Знания

Доноси знания об Исламе

7C1jo3E6zKMРамадан – это уникальный шанс рассказать окружающим о своей религии. Где бы вы ни были: на работе, в университете, на приеме у врача, на прогулке в парке, вы можете ответить на вопросы об исламе, о значении поста, показать личным примером, каким должен быть мусульманин. Вы можете, более того, вы должны, остановить, если кто-то поблизости совершает предосудительное, побуждая людей к совершению добрых дел. Почему? Об этом – следующая статья.

Очень важную пользу приносят те, кто обучает людей, доносит до них знание об Исламе, о законах Шариата. Награда за обучение людей очень велика, ведь тот, кто обучает других добру, сам получает награду за добрые дела, совершаемые людьми, которых он обучил. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто обучит каким-либо знаниям, тот получит награду такую же, как тот, кто делает [добрые дела] в соответствии с [полученными] знаниями, при этом награда самого делающего не уменьшится».

В другом хадисе говорится:

«Лучшим из вас является тот, кто обучился Корану и обучает Корану других».

Изучая Коран, человек сам становится лучше, а когда он обучает других, то делает лучше окружающих его людей. Таким образом, человек достигает духовного совершенства, принося пользу как себе, так и другим.  Про таких людей Всевышний Аллах сказал:

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: „Воистину, я – один из мусульман“?» (Коран, 41: 33).

Призыв к Аллаху состоит из многих элементов, одним из которых является обучение Корану.

Посланник Аллаха привёл прекрасный пример, описывая человека, который обучает людей добру: он подобен обильному дождю, выпавшему на землю, которая впитала в себя эту влагу и произрастила траву и дала многочисленные пастбища. Этот пример как нельзя точно подходит для описания людей, дающих людям знания и обучающих добру. Аллах почтил их настолько, что велел обитателям небес и земли просить прощения за тех, кто передаёт людям свои полезные знания. Аллах внушил животным (как большим, так и малым) просить прощения для обладателей знания. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Воистину, Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земель, даже муравей в своей норке и даже рыбы благословляют того, кто обучает людей добру».

Только представьте себе, сколько в море рыб, сколько на земле разных животных, сколько птиц? Это великое множество, и все они обращаются с молитвами за тех, кто обучает людей добру.

Что мы узнаем из хадиса? Во-первых, прославление тех, кто обучает добру, обитателями небес и земель — это признак почёта и щедрости, которым Аллах одаряет носителей знаний Шариата.

Во-вторых, польза от знания учёных распространяется на всё, что их окружает, и даже на животных. Шариатские знания требуют от нас сострадательного обращения к животным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Наточи свой нож и не мучай животное».

«Если вы совершаете забой [животного], то сделайте это наилучшим образом».

«За [хорошее отношение] к любому живому существу будет награда».

Даже если человек напоит кошку или собаку, ему полагается награда.

У имама ан-Навави спросили: «Можно ли во время игтикафа[1] заниматься чтением Корана и обучением других, а также в общем, можно ли получать знания и обучать других?» Он ответил: «Это разрешается, в этом нет ничего нежелательного во время игтикафа. Это даже лучше, чем дополнительные молитвы, потому что поиск знаний – это фард-кифая[2], а это лучше, чем выполнение желательных добрых дел (нафль[3]). Знание исправляет молитву и другие дела поклонения, а польза от него распространяется на других людей. Существует множество хадисов, в которых сообщается о том, что занятие знаниями лучше, чем занятие дополнительными молитвами (нафль)».

Некоторые праведные мусульмане (и в особенности имамы мечетей) спрашивают: «Что лучше в Рамадане – остаться со своей общиной в мечети, в своём городе, обучая людей Религии Аллаха, или поехать в Мекку и провести месяц Рамадан и игтикаф там?»

Однозначно, польза, приносимая другим людям в целом лучше, чем польза, ограниченная интересами одного человека. В связи с этим, такому человеку лучше будет оставаться с людьми, и по воле Аллаха ему будет записана награда как в Заповедной Мечети за намерение, которое было в его сердце. Когда мусульмане были в одном из военных походов, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«В Медине есть люди, которые непременно с вами [получают награду], по какому бы ущелью вы ни шли, какой бы перевал ни переходили». Сподвижники спросили: «Как это, ведь они в Медине?» Он сказал: «Их задержала [уважительная] причина».

Кто находится на пути поиска знаний, обучает Исламу людей, которые нуждаются в его знаниях, тот должен продолжать своё доброе дело, а в сердце пусть у него будет намерение, что если бы не эта обязанность, то он поехал бы в Мекку и совершил умру (малое паломничество). Таким образом, он получит две награды: одну за свой призыв и обучение, а вторую – за намерение провести Рамадан в Мекке у Заповедной Мечети. Если же есть кто-то, кто может заменить его в деле призыва, то пусть едет, но будет замечательно, если он не задержится надолго.

Призывающий к Религии Аллаха занимается очень важным и значимым делом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если Аллах посредством тебя наставит на верный путь одного человека, то это будет лучше для тебя, чем обладание красными верблюдами»[4].

«Кто призовёт к верному руководству, тот получит такую же награду, как и те, кто за ним последует».

Это говорит о важности и значимости призыва, ведь это миссия пророков Аллаха и их наследие.

Также большую пользу людям приносит муаззин, который призывает людей на молитву, а по делам – и награда. В одном из достоверных хадисов говорится:

«Аллах прощает муаззину на столько, на сколько доходит его азан [5], прощения за него просит всё влажное и сухое, каждый, кто слышит его голос».

В другой версии хадиса говорится:

«… ему будет дана награда, равная награде всех, кто совершил с ним молитву».

Что же тогда можно сказать про имама в намазе или проповедника, которые не получают платы за свою деятельность?!

По материалам статьи «Будь полезным, где бы ты ни был», опубликованной на сайте  www.whyislam.ru

  • [1] Игтикаф – неотлучное пребывание в мечети в последние десять дней месяца Рамадан с целью уединения и посвящения себя поминанию Аллаха и делам поклонения.
  • [2] Фард-кифая (общественная обязанность) – это обязанность, которая должна выполняться в обществе группой людей, достаточной для осуществления данной обязанности. Если же никто во всём обществе не выполняет данную деятельность, то грех лежит на всех его представителях. Если же эту обязанность выполняет по мере сил группа людей, которых недостаточно для выполнения этой обязанности в необходимом объёме, то тогда эта группа людей снимает с себя грех и получает награду, а все другие нерадивые представители общества несут грех за своё неучастие и бездействие на этом пути.
  • [3] Нафль – желательные добрые дела, к выполнению которых побуждает Шариат. Если человек совершает желательные действия (нафль), то получает награду, если же оставляет,  то никакого греха за это не несёт.
  • [4] Очень ценная порода верблюдов.
  • [5] Как сказали некоторые из толкователей, это значит, что если бы его грехи были материализованы и заняли всё это пространство, то все эти грехи были бы прощены. Другие сказали, что муаззину будет даровано такое прощение, которого хватило бы, чтобы покрыть грехи всех людей, до слуха которых доходит его азан. Существуют и другие толкования, каждое из которых сводится к тому, что муаззину будут прощены многие грехи.
Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика