Ислам

Снисходительность и великодушие Ислама

4фХвала Аллаху, Который одобрил для нас ислам в качестве религии и сделал его религией лёгкости и снисходительности. Всевышний Аллах сказал: «Он  избрал  вас  и  не  сделал  в  религии никакого затруднения для вас» (22:78).

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад— Его раб и Посланник, который из двух дел всегда выбирал самое лёгкое, если только в нём не было греха. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, а также всех, кто следовал его Сунне до самого Судного дня.

О мусульмане! Бойтесь Аллаха и благодарите Его за то, что Он даровал вам эту великую религию и послал к вам этого благородного Пророка:

«Аллах  уже  оказал  милость  верующим, когда направил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает  их  Писанию  и  мудрости,  хотя прежде  они  находились  в  очевидном заблуждении» (3:164).

Религия,  принесённая  нашим  Пророком  от  Всевышнего  Аллаха—  религия милосердия, добра и счастья для всего человечества, и мир никогда не знал более совершенной и всеобъемлющей религии, чем ислам. Это религия, которой мы должны придерживаться до самой смерти — таково веление Всевышнего: «О  те,  которые  уверовали!  Бойтесь  Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102).

Возлюбленный друг Аллаха («Халиль». Это слово указывает не столько на дружбу, сколько на особую духовную близость) — пророк Ибрахим — и его сын Исма’иль (мир им обоим) обратились к Всевышнему с мольбой за себя и своё потомство, сказав: «Господь  наш!  Сделай  нас  покорившимися Тебе  [мусульманами],  а  из  нашего потомства — общину, покорившуюся Тебе» (2:128).

Всевышний также сказал: «Ибрахим  [Авраам]  и  Йа’куб  [Иаков] заповедали это своим сыновьям: «О сыновья мои!  Аллах  избрал  для  вас  религию.  И умирайте  не  иначе,  как  будучи мусульманами»» (2:132).

Ислам—  это  покорность  Всевышнему  Аллаху  посредством  признания  Его Единственности (таухид —  и повиновения Ему,  что  предполагает  отказ от придавания Аллаху сотоварищей, или  многобожия (ширк— и отречение от совершающих ширк. Это религия всех пророков. Всевышний Аллах передаёт в Своей Книге слова пророка Нуха (мир ему): «…и  мне  велено  быть  одним  из  мусульман» (10:72).

Всевышний также сказал: «Муса [Моисей] сказал:  «О мой народ! Если вы  уверовали  в  Аллаха  и  стали мусульманами,  то  уповайте  на  Него»» (10:84).

Ислам включает в себя все законы (шариаты), с которыми Всевышний посылал к людям пророков. Мусульманами, то есть покорившимися Аллаху,  являются последователи каждого из пророков, посланных к людям до начала пророческой миссии Мухаммада, который был печатью пророков. Его миссия объединила небесные религии и носила всемирный характер— Всевышний  Аллах  направил  его  ко  всем  людям  и  джиннам.  Религия,  с  которой пришёл к нам Мухаммад, будет существовать и останется неизменной до самого Судного дня. Аллах обязал всех людей исповедовать эту религию и подчиняться её законам.

Всевышний сказал: «От того, кто ищет религию помимо ислама, никогда  не  будет  принято  [то,  что  он найдёт], и в Последней  жизни он  окажется среди потерпевших убыток» (3:85).

Всевышний освободил от бремени и оков тех, кто уверовал в Мухаммада   и последовал за ним. Всевышний сказал: «…которые  последуют  за  посланником,  не умеющим читать и писать пророком, запись о  котором  они  найдут  в  Таурате  [Торе]  и Инджиле  [Евангелии].  Он  будет  призывать их к одобряемому и удерживать от предосудительного, объявит благое дозволенным, а скверное  — запрещённым,  и  освободит  их от  бремени  и  оков.  Те, которые уверуют  в него, станут почитать его и поддерживать и последуют  за  ниспосланным  вместе  с  ним светом, непременно преуспеют» (7:157)

Облегчение,  снисходительность  и  избавление  от  тягот  ожидает  тех,  кто последовал  за этим  благородным  пророком  и  милосердным  посланником, одним  из  важнейших  качеств  которого  было  милосердие.  Его  Шариат пронизан  лёгкостью,  и  каждый  человек  может  без  труда  исполнять  его предписания,  потому  что  лёгкость,  заключённая  в  нём,  устраняет  всё трудное.

Всевышний сказал: «С каждой тяготой — облегчение» (94:6).

Благо неотделимо от Шариата Всевышнего. Все его веления— благие, и его побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого — благо, и запрет, налагаемый им на всё скверное — благо, и, в то же время, он — воплощение лёгкости и снисходительности. Сколько благ были запретными для живших до нас, а потом стали дозволенными для нас благодаря исламу!

Всевышний сказал: «За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали [или часто сбивали людей] с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им» (4:160).

Можно ли представить себе большую снисходительность и большее облегчение, чем это?

Всевышний сказал: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185).

Всевышний также сказал: «…и  не  сделал  Он  для  вас  в  религии  никакого затруднения» (22:78).

Всевышний также сказал: «Аллах  не  возлагает  на  человека  ничего непосильного» (2:286).

Всевышний также сказал: «Бойтесь Аллаха, насколько это возможно» (64:16).

А Посланник Аллаха   сказал: «Из того, что я велел вам, делайте то, что можете…» [Аль-Бухари; Муслим].

Всевышний Аллах позаботился о Своих рабах, упорядочив в Своей религии все их дела, облегчив им трудное и проявив Своё милосердие к ним.

В  Шариате  есть постановления  для  любого  случая. Например, мы  знаем о том,  что  человеку,  который  отправился  в  путешествие  в  рамадан, разрешается не соблюдать пост  и перенести его на другие дни, чтобы ему было  легче  поститься.  Путешественнику  также  разрешается  сокращать молитву, совершая вместо четырёх рак’атов два, а также соединять вместе две  молитвы.  Человеку,  который  остерегается  какой-либо  опасности, разрешается совершать молитву в соответствии с его положением — верхом или  на  земле,  обратившись  в  сторону  киблы  или  в  другую  сторону.

Всевышний сказал: «Если вы боитесь, то молитесь на ходу или верхом» (2:239).

Больному разрешается совершать молитву так, как он может,— стоя, сидя или лёжа на боку. Всевышний Аллах не взыскивает с мусульманской общины за сделанное  по  ошибке, по забывчивости или по принуждению: «Господь  наш!  Не  наказывай  нас,  если  мы забыли или ошиблись» (2:286).

Ибн ‘Аббас передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Аллах снял с моей общины ответственность за то, что они сделают по ошибке, по забывчивости или по принуждению» [Ат-Табарани; Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным].

Пророк также сказал:  «Пусть  тот,  кто  соблюдал  пост  и  поел  или  попил  по  забывчивости, продолжает  поститься,  ибо,  поистине, это  Аллах  накормил  и  напоил его» [Муслим].

Всевышний  Аллах установил нормы для случаев необходимости.  Человеку, оказавшемуся в безвыходном положении, разрешается то, что запрещается в  обычных  случаях.  В  качестве  примера  можно  привести  употребление  в пищу мертвечины. Всевышний сказал: «Он запретил вам мертвечину, кровь,  мясо свиньи  и  то,  что заколото  не  ради  Аллаха. Если  же  кто-либо  вынужден  [съесть запретное], не стремясь к запретному и не преступая пределы необходимого, то нет на нём греха. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный» (2:173).

Всевышний также сказал: «Если же его вынуждает к этому голод, а не стремление  к  греху,  то  ведь  Аллах  — Прощающий, Милосердный» (5:3).

Мусульманину  разрешается  совершать  вместо  малого  омовения  (вуду) очищение землёй или песком (тайаммум) — в случае отсутствия воды или  невозможности  воспользоваться  ею  по  причине  возможного  вреда. Человек  просто  ударяет  по  земле  руками  и  протирает  лицо  и  руки.  Всевышний сказал: «Если  же  вы  больны  или  находитесь  в путешествии, если кто-либо из вас пришёл из места,  где  справляют  нужду,  или  вы  имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то  очищайтесь  благой  [чистой]  землёй, обтирая ей лица и руки. Аллах не желает затруднения  для  вас,  а  хочет  очистить  вас  и довести  до  конца  Свою  милость  по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны» (5:6).

Повелев мусульманам сражаться на Его пути, Всевышний также учёл их положение: «Нет  греха  на  немощных,  больных  и  тех, которые  не  находят  средств  на пожертвования,  если  они  искренни  перед Аллахом и Его Посланником. Нет оснований укорять  творящих  добро.  Поистине,  Аллах — Прощающий, Милосердный» (9:91).

Всевышний также сказал: «Нет греха на слепом, нет греха на хромом, нет греха на больном…» (24:61).

Можно  привести  и  другие  примеры  снисходительности  и  лёгкости  ислама.

Например, ислам запрещает человеку излишне усердствовать в поклонении, изнуряя себя, и побуждает к умеренности и золотой середине.

Аль-Бухари  (да  помилует  его  Аллах)  передаёт:  «Однажды  к  домам  жён Пророка  пришли  три  человека,  которые  стали  расспрашивать  о  том,  как поклоняется Аллаху Пророк  . Когда им рассказали об этом, они, видимо, посчитав, что это не так уж много, сказали: «Как далеко нам до Пророка, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!» Потом один из них сказал: «Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт!». Другой сказал: «А я буду постоянно соблюдать пост». Третий же сказал: «А я буду  сторониться  женщин  и никогда не  женюсь».  А потом  к  ним  подошёл Посланник Аллаха  , который спросил: «Это вы  говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом,  я  больше вас  страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также заключаю браки, а тот, кто не желает следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения»».

Сунна Пророка — золотая середина между чрезмерностью и нерадением, в ней нет преувеличений и излишнего усложнения, но нет и попустительства.

Пророк делал благое постоянно, но при этом придерживался умеренности, не  доводя  себя  до  изнеможения  —  ведь  на  душу  не  возлагается  ничего, кроме того, что ей по силам.

Да сделает Аллах Коран и Сунну благодатными и полезными для нас и да поможет  Он  нам  воспользоваться  чудесами  и  мудростью,  которые заключены в них. Поистине, Он — Слышащий, Отвечающий (БаракаЛлаху ли валякум  фи-ль-  Кур’ани  ва-с-суннати  ва  нафи’ни  ва  иййакум  бима  фихима мина-ль-айати ва-ль- хикмати иннаху Сами’ун Муджиб).

По книге: Сборник пятничных проповедей (пер. с арабского)

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика