Знания

Ночные намазы в рамадане

ccddbcd8206cc351aa73fb7d349bc7b6Всевышний Аллах предписал людям поклоняться Ему и установил разные обряды, чтобы поклонение не было для них утомительным. В противном случае,   для   некоторых   из   рабов   Божьих   оно   стало   бы   настолько обременительным, что они перестали бы выполнять свои обязанности и обрекли бы себя на вечное несчастье. Среди этих обрядов есть обязательные, которые нужно выполнять, не делая упущений и не проявляя беспечности, и есть дополнительные, которые позволяют человеку восполнить упущенное и еще больше приблизиться к Господу.

Передают  со   слов   Абу  Хурейры,  что   посланник   Аллаха,   мир   ему   и благословение Аллаха, сказал: «Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Я уже объявил войну тому, кто враждует с Моим угодником! Из всех  деяний, посредством которых Мой раб приближается ко Мне, Я больше всего люблю обязательные предписания. А посредством дополнительных предписаний Мой раб продолжает приближаться ко Мне, пока Я не возлюблю его. Если же Я возлюблю его, то стану тем слухом, которым он слышит, и тем зрением, которым он видит, и той рукой, которой он хватает, и той ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня о чем-либо, Я непременно одарю его этим; если же он станет искать у Меня   убежища,   Я   непременно   предоставлю   ему   его,   и   ничто   из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю ему зла» (аль-Бухари).

Одним из таких предписаний религии является намаз. В течения дня и ночи Аллах велел совершать пять обязательных намазов, которые на Весах  в Судный День будут равняться пятидесяти. Помимо этих намазов, Аллах установил для верующих  дополнительные молитвы, которые восполняют упущения и приближают раба к Всевышнему. Наиболее важными из них являются два раката до рассветного намаза, четыре раката до полуденного намаза и два раката после него, два раката после закатного и после вечернего намазов.  Но самым  славным  из всех дополнительных  намазов  является ночной намаз.

О  его   превосходстве  говорится   во   многих   коранических   аятах:  «Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом» (аль-Фуркан, 64);

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (ас-Саджда, 16-17).

В   достоверном   хадисе   говорится:  «Самым   лучшим   намазом   после обязательных   является   ночной   намаз»  (Муслим).   В   другом   хадисе говорится:  «О   люди!   Приветствуйте   друг   друга   миром,   кормите нуждающихся, поддерживайте родственные связи, молитесь по ночам, когда остальные люди спят, и вы благополучно войдете в Рай»  (ат-Тирмизи).

К ночным намазам относится витр, который состоит из нечетного числа ракатов.   Из   достоверных   преданий   известно,   что   намаз   витр   можно совершать в разных формах. Он может состоять из одного раката, и это – самая короткая его форма. В хадисе Абу Айюба аль-Ансари сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Витр – это долг каждого мусульманина. Кто желает, может совершить его из семи ракатов, кто желает – из пяти, кто желает – из трех, и кто желает – из одного. А тот, кого одолевает сон, пусть кивает головой» (Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа).

В другом хадисе, рассказанном Аишей, говорится: «По ночам он совершал десять   дополнительных   ракатов  и   завершал  их   витром  из   одного раката. После этого он совершал еще два дополнительных раката на заре, и в общей сложности получалось тринадцать ракатов» (аль-Бухари и Муслим).

Имам ат-Тахави передал, что Умар б. аль-Хаттаб совершал витр из трех ракатов, произнося таслим только по завершении последнего из них. Имам аль-Бухари передал хадис Абдуллаха б. Умара о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произносил таслим после первых двух ракатов   витра  и   до   начала  третьего  раката  иногда  отдавал   кое-какие распоряжения.

Во время витра разрешается совершать и пять ракатов подряд, усаживаясь для чтения ташаххуда только после последнего раката. Хадис по этому поводу мы уже упомянули. В хадисе Аиши сообщается, что  посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал ночью тринадцать ракатов. При этом витр он совершал из пяти ракатов, усаживаясь только после последнего (аль-Бухари и Муслим).

Разрешается совершать витр и из семи ракатов подряд, поскольку в хадисе Умм  Саламы   говорится:  «Пророк,   мир  ему   и  благословение   Аллаха, совершал   витр   из   пяти   или   семи   ракатов,   не   прерывая   их   ни приветствием, ни разговором» (Ахмад, ан-Насаи и Ибн Маджа).

Можно совершать витр из девяти ракатов, восемь из которых совершаются подряд. В хадисе Аиши говорится:  «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал витр из девяти ракатов, усаживаясь только после восьмого. Он поминал Аллаха, восхвалял Его, взывал к Нему, а затем вставал без таслима и совершал девятый ракат. Потом он садился, поминая Аллаха, восхваляя Его и взывая к Нему, после чего он произносил таслим так, чтобы мы услышали его» (Ахмад и Муслим). Можно во время витра совершать и одиннадцать ракатов, произнося таслим после каждых двух и завершая весь обряд одним ракатом. Передают со слов Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал  витр из одиннадцати ракатов, произнося таслим после каждых двух и завершая его одним ракатом (аль-Бухари и Муслим).

Разрешается произносить таслим и после каждых четырех ракатов, завершая витр тремя ракатами кряду. Передают, что Аиша сказала: «Ни в рамадане, ни в другие месяцы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал во  время дополнительных ночных намазов более одиннадцати ракатов. Вначале он совершал четыре раката, и даже не надо спрашивать о том, какими красивыми и долгими они были. Затем он совершал еще четыре раката, и тоже не следует спрашивать о том, какими красивыми и долгими они были. Затем он совершал еще три раката. Однажды я спросила его: «О посланник Аллаха! Спишь ли ты до того, как совершишь витр?» Он ответил: «О Аиша! Мои глаза спят, но сердце мое не дремлет» (аль-Бухари и Муслим).

Правоведы ханбалитского и шафиитского толков разрешают совершать витр из одиннадцати ракатов с одним ташаххудом или с двумя ташаххудами после последнего и предпоследнего ракатов.

В рамадане ночной намаз отличается дополнительными преимуществами. Передают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:  «Кто выстаивал ночи в рамадане с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи» (аль-Бухари и Муслим).

Совершая дополнительный намаз в рамадане, мусульманин должен твердо верить в Аллаха и ту награду, которая ожидает праведников. Он должен молиться только ради Аллаха, надеясь на Его вознаграждение, а не ради славы, похвалы, богатства или положения в обществе.

Ночной намаз в рамадане можно  совершать как сразу  после вечернего намаза, так и незадолго до наступления рассвета. К нему же относится намаз таравих,   название   которого   произошло   от   слова   «раха»,   означающего «отдых»,   «успокоение».   Такое   название   объясняется   тем,   что   ранние мусульмане совершали этот намаз так долго, что после первых четырех ракатов  они присаживались, чтобы отдохнуть.  Все мусульмане должны охотно совершать таравих, заботливо относиться к этому намазу, твердо верить в  награду  от Аллаха  и не поддаваться  лености и  искушениям. Поистине, рамадан длится всего несколько дней, которые благоразумный верующий не должен упустить.

Таравих желательно совершать вместе с остальными мусульманами в мечети. Первым, кто совершил групповой намаз таравих в мечети, был посланник Аллаха, мир  ему и благословение Аллаха. Мусульмане были настолько воодушевлены   этим   обрядом,   что   посланник   Аллаха,   мир   ему   и благословение Аллаха, перестал совершать его вместе с людьми, опасаясь того, что Аллах вменит его в обязанность его последователям.

Передают   со   слов   Аиши,   что   однажды   ночью   Пророк,   мир   ему   и благословение Аллаха, совершил намаз в мечети, и группа людей совершила его вместе с ним. На следующую ночь он опять совершил его там, и число молящихся увеличилось. На третью или четвертую ночь люди собрались, чтобы   помолиться   вместе   с   ним,   но   посланник   Аллаха,   мир   ему   и благословение Аллаха, не вышел к ним. Когда же рассвело, он сказал: «Я видел, как вы поступили, и я не вышел к вам лишь потому, что опасался того, что этот намаз будет вменен вам в обязанность» (аль-Бухари и Муслим).

Все это произошло в рамадане. Передают также, что Абу Зарр рассказывал: «Однажды мы постились вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он не совершал с нами ночных намазов, пока до окончания месяца не осталось всего семь дней. В ту ночь он молился с нами, пока не прошла треть ночи. На следующую ночь он не стал молиться с нами, а когда до окончания месяца оставалось пять ночей, он опять помолился с нами до полуночи. Мы сказали: «О посланник Аллаха, почему бы тебе не помолиться с нами и оставшуюся часть ночи?» Он ответил: «Поистине, кто молился ночью вместе с имамом до тех пор, пока тот не завершил намаз, тому записывается такое вознаграждение, словно он молился всю ночь» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа).

Мусульманские богословы высказывали разные мнения по поводу числа ракатов в намазах витр и таравих. Одни считали, что они состоят из сорока одного раката. Высказывались мнения, что они состоят из тридцати девяти, двадцати девяти, двадцати трех, девятнадцати, тринадцати и одиннадцати ракатов. Согласно наиболее достоверному мнению, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал более одиннадцати или тринадцати ракатов за ночь.

Передают, что Аишу спросили:  «Как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз в рамадане?» Она ответила: «Ни в рамадане, ни  в другие месяцы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал во время дополнительных ночных намазов более одиннадцати ракатов» (аль-Бухари и Муслим).

В другом предании сообщается, что Ибн Аббас сказал о ночном намазе: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал тринадцать ракатов» (аль-Бухари). Передают со слов ас-Саиба б. Йазида, что Умар б. аль-Хаттаб приказал Убейу б. Каабу и Тамиму ад-Дари совершать вместе с молящимися одиннадцать ракатов (Малик).

Наши праведные предшественники по ночам в рамадане молились очень долго. В хадисе ас-Саиба б. Йазида сообщается, что имам читал несколько сот аятов так долго, что люди начинали опираться на посохи. Все это совсем не похоже на то, как совершают таравих многие мусульмане в наши дни. Они словно хотят поскорее освободиться от бремени намаза и молятся так быстро, что не соблюдают   в   намазе   спокойствия   и   не   выполняют   его   обязательных предписаний. Они забывают, что степенность является одним из столпов намаза, без которого он считается недействительным.

В результате же, они губят свое поклонение, теряют время, доставляют неудобство пожилым, слабым и больным людям, молящимся позади них. Они грешат против самих себя и против тех, кто пришел поклоняться Аллаху вместе с ними. Поэтому богословы считают нежелательным торопливое совершение  намаза,   не  позволяющее  остальным   молящимся  выполнять желательные действия во время молитвы. Если же молящиеся не выполняют даже обязательные требования намаза, то их усилия являются тщетными и бесполезными.

Мужчинам крайне желательно совершать намаз таравих в мечети, чтобы их награда была полной и совершенной. Не следует покидать мечеть до того, как имам завершит ночной намаз и витр, и в этом случае молящийся получит такую награду, словно он молился всю ночь целиком. Женщинам также разрешается совершать таравих в мечети, если при этом они не вступают в общение с посторонними мужчинами.

В   хадисе   по   этому   поводу   сказано:«Не   мешайте   рабыням   Аллаха посещать мечети Аллаха» (аль-Бухари и Муслим).

Отправляясь в мечеть, женщины обязаны одеваться в соответствии со всеми требованиями шариата. В Священном Коране сказано: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала» (аль-Ахзаб, 59).

Одежда мусульманки должна полностью закрывать все ее тело от мужчин, которые не являются ее близкими родственниками, за которых она не может выйти замуж. Она не должна быть прозрачной, чтобы не был виден цвет кожи. Кроме того, она не должна быть стесняющей и облегающей, чтобы не вырисовывались контуры частей тела.

Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я до сих пор не видел два вида мучеников Ада. Это – люди, которые держат в руках плети, похожие на коровьи хвосты, и бьют ими других, а также одетые, но   в  то  же  время  обнаженные  женщины,  которые  склоняются в сторону   и   призывают   к   этому   других,   а   их   головы   похожи   на покачивающиеся верблюжьи горбы. Они не попадут в Рай и даже не почувствуют его благоухания, несмотря на то, что его можно будет почувствовать на очень большом расстоянии» (Муслим).

Женщина в своей одежде не должна походить на мужчин. Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял мужчин, которые пытаются походить на женщин, и женщин, которые пытаются походить на мужчин» (аль-Бухари).

Наконец,   одежда   женщины   не   должна   быть   привлекательной   и обольстительной, чтобы верующая мусульманка не оказалась одной из тех женщин, которые выставляют свои украшения напоказ. Всевышний сказал: «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы…» (ан-Нур, 31).

Вот  почему   самой  лучшей  одеждой  для  верующей   женщины  является джильбаб. Это – широкое длинное покрывало, которое покрывает все тело женщины  вместе  с  головой.  Передают,  что  Умм   Атийя  рассказывала: «Посланник   Аллаха,   мир   ему   и   благословение   Аллаха,   приказал   нам выходить из дома в Дни Разговения и Жертвоприношения. Это относилось даже к девушкам, которые почти достигли совершеннолетия, к женщинам во время месячных кровотечений и к девушкам на выданье. При   этом   женщинам   с   месячными   кровотечениями   не   следовало присутствовать на намазе, но следовало разделить благое дело и мольбу мусульман. Тогда я спросила: «О посланник Аллаха, а что делать женщине, если у нее нет джильбаба?» Он сказал: «Пусть ее сестра оденет ее в свой джильбаб» (аль-Бухари и Муслим).

Выходя из дома, женщины не должны умащаться благовониями. Передают со   слов   Абу   Мусы   аль-Ашари,   что   посланник   Аллаха,   мир   ему   и благословение Аллаха, сказал: «Если женщина умастилась благовониями и прошла мимо мужчин так, чтобы они почувствовали от нее запах, то она – прелюбодейка» (Ахмад и др.)

В мечети женщинам желательно находиться подальше от мужчин и молиться в самых последних рядах. Поэтому, если мужчины начинают выстраиваться в ряды для моления, начиная с первого, то женщины должны выстраиваться в ряды, начиная с последнего. В хадисе сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:  «Лучшим из рядов для мужчин является первый, а худшим – последний, а лучшим из рядов для женщин является последний, а худшим – первый» (Муслим).

Выходить   из   мечети   женщинам   следует   сразу   после   того,   как   имам произнесет таслим – слова приветствия при завершении намаза. Задержаться в мечети они могут только в случае необходимости. В хадисе Умм Саламы говорится: «Как только Пророк произносил таслим, женщины вставали со своих мест, а он продолжал сидеть еще немного. Мы считали, что он поступал  так, чтобы женщины могли выйти до того, как их настигнут мужчины, хотя лучше всего об этом известно Аллаху» (аль-Бухари).

Уроки благословенного месяца. Э.Кулиев, Абаскулиев Р.Ф.

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика