Религия зиждется на двух опорах. Это поминание и благодарность.
Всевышний Аллах сказал:
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура 2 «Корова», аят 152).
И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Му’азу: «Клянусь Аллахом, я люблю тебя… Не забывай же произносить в конце каждой молитвы: «О Аллах! Помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе должным образом»» [Ахмад; Абу Дауд; ан-Насаи].
Под поминанием не подразумевается простое поминание языком. Подразумевается поминание сердцем и языком.
Поминание Аллаха включает в себя поминание Его имён и качеств, а также поминание Его велений и запретов, и поминание Его посредством Его слов. А это предполагает познание Его и веру в Него и Его качества, указывающие на Его совершенство, и описания, свидетельствующие о величии, а также вознесение Ему хвалы в разных формах. А всё это невозможно без единобожия.
Таким образом, Его истинное поминание предполагает всё вышеперечисленное, а также поминание Его милостей и даруемых Им благ и Его благодеяния по отношению к Его творениям.
Если же говорить о благодарности Ему, то она подразумевает покорность Ему и приближение к Нему посредством совершения разных видов того, что Он любит, внешне и внутренне.
Эти две вещи — суть религии, поскольку поминание Его требует познания Его, а благодарность Ему включает покорность Ему. Эти две вещи представляют собой цель, то, ради чего были сотворены джинны, люди, небеса и земля и ради чего были установлены награда и наказание, ниспосланы Писания, направлены к творениям посланники.
Это та самая истина, ради которой сотворены небеса, земля и то, что между ними, и противоположность которой — ложь и бессмысленность [сотворения всего сущего], — Аллах превыше этого, и оно не может быть присуще Ему — это приписывают Ему только Его враги.
Всевышний Аллах сказал:
«Мы не создали небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают только те, которые не веруют» (сура 38 «Сад», аят 27).
Всевышний также сказал:
«Мы не сотворили небеса, землю и то, что между ними, забавляясь. Мы сотворили их [небеса и землю] только ради истины» (сура 44 «Дым», аяты 38-39).
И Всевышний Аллах сказал:
«Мы сотворили небеса, землю и всё, что между ними, только ради истины. Час непременно настанет» (сура 15 «Хиджр», аят 85).
Всевышний Аллах сказал после упоминания о своих знамениях в начале суры «Юнус»:
«Всё это Аллах сотворил только ради истины» (сура 10 «Юнус», аят 5).
И Всевышний Аллах сказал:
«Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?» (сура 75 «Воскресение», аят 36).
Всевышний также сказал:
«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (сура 23 «Верующие», аят 115).
Всевышний Аллах сказал:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура 51 «Рассеивающие», аят 56).
Всевышний Аллах сказал:
«Аллах — Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь» (сура 65 «Развод», аят 12).
Всевышний Аллах сказал:
«Аллах сделал Каабу, Заповедный дом, а также запретный месяц, жертвенных животных и животных [или людей] с ожерельями опорой для людей. Это — для того, чтобы вы знали, что Аллаху известно о том, что на небесах, и том, что на земле, и что Аллах ведает о всякой вещи» (сура 5 «Трапеза», аят 97).
Отсюда следует, что цель сотворения всего сущего и отданных Всевышним велений заключается в том, чтобы Его поминали и благодарили, то есть поминали и не забывали, и благодарили и не были неблагодарными по отношению к Нему.
Всевышний Аллах поминает тех, кто поминает Его, и благодарит тех, кто благодарит Его. И поминание Аллаха становится поводом для того, чтобы Аллах помянул Своего раба. А благодарность Ему становится причиной того, что Всевышний одаряет Своего раба Своими милостями ещё более щедро. Поминание совершается сердцем и языком.
Благодарность для сердца — это любовь и смирение, для языка — похвала и прославление, а для органов тела — покорность и служение.
Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления