Блажен тот, кто примерно исполняет свои обязанности перед Господом и признаёт перед Ним собственное
невежество, упущения в деяниях своих, собственные пороки и изъяны, недостатки в соблюдении Его права и
несправедливость допускаемую по отношению к Нему. И если Он накажет его за его грехи, то он считает это справедливостью. А если Он не станет наказывать его, то он считает это милостью.
Если он совершает благое дело, то считает это благодеянием и милостыней со стороны Всевышнего, и если
Он примет это дело, то он считает это ещё одним благодеянием и милостыней. Если же Он отвергнет его дело, то он понимает, что причина в том, что дело это не годится для того, чтобы обращать его к Нему.
Если же он совершает скверное дело, то считает, что это Аллах оставил его без Своей помощи и поддержки и лишил Его Своего оберегания, и это справедливо по отношению к нему. И он видит в этом свою потребность в Господе и несправедливость, которую он допускает по отношению к самому себе. И если Он прощает ему содеянное им, то он считает, что это благодеяние в чистом виде и проявленная к нему Всевышним Аллахом щедрость и великодушие.
Суть вопроса в том, что он всегда видит в Господе благодетеля и всегда считает себя поступающим скверно, делающим упущения и нерадивым. И он считает всё, что радует его, милостью своего Господа и Его благодеянием по отношению к нему, а то, что неприятно ему, он считает последствием своих грехов и справедливостью Всевышнего по отношению к нему.
Любящие говорят, когда разрушаются дома их любимых: «Да будут напоены их обитатели!» Так же и любящий, когда наступают для него годы, которые ему суждено провести под землёй, вспоминает благую покорность Ему в этом мире и то, как он искал приближения к Нему в этом мире и обновление милости Его и Его поение тех, кто обитал в этих тленных телах.
Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления