Знания

Разъяснение истинной сущности знания

5caea8c17eea9c1e40ed195cd42Лучшее из того, что могут приобрести души и заполучить сердца  и  посредством  чего  раб  может  обрести возвышение в мире этом и в мире вечном — это знание и вера.

Поэтому Всевышний Аллах объединил их, сказав:

«А те, кому дарованы знание и  вера, скажут: «В  соответствии с предписанием  Аллаха  вы  пробыли  там  до  Дня воскресения»» (сура 30 «Румы», аят 56).

Всевышний также сказал:

«Аллах  возвышает  по  степеням  тех  из  вас, кто уверовал, и  тех, кому  даровано  знание»  (сура  60 «Препирательство», аят 11).

Эти люди — лучшие в мире, они — суть бытия и для них предназначены высшие степени.

Однако  большинство  людей  имеют  неверное представление   о   таких   понятиях,  как  знание  и  вера, которые  действительно  приносят  человеку  счастье  и возвышение. Каждая  группа  считает, что  то  знание  и  вера, которые  есть  у  неё, — и  есть  те  самые, которые  помогают обрести  счастье. Однако  в  действительности  это  не  так. У большинства  из  этих  групп  нет  спасающей  веры  и возвышающего  знания. Более  того, они  закрыли  для  себя пути  знания  и  веры, которые  указал  Посланник (да благословит его Аллах и приветствует),  и  к которым  он  призывал  общину, и  которыми  следовал  он сам вместе со своими сподвижниками и теми, которые пришли после него и шли по их следам.

Каждая  группа  считает  знанием  то, что  есть  у  неё, и радуется  этому:

«Но  они  разорвали  свою  религию  на части, и каждая группа радуется тому, что имеет» (сура 23 «Верующие», аят 53).

А большую часть того, что есть у них, составляют пустые слова (может иметься в виду калам — схоластическое богословие), мнения и измышления! А знание — за  словами, как  сказал  Хаммад  ибн  Зейд: «Я  спросил Айюба:  «Знания  больше  сегодня или  его  было больше  в  прошлом?» Он ответил: «Сегодня больше слов, а знания было больше  в  прошлом!»» Так  этот  человек, обладавший пониманием, провёл разделительную черту между знанием и словами.

Книг  очень  много, и  слов, споров, гипотез  и умозаключений — тоже много. А знание не имеет отношения к большинству из них. Знание — то, что принёс Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) от  Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

«Тому, кто станет препираться с тобой относительно него после того, что к тебе явилось из знания» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 61). И  Он  сказал:

«Если  же  ты  станешь  потакать  их желаниям после того, как к тебе явилось знание» (сура 2 «Корова», аят 120). И Он  сказал о Коране:

«Он  ниспослал его  со  Своим  знанием» (сура 4 «Женщины», аят 166). То есть в нём — Его знание.

Когда после ниспослания  этого знания прошло много времени, многие люди дошли до того, что приняли за знание возникающие идеи, мысли  и мнения и стали писать об этом «знании» книги, тратить на него свою жизнь и терять на него своё  время. Из-за  него  они  исписали  свитки  чернилами, а сердца  свои  сделали  чёрными. Некоторые  из них  дошли  до того, что открыто заявили: мол, в Коране и Сунне нет знания,  и  доказательства  их — словесные [теоретические], не дающие убеждённости и знания!

Шайтан  провозгласил  это  среди  них, и  они  стали передавать это утверждение друг другу, распространяя его, и из-за него сердца их напрочь отделились от знания и веры, подобно тому, как отделяется змея от своей кожи и одежда — от снявшего её.

Один  из  наших  товарищей рассказал  мне об  одном  из последователей и учеников этих людей. Увидев его занятым изучением  их  книг, несмотря  на  то, что  он  ещё  не  выучил Коран, он сказал ему: «Если бы ты выучил Коран, это было бы лучше для тебя!» А тот сказал в ответ: «А разве в Коране есть знание?!»

Один  из  этих  имамов  сказал  мне: «Поистине, мы слушаем  хадис  ради  благодати, но  не  получаем  из  него никакого знания, потому что другие избавили нас от этого дела и мы опираемся на то, что они поняли и утвердили».

Положение  человека, знания  которого  имеют  такой предел, можно сравнить с тем, о ком поэт сказал:

Они поселились в Мекке средь племён Хашима,

А я поселился в Батхе — самом далёком месте…

Наш шейх как-то сказал мне, описывая этих людей: «Они обошли  глав  мазхабов  и  собрали  при  этом  ничтожный урожай. И  достаточно  тебе  в  качестве  доказательства  того, что  имеющееся  у  них — не  от  Аллаха — противоречия, разногласия и несоответствия [частей их знания друг другу].

Всевышний  Аллах  сказал:

«Ведь  если  бы  он  был  не  от Аллаха, то  они  нашли  бы  в  нём  много  противоречий» (сура 4 «Женщины» аят 82). Это свидетельствует о том, что в том, что  от  Него, нет  противоречий, и  то, в  чём  есть противоречия и несоответствия, — не от Него».

Как могут быть мнения, фантазии и приходящие в голову мысли  религией, которую  исповедуют  и  в  свете  которой судят об Аллахе и  Его Посланнике?! Пречист Ты, поистине, это — великий навет!

Знание сподвижников, которое они вместе приобретали и повторяли, отличалось от знания этих противоречащих друг другу  и  измышляющих. Как  сказал  аль-Хаким  в  биографии Абу ‘Абдуллаха  аль-Бухари: «Сподвижники  Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), собираясь  вместе, повторяли  Книгу  Аллаха  и Сунну их Пророка, не упоминая ни мнений, ни аналогий».

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика