Семья

Ругаться матом значит оскорблять свою маму

MyarpW3NpLgИз жизни
Одна моя знакомая мусульманка рассказывала, что обучаясь на первом курсе университета, она так часто слышал произносимые сокурсниками бранные слова, что невольно начинала повторять их сама.

Однажды это заметил ее отец и твердо потребовал, чтобы она перестала их употреблять. Тогда она дала отцу обещание и, хвала Аллаху, выполняет его до сих пор.

Теперь, воспитывая своих детей, моя знакомая наложила абсолютное табу на использование непристойной лексики, даже на «пограничные» слова и выражения, употребляя которые она рискует показаться невежливой (например, «тупица», «пофиг», «блин» и т.д.). И приучает детей к тому же. Долгое время ее дети даже не знали значения этих слов, но ситуация изменилась, когда дети стали ходить в школу.

Когда она сама занималась их воспитанием дома, то было значительно проще контролировать речь детей. Но как только они поступили в школу, круг их знакомых значительно расширился, и они узнали много нового — как нужного, так и ненужного. Хорошо известно, что в кругу многих подростков употребление крепких выражений сейчас считается «модным», а слова, перечисленные выше, – и вовсе воспринимаются как норма молодежного сленга.

Немного этимологии
Слово «мат» применяется как сокращенное от «матерщина». В словарях до первой половины XX века указано слово «матерщина», но нет слова «мат» в аналогичном значении.

Слово «матерщина» произошло от слова «мать». Так, к слову «мать (мама)» в Толковом словаре В.И. Даля указаны производные слова и выражения – «Матерный — пахабный, непристойно мерзкий, о брани», «Матерность, матерщина — пахабство, мерзкая брань», «Матюг(к)ать — сквернословить, ругаться», «Загинать матюки».

Как получилось, что такое прекрасное слово «мама» дало обозначение сквернословию?
Источники средних веков содержат выражение «лают отцем или матери», со значением — ругаться на кого-либо, с желанием оскорбить, упоминая при этом отца и мать того, к кому обращаются, для усиления оскорбления. Как известно, в средние века традиции семьи были сильны, и не было ничего более оскорбительным, чем нанесение оскорбления родителям.

Из истории болезни
Мысленно возвращаясь к студенческим временам, я вспомнила спор двух моих однокурсников. Один из них утверждал, что «крепкие» словечки помогают ему отстоять свою точку зрения в разговоре. А моя однокурсница спросила его, как бы он описал очень красивую девушку, не используя некрасивого слова? Он долго пытался что-то ответить, но у него ничего не получилось. После этого мы с однокурсницей еще больше укрепились в мысли в отсутствии необходимости в использовании скверных слов. Собеседник же, напротив, считал, что таким образом он очень ярко выражает свои эмоции. Мне, конечно же, хотелось бы думать, что подобное отношение свойственно лишь тем, кто не знает о важности и нужности благих слов. Однако я все чаще замечаю в речи окружающих меня мусульман «словесный мусор».

И здесь, можно «поставить» диагноз современному «мусорному» языку – алексетимия. «Алекситимия — неспособность пациента называть эмоции, переживаемые им самим или другими людьми, т. е. переводить их в вербальный план».

Как известно, брань может быть аффективная (когда наступаешь на кошку) и паразитическая (для связки слов). Паразитическая брань, равно как и другие слова — паразиты («короче», «ну», «вобщем» и т.д.) — это попытка восполнить бедность словарного запаса. Люди так привыкают к словам — паразитам, что избавиться от них весьма сложно. К тому же если убрать из употребления матерные слова, сразу явственно проступает лексическая и культурная обедненность речи.

Заметки мамы с детской площадки
Как и многое другое в нашей жизни, язык постепенно деградирует. Сквернословие становится нормой, общеупотребимыми теперь являются даже те слова, что раньше считались непристойными. Хвала Аллаху, мои дети пока не используют бранных слов, но кто знает, сколько еще они смогут сдерживаться и не знать всех этих выражений? Многим школьникам уже сейчас сложно находить друзей, которые не чертыхаются на каждом шагу, не говоря уже об использовании жаргона. Многие дети позволяют себе нелицеприятно высказываться даже в сторону собственных родителей и в присутствии взрослых! Всё это легко можно наблюдать, элементарно гуляя на детской площадке, где наряду с дошколятами гуляют дети более старшего возраста. Тех, кто не ругается, в такой компании называют «слабаком» и «тряпкой»… В такой ситуации мои представления о чистоте языка начинают казаться утопичными!

Откуда ноги растут?
Если дома ругаются матом, то и дети начинают ругаться раньше. Если в семье царят мир, любовь и взаимопонимание, то и ребенку не за чем привлекать к себе родительское скудное внимание посредством матерных словечек.

Среда, в которой находится ребенок, это также весьма важный фактор возможности возникновения нецензурных слов в речи ребенка. Родители обязаны знать, с кем общается их ребенок и, в случае чего, адекватно реагировать на происходящее.

Дети, используя мат, обходятся десятком слов, употребляя их в анекдотах, в настенной письменности, в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.

Так, дети двух — пяти лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.

В возрасте пяти — семи лет основной движущей силой является бунт против того «как принято, как надо». При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя.

В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Некоторый взрослые сторонятся матершинников, и дети, замечая это, думают что так можно заставить себя уважать и бояться.

К двенадцати — четырнадцати годам подростки, как правило, употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Мат исчерпывает себя, т.к. перестает удовлетворять культурные потребности ребенка.

Что делать?
1. Постарайтесь, чтобы матерные слова и жаргонизмы вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.

2. Если бранное слово все-таки слетело с уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и понаблюдайте, как будет реагировать ребенок. Если ребенок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и, не дождавшись, повторит провокацию или решит что слово обычное и в нем нет ничего такого, и, потеряв интерес, забудет о нем. Если же ребенок не ожидает от вас никакой реакции, то, видимо, слово это он просто где-то «подцепил» и если не акцентировать на нем внимание, то словечко также и отцепится.

3. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное — сохранить спокойствие. Конечно, трудно сдержаться, не отреагировать и не наказать ребенка, ведь вам и стыдно, и обидно, и хочется оправдаться. Сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность, скажите что-нибудь в роде «ну да, бывает», улыбнитесь и смените тему разговора. А уже потом, когда остынете, поговорите с ребенком.

4. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.

5. Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его что значат эти слова, пусть расскажет вам или нарисует, объяснит значение. Возможно, ребенок и сам не знает, что говорит. Здесь можно пойти на хитрость и попытаться преобразовать нецензурное слово до близкого по звучанию и значению обычного слова, как бы поправляя ребенка. Если такой возможности нет, то объясните ребенку, что они значат и скажите, что слова эти очень обидные и говорить их нельзя.

6. Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, родители должны показать ребенку что они понимают и принимают его чувства, как бы говоря «Я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, и тебе это неприятно и хочется ругать». Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка, как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.

7. Если жаргонизмы уже закрепились в речи ребенка, то можно дать ему почитать словарь ненормативной лексики или что-то подобное. Ведь если чего-то много, оно доступно и не наказуемо, то быстро надоедает.

8. Если ребенка приобщили к мату более просвещенные сверстники, воздержитесь от брани и оскорблений как в адрес ребенка, так и его друзей. Это только усугубит противостояние. Лучше тактично и убедительно объяснить ребенку что мат — это не только неприлично, но и некрасиво и по-детски, и как показатель его развития недостойно его как человека.

9. Если ребенок мотивирует свою брань тем, что «все остальные тоже ругаются», попробуйте объяснить ребенку что нецензурная лексика — это такая же зависимость как курение и алкоголь, и как никотин разрушает легкие, так и мат обедняет словарный запас и восстановление будет сложным и мучительным. Что мат это вовсе не показатель взрослости, а обычная пагубная привычка. Сложнее, если ребенок ровняется на лидера компании.

Желание материться пропадает само, когда ребенку встречается более культурный и не менее авторитетный образец для подражания.

Чего делать нельзя.
1. Нельзя запрещать ребенку ругаться матом как раз теми самыми словами, которые вы ему запрещаете.

2. Ни в коем случает нельзя стыдить ребенка, тем более на людях.

3. Не надо обобщать. Если уж вы так хотите отчитать ребенка, то отчитывайте за что-то конкретное, не делая из мухи слона.

4. Нельзя просто запретить ругаться матом, ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату.

5. Наконец, если же ребенок не принимает объяснений, продолжает ругаться матом и делает это непроизвольно, то лучше обратиться к специалисту (например нейропсихологу).

Мотиваторы номер один!
Ислам предписывает нам не произносить скверных речей и употреблять только достойные слова. То, как мы говорим, во многом определяет, попадем ли мы в Рай или в Ад. Об этом прямо упоминается в многочисленных хадисах. Кроме того, в Коране благие слова сравниваются с полезным деревом:

«Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, – быть может, они помянут назидание». (14:24-25)

«Говорите людям хорошее…» (2:83)

«…и говорите с ними хорошими, добрыми словами… (4:5)

Благочестивые люди ценят чистоту речи и пристойные слова, в то время как некоторые молодые люди поддаются искушениям и используют нецензурные выражения. Мое сердце разрывается на части, когда я слышу, как дети вульгарно шутят, ругаются между собой или оскорбляют друг друга.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово». (33:70)

В делах воспитания мы не всегда достигаем в точности того, что запланировали. Если мы имеем целью уберечь детей от использования только нецензурных слов, наши старания рано или поздно сойдут на нет. Если же мы убедим их отказаться от использования всех бесполезных выражений – их речь будет содержать гораздо меньше словесного «мусора», даже если они не откажутся от него полностью. И, разумеется, в таком случае они навряд ли станут сквернословить.

«… не услышат ни празднословия, ни греховных речей…» (56:25)

«… которые уклоняется от пустословия…» (23:3)

В заключение хотелось бы еще раз напомнить. Если мы будем произносить только праведные слова, то сможем получить прощение Аллаха. Это ли не великая награда для тех, кто тщательно следит за тем, чтобы ни одно бранное слово не проникло в его речь?

Истинно верующим в Аллаха следует стремиться к чистоте языка. Мы должны испытывать внутреннюю потребность искоренить все те нецензурные слова, что стали частью повседневной жизни. Я призываю всех родителей тщательно следить за лексиконом детей, обучая их на своем собственном примере и отслеживая их круг общения.

Юлия Замалетдинова, к.псих.наук
Гл.редактор детского журнала «Светлячок и его друзья»

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика