Знания

Почему Коран не был ниспослан целиком за один раз?

IzHipc-DwdsЭтим вопросом задались мекканские многобожники, узнав от иудеев, что Пророк Муса (мир ему) получил Тору целиком, они начали вопрошать об этом с недоумением и упреком. Ибн Абу Хатим передал слова Ибн Аббаса: «Иудеи спросили: (Он же передал слова Ибн Аббаса о том, что об этом его спросили многобожники. То же самое передавали со слов Катады и Ас-Судди.

Приводит Ас-Суйути в «Совершенство в коранических науках.   Учение о ниспослании Корана») «Абу аль-Касим, почему Коран не был ниспослан целиком за один раз, как была ниспослана Мусе Тора?» Тогда и был ниспослан этот аят». Вот как Всевышний и Возвышенный описал это в Своей Книге: «Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» Ответом на это является продолжение аята где Всевышний Аллах говорит: «Мы поступили так (то есть ниспослали его по частям), чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом», и далее в следующем аяте Аллах говорит: «Какую бы притчу они ни приводили тебе (чтобы сбить людей с пути Аллаха), Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование». (Сура «Аль-Фуркан» 32-33 аяты)

В ниспослании Корана по частям заключается великая мудрость и милость Аллаха. Толкователи Священного Корана, говоря о преимуществах этого сказали:

Во-первыхэто было сделано, для укрепления сердец Пророка и верующих. Коран доставлял и доставляет верующим людям радость и успокоение, помогает им ощутить божественное присутствие и заботу. Поэтому получение новых откровений усиливало веру и стойкость Посланника Аллаха (мир ему и Его благословения) и его последователей. Хорошо известно, что соплеменники Пророка (мир ему и благословения Аллаха) и некоторые из близких родственников отвернулись от него после начала пророчества.

Более десяти лет они враждовали с ним, преследовали его соратников и даже проливали их кровь. В таком положении Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) и его сподвижники нуждались в утешении, которое давал им Коран. Это относится и к историям о пророках, на долю которых выпадали суровые испытания, и к повелениям проявлять терпение, и к обещаниям близкой победы верующих и уготованной для них награды, и к угрозам в адрес врагов Ислама. Всевышний Аллах повествуя истории о Своих Пророках и Посланниках (мир им всем) сказал: «Мы рассказываем тебе повествования о посланниках для того, чтобы укрепить ими твое сердце. В этой суре к тебе явились истина, увещевание и напоминание для верующих».(Сура «Худ» 120 аят)

Шейх Абдуррахман Ас-Саади комментируя данный аят писал: «О Мухаммад! Посредством таких откровений Мы вселяем в тебя уверенность и помогаем тебе проявлять должное терпение, подобно остальным твердым духом посланникам. Примеры, достойные для подражания, всегда побуждают людей действовать и стремиться опередить остальных, а свидетельства и многочисленные сторонники делают истину еще более убедительной». (Конец цитаты) Таким образом, Господь миров укреплял Пророка и верующих. Также к видам укрепления сердец относятся повеления проявлять терпение, как сказал об этом Великий и Возвышенный: «Посему терпи, ибо твое терпение только от Аллаха. Не скорби по ним и не печалься от того, что они ухищряются.  Воистину, Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро. (Сура «Пчелы» 127-128 аяты)

Шейх Ас-Саади в комментарии к этим аятам писал: «О Мухаммад! Будь терпелив, потому что терпение поможет тебе в трудную минуту и укрепит твой дух. Не скорби по грешникам, если ты увидишь, что они отказываются ответить на твой призыв. Воистину, скорбь не принесет тебе никакой пользы. И не печалься, если они станут строить против тебя злые козни. Воистину, злые происки неверующих обернутся против них самих. Ты боишься Аллаха и делаешь добро, и Всевышний Аллах всегда помогает и указывает на прямой путь тем, кто богобоязнен и творит добро. Такие праведники опасаются неверия и ослушания, искренне поклоняются Аллаху так, словно видят Его, и даже если они не видят Его, им прекрасно известно, что Аллах наблюдает за ними. А наряду с этим они делают добро Божьим творениям и делают все возможное для того, чтобы оказать им услугу. Господи! Сделай нас одними из тех, кто богобоязнен и творит добро». (Конец слов шейха) Мы скажем: «Аминь!» Также как было упомянуто выше, к видам укрепленияотносятся обещания победы верующих и уготованной для них награды, а также угрозы в адрес врагов Ислама. Всевышний Аллах, радуя Своего Посланника и его последователей говорит: С именем Аллаха Всемилостивого и Милостивейшего. «Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он – Принимающий покаяния». (Сура «Ан-Наср»)

Шейх Ас-Саади в комментарии к этой суре говорит: «Всевышний обрадовал Своего посланника (мир ему и Его благословение) благой вестью и научил его тому, что надо будет делать, когда сбудется обещание Господа. Наряду с этим Всевышний обратил внимание мусульман на то, что влечет за собой это обещание. Благой вестью, о которой упоминается в этой суре, является сообщение об оказании Аллахом помощи Посланнику (мир ему и Его благословение) и взятии Мекки. После этого события люди толпами стали принимать ислам. Обещание Аллаха сбылось, и многие из тех, кто были врагами Пророка (мир ему и благословения Аллаха), стали его сторонниками и помощниками. Вот почему Всевышний повелел ему возблагодарить Его, воздать Ему хвалу и молить Его о прощении.

Всевышний Аллах пообещал, что победа будет постоянно сопутствовать Его религии, а восхваления Аллаха и мольбы о прощении будут облегчать ее достижение. (Конец цитаты шейха) Угрожая неверующим, Аллах поддерживал Своего Посланника (мир ему и Его благословение) и верующих: «Эта группа (неверующих) будет разбита, и они обратятся вспять!» (Сура «Месяц» 45 аят). Шейх Ас-Саади писал: «Все так и произошло: в сражении при Бадре Аллах разгромил огромное Войско язычников, погубил их богатырей и предводителей, унизил оставшихся в живых и поддержал свою религию, Своего пророка и доблестную мусульманскую братию.

Посредством всего этого Всевышний Аллах укреплял сердце Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха). «Мы поступили так (то есть ниспослали его по частям), чтобы укрепить им твое сердце» Всякий раз, когда пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) получал очередное откровение, его душа обретала покой и стойкость, особенно, если это откровение ниспосылалось тогда, когда его сердце переполнялось тревогой и беспокойством. Коранические аяты, которые ниспосылались в связи с происходящими событиями, производили на посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и правоверных гораздо большее впечатление, чем если бы все они были ниспосланы за один раз. А когда это событие становилось достоянием истории, они читали ниспосланное откровение и вспоминали милость Всевышнего Господа».

 (Шейх Ас-Саади «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» Сура «Аль-Фуркан 32 аят)

Итак, первая мудрость ниспослания Корана по частям заключалась в «укреплении сердец Пророка и верующих», что, по сути, является великой милостью Аллаха к мусульманам!

Во-вторых, ниспослание Корана частями было предпочтительнее для обучения мусульман Писанию. Всевышний Аллах сказал: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями». (Сура «Аль-Исра» 106 аят) Такая форма постепенности облегчала мусульманам заучивание и понимание божественного откровения, что в результате облегчало и действия согласно ему. Шейх Ас-Саади в толковании этого аята писал: «Коранические откровения показывают разницу между прямым путем и заблуждением, между истиной и ложью.

Аллах ниспослал эти откровения для того, чтобы пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха), не спеша, читал их людям, и люди могли задуматься над ними, поразмышлять над их смыслом и открыть для себя полезное знание. Откровения ниспосылались Пророку (мир ему и благословения Аллаха) частями в течение двадцати трех лет» (Конец цитаты шейха). И в этом также заключается великая милость Аллаха! Ведь арабы на тот момент, (начало седьмого века) не владели грамотой. Письменные принадлежности на аравийском полуострове были очень трудно доступны. Поэтому большинство мусульман заучивало Коран наизусть, и поэтапное ниспослание откровения облегчало стоящую перед ними задачу. Сказал Великий и Возвышенный Своему Пророку «Не торопись читать Коран, пока ниспослание откровения тебе не будет завершено, и говори: «Господи! Приумножь мои знания».

Стремление Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха) поскорее запомнить откровение свидетельствовало о его любви к знаниям, и поэтому Всевышний повелел ему молиться о приумножении его знания. Воистину, знания приносят человеку благо, и человек всегда должен стремиться приумножить благо. Однако распоряжается им только Аллах, и поэтому приобрести знания можно только благодаря усердию и труду. Наряду с этим человек должен стремиться к знаниям, просить Аллаха помочь ему в достижении этой цели и каждый миг подчеркивать свою нужду в Божьей милости. (Шейх Ас-Саади «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» Сура «Та Ха» 114 аят)

  И мы скажем «Господь наш! Приумножь наши знания!» Аминь!

Говоря о третьем преимуществе, ученые, подчеркивая важность постепенного ниспослания, упоминали о том, что образ жизни, традиции и обычаи арабов до Ислама, сильно отличались от того, что проповедовал посланник Аллаха (мир ему и Его благословение). Искоренение болезней и недугов, поразивших языческое общество, требовало не только длительного времени, но и правильной стратегии. На ранних этапах призыв пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха) был сосредоточен на разъяснении принципов единобожья и веры в Последнюю жизнь, укреплении нравственных основ общины мусульман и формировании правильного мировоззрения. Что же касается религиозных заповедей и норм шариата, то многие из них были провозглашены лишь после переселения (хиджры) в Медину.

Незадолго до хиджры мусульманам было приказано совершать пять обязательных ежедневных молитв, во втором году от хиджры были вменены в обязанность закят и пост в Рамадане. Предписание совершать последний столп ислама — хадж — было оглашено лишь в шестом или в девятом году от хиджры. Некоторые обычаи, широко распространенные до ислама, в частности употребление вина, тоже вытеснялись поэтапно. Всевышний Аллах по Своей мудрости ниспосылал Коран частями, по принципу который называется «постепенность запрета», от более важного к менее важному.

Законы религии (шариат) формировались мудро и постепенно, и в итоге достигли совершенства!  Вот как описывается в Книге Аллаха постепенность запрета вина (вином в шариате именуется все что опьяняет): «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы»». (Сура «Аль-Бакара» 219 аят) Этот аят был предвестником последующего запрета и подготавливал к нему, людей употребляющих опьяняющие напитки и играющих в азартные игры.

 Во второй раз был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите». (Сура «Ан-Ниса» 43 аят) Всевышний Аллах повелел людям оставить употребление опьяняющего в периоды совершения молитв. И затем в третий раз Всевышний Аллах ниспослал окончательный запрет: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?

Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернетесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения». (Сура «Аль-Маида», 90-92 аяты) В этом аяте пришел абсолютный запрет на употребление опьяняющих напитков, так как души людей уже были готовы к этому. Это предписание было следствием Божьей доброты, милости и мудрости; когда оно было ниспослано, Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) воскликнул: «Мы уже прекратили! Мы уже прекратили!»

  В-четвертых,  ниспослание Корана по частям, являлось отличительной чертой от предыдущих писаний, которые были ниспосланы целиком за один раз, что также является великой милостью Аллаха к мусульманам! Ниспослание священных писаний целиком было обременительным для предыдущих общин, поскольку на верующих сразу возлагались большие обязательства, принять которые соглашались лишь убежденные рабы, которым была оказана величайшая милость. Ибн Абу Хатим передал слова Сабита бин аль-Хаджжаджа: «Тора была дана им целиком, но она показалась им слишком велика. Они отказались принять ее, и тогда Аллах воздвиг над ними гору, словно тучу, и они признали Тору». (Приводит Ас-Суйути в «Совершенство в коранических науках.Учение о ниспослании Корана»)

Всевышний Аллах сказал: «Люди Писания просят тебя, чтобы ты низвел им писание с неба. Мусу они попросили о еще большем, когда сказали: «Покажи нам Аллаха открыто». Тогда молния поразила (или гибель постигла) их за их несправедливость. А затем они стали поклоняться тельцу после того, как к ним явились ясные знамения, но Мы простили это и даровали Мусе явное доказательство. Мы воздвигли над ними гору, согласно завету с ними, и сказали им: «Войдите во врата, поклонившись!» Мы также сказали им: «Не нарушайте субботы!» Мы заключили с ними суровый завет». (Сура «Ан-Ниса» 153-154 аяты)

Шейх Ас-Саади писал: «Люди Писания потребовали от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), чтобы Священный Коран был ниспослан целиком, подобно тому, как были ниспосланы Тора и Евангелие. Иудеи решили, что ниспослание Писания целиком или по частям является обстоятельством, благодаря которому можно отличить истину от лжи. Однако их довод был неубедителен и неуместен. Более того, он даже не был сомнительным, поскольку ни один из Божьих пророков никогда не говорил о том, что нельзя верить и доверять посланнику, который принесет Писание, ниспосылаемое по частям? Что же касается Священного Корана, то ниспослание его аятов по поводу определенных событий лишь свидетельствует о его величии и той заботе, которую Аллах проявил к Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха. (Что касается иудеев) то они отказывались выполнять предписания Торы, пока огромная гора не повисла над их головами, и Аллах не пригрозил им обрушить на них эту гору, если они откажутся уверовать. Только после этого они согласились придерживаться законов Писания.

Они пошли на это, словно зажмурив глаза, и поэтому их вера походила на вынужденный шаг. (Конец цитаты шейха). В пользу того, что Тора была ниспослана целиком, свидетельствуют и другие коранические аяты. Всевышний сказал: «Он сказал: «О Муса! Я возвысил тебя над людьми благодаря Моему посланию и Моей беседе. Посему возьми то, что Я даровал тебе, и будь одним из благодарных». Мы написали для него на скрижалях назидание о всякой вещи и разъяснение всего сущего». (Сура «Аль-Араф» 144-145 аяты)

По этому поводу есть и другие священные тексты.

Что же касается Священного Корана, то он ниспосылался по частям оповещая людей об ограничениях религии по мере того, как крепла их вера в Аллаха и уменьшалась их привязанность к мирским утехам. Об огромной пользе ниспослания Корана и всего мусульманского шариата частями не раз говорится в писании Аллаха.

В-пятых, ниспосылаемые в разное время фрагменты Корана содержали ответы на вопросы и обвинения современников Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха). Содержание Корана позволяет утверждать, что люди довольно часто обращались к Пророку (мир ему и благословения Аллаха) с вопросами, затрагивающими вероубеждение и мусульманское право, древнюю историю и социальные нормы. Вот как описывается это в Священном писании: «Они станут спрашивать тебя о духе (душе или Джибриле). Скажи: «Дух – от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало». (Сура «Аль-Исра» 85 аят)

Они спрашивают тебя о Зуль-Карнейне. Скажи: «Я прочту вам поучительный рассказ о нем» (Сура «Аль-Кахф» 83 аят)

Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы». Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек». Так Аллах разъясняет вам знамения, – быть может, вы поразмыслите над этим миром и Последней жизнью. Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро – хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они – ваши братья. Аллах отличает распространяющего нечестие от творящего добро. Если бы Аллах захотел, то поставил бы вас в затруднительное положение. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый».

Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах. Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся». (Сура «Аль-Бакара» 219-220, 222 аяты)

 Мусульмане столкнулись с большими трудностями, когда был ниспослан десятый аят из суры «Ан-Ниса» «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени». Правоверные стали отделять свою трапезу от трапез сирот. Они боялись прикоснуться к имуществу сирот даже во время трапезы, хотя люди обычно делятся едой друг с другом. Когда же они спросили об этом Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то Всевышний Аллах ниспослал: «Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро – хорошо.

Если вы объедините свои дела, то ведь они – ваши братья. Аллах отличает распространяющего нечестие от творящего добро. Если бы Аллах захотел, то поставил бы вас в затруднительное положение. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый»

Всевышний Аллах сообщил, что от правоверных требуется лишь беречь имущество сирот, заботиться о нем должным образом и приумножать его благодаря торговле. Мусульманам было позволено смешивать свое имущество с имуществом сирот во время трапезы и при других подобных обстоятельствах, если только это не причиняло сиротам явный ущерб.

Это предписание является милостью от Аллаха и облегчением для правоверных. Мусульмане задавали вопросы и получали ответы путем поэтапного ниспослания Корана.

Аллах ничего не творит понапрасну. Его творения преисполнены великой мудрости и великого смысла, часть которых нам известна, а часть которых остается нами непознанной. Аллах не ниспосылает законы, которые лишены мудрости и смысла. Он повелевает творить поступки, которые приносят одну только пользу либо приносят больше пользы, чем вреда, и запрещает совершать грехи, которые приносят один только вред либо приносят больше вреда, чем пользы. И это свидетельствует о совершенной мудрости и милости Всевышнего Аллаха.

Далее, следует также отметить, что между жителями Медины нередко возникали спорные и конфликтные ситуации, требовавшие справедливого разрешения. Ниспосылаемые по этим поводам откровения проливали свет на запутанные ситуации, укрепляя авторитет Пророка (да благословит его Аллах и приветствует множествами приветствий) и обучая мудрости его сподвижников. В качестве примера можно привести аяты, ниспосланные в оправдание матери правоверных Аиши, которую группа лицемеров обвинила в прелюбодеянии.

Сказал Всевышний и Возвышенный: «Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих. Не считайте это злом для вас. Напротив, это является добром для вас. Каждому мужу из них достанется заработанный им грех. А тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения. Почему же, когда вы услышали это, верующие мужчины и женщины не подумали о самих себе хорошее и не сказали: «Это – очевидная клевета»? Почему они не привели для подтверждения этого четырех свидетелей? Если они не привели свидетелей, то перед Аллахом они являются лжецами. Если бы не милосердие и милость Аллаха к вам в этом мире и в Последней жизни, то за ваши пространные речи вас коснулись бы великие мучения. Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это – великий грех». (Сура «Ан-Нур» 11-15 аят)

Эти аяты свидетельствует о великой милости Аллаха по отношению к Его верующим рабам, честь и достоинство которых также неприкосновенны, как неприкосновенны их жизнь и имущество! Всевышний Аллах оправдал жену Своего посланника окончательно прояснив этот вопрос и не оставив ни малейшей возможности опровергнуть истину или усомниться в ней. Всевышний поведал о том, что праведники непричастны к тому, что возводят на них клеветники. И эти слова в первую очередь относятся к Аише, а затем — ко всем верующим женщинам, которые далеки от греха и даже не помышляют о нем. Им уготованы прощение грехов и щедрое райское вознаграждение от Великодушного Господа. (Шейх Ас-Саади «Тайсир аль-Карим ар-Рахман»)

Также в качестве разъяснения Всевышний Аллах ниспослал аяты о зихаре – языческом обряде отречения от жены. «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах — Слышащий, Видящий.  Те из вас, которые объявляют своих жен запретными для себя, говорят слова предосудительные и лживые. Их жены — не матери им, ведь их матерями являются только женщины, которые их родили. Воистину, Аллах —  Снисходительный, Прощающий. (Сура «Аль-Муджадила» 1-2 аят)

Эти аяты были ниспосланы о сподвижнице по имени Хауля бин Саляба, которой её муж, сподвижник Аус бин Ас-Самит, сказал: «Ты для меня (также запретна), как спина моей матери». До Ислама у арабов считалось, что для сказавшего подобное его жена становилась запретной навсегда. Этот обряд получил название зихар, потому что при отречении от жены арабы употребляли слово «захр», что означает «спина», «хребет».Затем Аус захотел вернуть свою жену, но она отказалась и сказала: «Ты ко мне не прикоснешься до тех пор, пока Аллах и затем Его Посланник не вынесут решение».

Затем она обратилась к Посланнику Аллаха за решением. Она опасалась за своих детей, что если они останутся с ней, то будут голодать, так как у неё не было средств, а если останутся у отца, то будут без присмотра. Затем она обратила свой взор к небу и обратилась со своими жалобами к Аллаху, и Он ниспослал эти аяты.

  Итак, мы вкратце затронули тему «ниспослание Корана по частям», которая в своей основе является одной из важнейших особенностей Священного писания во многом объясняющей его совершенство, неподражаемость, универсальность, а также превосходство над другими небесными книгами.

А Аллах знает лучше!

Подготовил Абу Йунус.

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика