хадж более одного раза, сражаетесь на пути Аллаха. Но когда вы едете в Хадж или Умру или покидаете дома, чтобы сразиться с врагом, мы охраняем ваше имущество, шьем одежду, кормим ваших детей. Разве мы, женщины, не заслуживаем тех наград, которые получают мужчины?»
Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) понравились её слова, и он обратился к сахабам: «Разве вы слышали от женщины более разумный вопрос о религии?»
Затем он ответил: «О, Асма! Слушай и расскажи тем, кто тебя прислал. Та, кто ладит с мужем и приносит ему покой, заслуживает награды как от всего перечисленного тобой» (Ибн Асакир, «Тариху Димашк» (Умари), VII, 363-364, XXIX, 65—67; Байхаки, «Шуабу’ль-Иман» (Заглюль), VI, 421).
Равенство мужчин и женщин заключается в совершении добрых дел, старании добиться милости Аллаха. Иначе разве могут быть равны те, кто имеет разное строение тела, обязанности и степень ответственности?
Каким должен быть мусульманин? Мужчина должен брать пример с Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), потому что он служил своей семье, своими руками чистил и зашивал платье, доил овцу, чинил обувь и все дела вёл сам (Бухари, «Азан», 44; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», VI, 106, 256; Ибн Хиббан, «Ас-Сахих» (Арнаут), XII, 488—489).
Обязанности женщин перед мужьями не исключают их прав. Аллах сказал об этом в Коране: «Женщины имеют [по отношению к мужьям] такие же права, как и обязанности» (Сура «аль-Бакара», 2 / 228).
Вместе с этим Аллах даёт наставление мусульманам: «Обращайтесь с вашими жёнами достойно» (Сура «ан-Ниса», 4 / 19).
В первую очередь достойное обращение означает улыбку и ласковые слова. Как прекрасно объяснил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям): «Лучший из вас тот, кто добр по отношению к своей супруге. Я же добрее всех вас к моей супруге» (Ибни Маджа, «Никах», 50; Тирмизи, «Манакыб», 64).
Отношение к семье определяется выполнением вышеперечисленных требований. В хадисе сказано об отношениях супругов: «Пусть никто не испытывает к другому ненависти! Ведь если он не любит одну черту характера, может, ему понравится другая» (Муслим, «Рада», 61).
Муж и жена — два друга, идущие рука об руку по пути Всевышнего. Они не соперники и не могут утверждать, что кто-то из них лучше. Супруги узнают от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), как нужно следовать по пути Истины. Всё остальное не имеет значения.