Знания

Содействие и оставление без помощи — от Аллаха

5_mvRoОснова всякого блага — знать, что то, чего Аллах желает, непременно  происходит, а  то, чего  Он  не  желает, никогда  не  происходит, и  быть  твёрдо  убеждённым  в  том, что благие дела относятся к числу Его милостей, благодарить за них и смиренно молить Его о том, чтобы Он не лишал тебя их; и  что  скверные  деяния — свидетельства  отказа Всевышнего  помогать  Своему  рабу  и  часть  наказания, которому Он подвергает его. Ты должен обращаться к Нему с мольбами о том, чтобы Он препятствовал тебе в совершении скверных  дел  и  не  предоставлял  тебя  душе  твоей  в совершении благих и оставлении скверных деяний.

Знающие единодушны  в том, что основа всякого блага — содействие Аллаха Своему рабу, тогда как основа всякого зла — отказ Всевышнего помогать Своему рабу.

Они  также  единодушны  в  том, что  содействие  Аллаха предполагает, что  Он  не  предоставляет  тебя  душе  твоей, и что  оставление  без  помощи — это  когда  Аллах предоставляет тебя душе твоей.

Если  основа  всякого  блага — содействие  Аллаха Своему рабу, а оно — в руках Аллаха, а не в руках Его раба, то  ключ  к  нему  —  мольба,  потребность  в  Аллахе,   искреннее испрашивание у Него защиты, стремление к Нему и страх перед Ним. Если Аллах даёт Своему рабу этот ключ, то  это  означает, что  Он  желает  открыть  ему, а  если  Он  не помогает  ему  найти  этот  ключ, то  дверь  блага  остаётся закрытой для него.

Повелитель  верующих ‘Умар  ибн  аль-Хаттаб  (да будет доволен им Аллах)  сказал: «Поистине, я  не  тревожусь  об  ответе, ибо  моё  дело — обратиться  к  Нему  с  мольбой. Если  мне  была  внушена мольба, значит, ответ придёт вместе с ней».

Содействие  и помощь Всевышнего  Своему рабу зависит от намерения раба, его стремлений, целей и желания обрести эту  помощь.  Помощь  Аллаха  нисходит  к  Его  рабам  в  соответствии  с  их  стремлениями, стойкостью, надеждами  и страхом  перед  Ним. То  же  самое  можно  сказать  и  об оставлении без помощи.

Всевышний Аллах — Наимудрейший и Самый знающий. Своё содействие Он направляет туда, где ему и место, так же как и оставление без помощи. Он — Знающий, Мудрый, И без Его помощи остаётся лишь тот, кто не благодарит его, пренебрегает  своей  потребностью  в  Нём  и  обращением  к Нему с мольбами. И помощь, и содействие Аллаха обретается лишь  посредством  благодарности, потребности  в  Нём  и обращения к Нему с мольбами.

Очень  многое  зависит  от  терпения  человека, поскольку оно для веры — словно голова для тела: если отсечь голову, то тело не сможет жить.

Не  подвергается  раб  Аллаха  наказанию  более  страшному, чем жестокосердие и отдалённость от Аллаха.

Огонь сотворен для расплавления чёрствых сердец.

Самое далёкое от Аллаха сердце — чёрствое сердце.

Когда сердце ожесточается, глаз высыхает (то есть перестаёт плакать).

Сердце  становится  чёрствым  из-за  четырёх  вещей, если превысить  меру  в  них. Это  еда, сон, слова  и  пребывание  с людьми.

Подобно  тому, как  телу, когда  оно  заболевает, не  приносят пользы еда и питьё, сердцу, больному страстями, не приносят пользы наставления.

Кто  желает, чтобы  сердце  его  было  чистым, должен предпочесть Аллаха своим страстям.

Сердца, привязанные  к  страстям, закрыты  от  Аллаха настолько, насколько они привязаны к ним.

Сердца — сосуды Аллаха на земле, и самые любимые из них для Него — самые чувствительные, прочные и чистые.

Люд и  заняли сердца  свои  миром этим, а  если  бы  они  заняли их Аллахом и миром вечным, то сердца их сделали бы своей  заботой  смысл  слов  Его  и  Его  видимые  знамения  и вернулись бы к  своим обладателям  с редкостной мудростью и уникальной пользой.

Если  сердце  подпитывается  поминанием,  поится размышлением  и  очищается  от  пороков, то  оно  увидит удивительное и ему будет внушена мудрость.

Не  каждый, кто  украшает  себя  знанием  и  мудростью  и приобретает  их, относится  к  числу  их  приверженцев. Приверженцы  познания  и  мудрости — те, которые оживляют  сердца свои, убивая страсть. Что же касается тех, кто  убивает  сердце  и  поддерживает  жизнь  в  страстях, то познание и мудрость — всего лишь нечто взятое языком его во временное пользование.

Разрушение  сердца — в  ощущении  безопасности (речь идёт о том случае, когда человек не думает об угрожающем ему  наказании  от  Аллаха  и  потому  чувствует себя в безопасности)  и беспечности. А процветание сердца — в боязни и поминании.

Когда  сердца  равнодушны  к  накрытым  столам  мира  этого, они  сядут  среди  приверженцев  этого  призыва  за  накрытые столы мира вечного, а если они удовольствуются накрытыми столами  мира  этого, то  упустят  накрытые  столы  мира вечного.

Стремление  к  Аллаху  и  встрече  с  Ним — благой  ветер, который дует на сердце, спасая его от зноя мира этого.

Кто поселил сердце  своё  у  Аллаха, тому обеспечен покой  и умиротворение, а  тот, кто посылает его к людям, живёт  в  беспокойстве и тревогах.

Любовь к Аллаху входит в сердце, в котором есть любовь к миру этому, так же, как входит верблюд в игольное ушко.

Когда  Аллах  любит  Своего  раба,  он   вылепливает   его для  Себя  и  избирает  его  для  Своей  любви  и   очищает его  для  поклонения  Ему, занимая  его  стремления Собой, язык  его — поминанием Его, а органы тела его — служением Ему.

Сердце болеет так же, как болеет  тело, и исцеление его — в покаянии и оберегании  его от всего, что вредит  ему. И  оно ржавеет, как  ржавеет  зеркало, и  очищение  его — в поминании. И  оно  обнажается, как  обнажается  тело, и украшение его — богобоязненность. И оно испытывает голод и  жажду  подобно  телу, и  его  пища  и  питьё — познание, любовь, упование, смирение и служение Ему.

Остерегайся  беспечно  относиться  к  Тому, Кто  установил предел для жизни твоей и завершение — для дней твоих и вздохов  твоих. Ведь  ты  можешь  обойтись  без  всех, кроме Него, а без Него тебе ни за что не обойтись.

Тот, кто  отказывается  от  выбора  и  распоряжения  своими делами  в  стремлении  снискать  больше  мирских  благ  или влияния или боясь уменьшения этого или в избавлении от врага, уповая  на  Аллаха  и  всецело  полагаясь  на  Его распоряжение  и  благой  выбор, Который  он  делает  для Своего раба, предаваясь  на  Его  волю  и  вручая  Ему  дела  свои, будучи довольным при этом тем, что предопределяет ему Аллах, — такой человек отдохнёт от тревог, скорби и печалей.  А  тот,  кто  настаивает  на  собственном распоряжении  своими  делами, встретит  тяготы, тревоги, окажется в скверном  положении  и  испытает  утомление, и жизнь не  будет для него  приятной, и сердце  его  не  будет радоваться, и  дела его не будут  благодатными, и не будет у него  надежд  и  отдохновения. Всевышний  Аллах  облегчил Своим  творениям  путь  к  Нему  и  закрыл  его  от  них  посредством  их  собственного  распоряжения  их делами, и  кто  удовольствуется  распоряжением  Аллаха  для дел  своих  и  со  спокойным  сердцем  примет  выбор, который делает  для него  Всевышний, и покорится Его мудрости, для того Он откроет завесу, и сердце его устремится к Господу, обретя отдохновение и умиротворение.

Уповающий не просит ни у кого, кроме Аллаха, не возражает Аллаху и не  запасает [то в  чём не  нуждается, полагаясь] на Аллаха.

Кто занят  собой,  тот отвлекается  от других, а  кто  занят  Господом своим, тот отвлекается от себя.

Искренность — то, о  чём не  знает  ангел  и  что он не  может записать, и  о  чём  не  знает  враг  и  потому  не  способен испортить  его. И  она  не  вызывает  самолюбования  у  своего обладателя  и, соответственно, не  может  сделать  тщетными его дела.

Довольство —  спокойствие  сердца  перед  потоком предписаний Аллаха.

Люди в  этом  мире  мучаются  в  соответствии с  тем, сколько внимания уделяют они миру этому.

У   сердца   есть   шесть   позиций,   в   которых   оно   оказывается,  —  седьмой  нет.  Три  из  них  —  низшие,  и  три  —  высшие.  Низшие:  мир  этот,  который  украшает  себя  для  него,  душа, уговаривающая его [совершать то, чего  делать  не  следует], и  враг, наущающий  его. Это позиции  низких  душ — они  не  покидают  их, переходя  с одной  на  другую. А  три  высшие  позиции: знание, приносящее  понимание,  разум,  который  наставляет  его,  и  Бог, Которому  оно  поклоняется. Сердца  перемещаются между этими позициями.

Следование страстям и  далеко  простирающиеся  надежды — основа  всякой  испорченности, ибо  поистине, следование страстям  делает  человека  слепым  к  истине, не  давая  ему познавать  её  и  стремиться  к  ней. А  далеко  летящие  мечты заставляют  его  забыть  о  мире  вечном  и  отвращают  его  от подготовки к Нему.

Не  ощутит  раб  Аллаха  запаха  искренности, потакая  самому себе или другим людям.

Когда  Аллах  даёт  рабу  Своему  блага, Он  внушает  ему признавать  грехи  свои  и  не  занимать  себя  грехами  других, щедро отдавать то, что есть у него, и быть равнодушным к тому, что принадлежит другим, и терпеть обиды, наносимые ему  другими. А  если  Он  желает  ему  зла, то  делает  всё наоборот.

Возвышенные  устремления  всегда  вращаются  вокруг  трёх вещей: ознакомление  с  каким-нибудь  из  возвышенных качеств  Аллаха, познание  которого  увеличивает  любовь  и стремление  к  Нему; обращение  внимания  на  милость, которое  увеличивает  благодарность  и  покорность  Ему, и воспоминание  о  собственном  грехе, которое  усиливает покаяние и  страх перед  Ним. Если  же  стремление связано  с чем-то  другим  помимо  этих  трёх  вещей, то оно  попадает  в область наущений и скверных мыслей.

Если человек беззаветно любит мир этот, он смотрит на то, какое  значение  человек  придаёт  ему, и  превращает  его  в одного  из  своих  слуг  и  рабов  и  унижает  его.  А  если   человек отворачивается от мира этого, то мир этот, видя его высокую  степень, начинает  служить  ему  и  смиряться  пред ним.

Чтобы  преодолеть  путь  и  достигнуть  цели  своего путешествия, человек должен не отклоняться от правильного пути и идти по ночам, а если путник отклоняется от верной дороги  и  спит  всю  ночь,  то  когда  же  он  достигнет  цели  своего путешествия?!

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика